Философия З. Фрейда

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Сущность массовой души       3
2. Характер отношений внутри коллектива     6
3. Жизнь отдельного человеческого «Я»     9
4. Литература          15

1. Сущность массовой души

3. Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов. 3. Фрейд обратил внимание, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте и связанными с реальными или воображаемыми сексуальными домогательствами со стороны близких взрослых противоположного пола (например, отца, брата, дяди). Подобные травмы вызывали у своих носителей тяжелые переживания, осознание которых могло оказаться невыносимым для ребенка. Поэтому травмирующие воспоминания изгоняются, вытесняются из сознания, причем происходит это без какого-либо участия сознания человека, бессознательно. Однако они не исчезают, а продолжают существовать, но существовать неосознанно. Более того, они становятся активной силой, влияющей на поведение, мотивирующей его. Наличие таких неосознанных переживаний и мотивов вызывало, считал 3. Фрейд, невротические симптомы заболеваний во взрослом возрасте. 3. Фрейд и его коллеги заметили, что симптомы заболеваний исчезают, когда пациент отреагирует это воспоминание, т.е. вспомнит и как бы вновь переживет травмирующее событие. Обращение к детскому опыту для понимания переживаний взрослого человека было важнейшим открытием 3. Фрейда.
Для лечения заболеваний такого типа 3. Фрейд и его коллеги использовали разные методы, например гипноз. Однако наиболее эффективным оказался изобретенный 3. Фрейдом метод свободных ассоциаций. При использовании этого метода пациент лежит на кушетке, а врач побуждает говорить все, что тому придет в голову, не думая о том, насколько это глупо, мелко или неприлично, как он может выглядеть в глазах врача. Поскольку причина невротических симптомов скрыта в сфере бессознательного, и сам пациент даже не подозревает, что именно вытеснено, то врач должен уметь распознавать в словах пациента эти скрытые симптомы и помочь отреагировать вытесненные переживания. При этом вытесненный материал осознается с трудом. Такое осознание может сопровождаться резким сопротивлением со стороны пациента.
Именно этот метод и получил название психоанализа. В дальнейшем к нему присоединилось также толкование сновидений, содержание которых, по мнению 3. Фрейда, позволяет открыть неосознанные проблемы человека, а в дальнейшем - все то, что он назвал «психопатологией обыденной жизни» - всевозможные ошибки, оговорки, забывание того, что надо было сделать или взять с собой, а также шутки. Все это, считал 3. Фрейд, не случайность, а проявление бессознательного. Влияние бессознательного проявляется и в творчестве человека. Так психоанализ был перенесен из медицины на понимание того, как работает психика человека в норме.
В итоге психоанализ превратился в психологическую теорию, а затем и в одно из направлений философии. Представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, возникшими в результате либо подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов, произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным.
Характеризуя значение этого переворота, один из биографов 3. Фрейда поясняет: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме». Подобную оценку разделяют многие авторы, рассматривавшие роль психоанализа в развитии не только науки, но и культуры всего общественного сознания в XX в.
Однако Фрейд считал, что анализ бессознательного имеет недостатки и нуждается в дальнейшем развитии с позиций психоаналитической теории, что и было сделано в книге «Групповая психология и анализ эго», написанной в 1921 г.
Как известно, вся система общественных отношений объяснялась Фрейдом с позиции теории либидо, составлявшей энергетическое начало, в поведении людей. Побуждающая энергия либидо направляется и регулируется системой бессознательных механизмов психики, которые трансформируют общественно неприемлемые влечения в социально принятые формы их реализации. Иными словами, это означало, что все отношения между людьми и отношения в обществе в целом носят в своей глубоко скрытой основе либидонозный характер, а на поверхности трансформированные механизмами рационализации, переноса и проекции выступают как политические, социальные, национальные и т. п. отношения. Большую роль играют здесь также концепции нарциссизма и группового нарциссизма, но у нас нет возможности остановиться на них подробнее.
Главное заключается в том, что понятия либидонозых отношений и нарциссизма использованы Фрейдом также и для объяснения механизмов поведения толпы. По его мнению, решающую роль играет лидер толпы, на которого направлены бессознательные либидонозные чувства людей. Лидер для них выступает в роли «отца». Этим обусловливается единство толпы. Механизм идентификации участников толпы с ее лидером означает, что они отказываются от собственного супер-эго, которое обычно осуществляет контроль над их отношениями с обществом, и передают его функции лидеру. Тем самым они оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое его указание. Этим объясняется и «уравнивание» индивидов, и «однородность» толпы, и способность людей совершать действия, которые индивидуально для каждого из них были бы невозможны. Важно подчеркнуть при этом, что понятие «лидер» Фрейд наполнял очень широким содержанием. В роли «лидера» может выступать, по его мнению, не только конкретный реальный человек, но и такие символические фигуры, как, например, Христос. В этом же качестве может оказаться просто лозунг, призывающий к чему-то. Поэтому толпа способна действовать и в отсутствие реального лидера.
2. Характер отношений внутри коллектива

Сущность фрейдовской теории общества в том, что устойчивое человеческое общество может существовать лишь в том случае, если будут преодолены универсальные отцеубийственные тенденции, с тем чтобы сохранялась семья — «клетка общества». Отсюда табу на инцест, представляющий собой компонент эдипова комплекса, поощрение брака за пределами семьи; разные семьи объединяются в кланы, племена и в конечном счете нации. Таким образом, психологическим ядром культурного развития, согласно этой теории, является преодоление эди-пова влечения.
Фрейд подкрепил свою концепцию обширным антропологическим материалом, большую часть которого он взял из книги «Золотой лук» (1890) Джеймса Джорджа Фрейзера. Работа Фрейзера подтверждала его мысль об универсальности как табу на инцест, так и табу на убийство священного (тотемного) животного, которое символизирует отца племени. Эта социологическая теория вызвала в среде антропологов много возражений, однако она была первым психодинамическим обоснованием распространенных брачных законов, запрещающих различные формы инцеста, а также того широкого разнообразия религиозных табу, которое существует в примитивных обществах.
Фрейд утверждает, что поведение членов группы сродни поведению человека в состоянии высокой внушаемости, например под воздействием гипноза, но он идет дальше и задает вопрос, который не обсуждался Ле Боном: кто же гипнотизер? Фрейд утверждает, что лидер группы повергает ее членов в гипнотическое состояние, а их отношение к лидеру объясняет и их отношения между собой. Вожак становится для каждого индивида воплощением «Я-идеала», которому он передает все свои способности к критическому осмыслению своих действий, в точности как загипнотизированный человек полностью вверяет себя воле гипнотизера. Этот общий «Я-идеал», которым каждый из членов группы связан с лидером, обусловливает и их внутреннюю связь между собой, ибо через свою общую привязанность к лидеру они солидаризируются друг с другом.
Объясняя природу привязанности группы к лидеру, Фрейд пользуется концепцией «либидо поставленной цели», или десексуализированного либидо. Члены группы связаны с лидером либидозными узами, но лидер не связан эмоциональными привязанностями ни с кем, кроме самого себя. Кстати, именно этот нарциссизм и делает его лидером. «Он не любит никого, кроме себя и тех людей, которые могут быть ему полезны». Он обладает властной натурой, уверен в себе и независим. Таким образом, он воплощает в себе те черты, которых отдельные члены группы не способны достичь, и именно поэтому он становится их «Я-идеалом».
Предложив идею либидо, связывающего членов группы с лидером, Фрейд смог отбросить термин Троттера «стадный инстинкт» в качестве силы, ответственной за сплочение группы. Толкование Фрейда объясняло и взаимоотношения между членами первичной социальной группы - семьи. Взаимные привязанности членов семьи проявляются как либидозные связи и не требуют открытия некоего нового особого инстинкта. Один и тот же принцип может быть применен для объяснения как внутрисемейных связей, так и связей внутри более широкого образования — социальной группы.
В теории Фрейда недостает полного описания эмоциональных связей членов группы с лидером: по современной психоаналитической теории, это эмоциональное воздействие может быть определено как возврат к младенческому состоянию зависимости от родителей. Регрессивная -природа группового поведения в этом случае достаточно удовлетворительно объясняется духовной зависимостью членов группы от лидера, под влиянием которого они отказываются от сокровенных родительских образов (то есть их собственной совести) и регрессируют до той фазы, во время которой они слепо следовали воле родителей. По всей видимости, большинство людей сохраняют достаточную степень остаточной младенческой зависимости и неуверенности, чтобы быть восприимчивыми к такой эмоциональной регрессии. Недаром вечным мотивом искусства и философии является блаженная безопасность садов Эдема.
Теория Фрейда помогла раскрыть динамику группового поведения. Концепция зависимости от лидера решает ту внешне противоречивую загадку, когда группа может быть не только свирепой и разрушительной, но способна также на самопожертвование и преданность. Очевидно, что поведение группы зависит от природы и идеалов самого лидера, который может повести эту группу в любом направлении. Более того, именно зависимостью группы от лидера можно объяснить такое явление, как паника. В момент опасности опора группы на лидера усиливается. Стоит лидеру проявить слабость, как членов группы охватывает парализующий страх, ибо нет уже сильной руки, в которой они нуждаются, и они испытывают нечто сродни ощущению беззащитного ребенка, брошенного родителями. Так, в период опасности демократическое общество готово поступиться частью своих свобод, чтобы придать правительству больше веса.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!