Философия В. Татищева

8 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Значительную роль в освобождении науки и философии от безусловного подчинения религии сыграл В. Татищев. В одной из своих социально-философских работ «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» Татищев утверждает абсолютную необходимость познания мира посредством разума, т. е. овладения науками. Это обучение и воспитание, которые должны начаться с детства, - «истинное увеселение в детях есть разум», - исключительное светлое, приносящее практическую пользу («география показует не только положение мест... но и нравы людей, природное состояние воздуха, земли... физика - «весьма полезно знать свойства вещей по естеству»). Наука, таким; образом, должна быть ориентирована на познание реальной жизни, объективного мира, предметов и явлений, окружающих человека. Сам человек при таком подходе еще не специальный объект исследования, он интересен как живое существо, часть природы, подданный государства. Татищев разработал практически первую в России классификацию наук. Проблема классификации наук, начиная с Платона и Аристотеля, была одной из основных в философии, она находила свое отражение у Томаса Аквинского в средние века, Бэкона в Новое время.

Татищев исходит в своей классификации из двойственной природы человека - его двух «свойств», т. е. души и тела. Душа - бессмертна, исследование ее - это особая область - «душевное Богословие», и Татищев осторожно как бы обходит эту область. Но зато и «телесная» область философии свободна от богословской оценки. Все явления видимого мира, в том числе и человеческие отношения, учение о нравственности, опирается не на религию, а на «закон естественный», с которым согласуются и религиозные учения.

Но деление знаний на «телесные» и «душевные» - не единственное у Татищева. Он распределяет все науки на следующие разделы: нужные - экономика, медицина, право, логика, богословие; полезные -- красноречие, механика, история, ботаника, физика; щегольские или увеселяющие, т. е. полезные в обществе, - музыка, «танцевание», верховая езда, рисование, любопытные или тщетные, «пользы не приносящие» - алхимия, астрология, хиромантия; вредительные - волхвование, чернокнижество. Это была не просто формальная классификация, но утверждение нового, просветительского подхода к науке - выделение практически ценных и решительное осуждение мистики, суеверий.

Понятие полезности, практической целесообразности настойчиво утверждалось Татищевым и в его теоретической деятельности, и в его практической работе - он выполнял сложные поручения двора в качестве администратора в различных губерниях России, организатора промышленности.

Просветительская ориентация социально-философских идей Татищева, его понимание природы прогресса в полной мере обретали коренные сдвиги в сознании российского общества, связанные с эпохой петровских преобразований. Не отвергая религию, он отводит ей определенное место в общей структуре человеческого прогресса. Первое просвещение ума, писал Татищев, подавало обретение письма, другое - ... пришествие и учение Христово, третье -обретение тиснения книг. Очевидно, что письменность, книжная культура - основы науки - занимают здесь достойное место.

Не обращается Татищев к религии, к богословским основаниям даже тогда, когда рассуждает о характере государственного строя. Он безусловный сторонник твердой монархической власти, самодержавия в России, но обоснование его - рационалистическое, просветительское... Характер власти зависит отусловий существования этого государства, т. е. от земных, естественных факторов, а не божественного предопределения. Народы малые и не подвергающиеся нападениям, рассуждает Татищев, могут «с удобством... усвоить себе демократический строй» - «правиться общенародно». Народы «великие», но безопасные от нападений, могут принять аристократическое правление. А что касается России, то, по Татищеву, «великие же и от соседей не безопасные государства без самовластного государя быть и в целости сохраняться не могут». В этом вопросе вся «ученая дружина» была едина - и Прокопович, и Кантемир обосновывали необходимость абсолютизма.

Петровские реформы в России наряду с освобождением быта, культуры от церковного влияния обусловили также освобождение духовной жизни от давления церковной идеологии. Доминирующая религиозная концепция не отбрасывается, но в ней выделяется новый идеал жизни, основанный на провозглашении ценности человека и человеческой личности. Для защиты и обоснования основных социальных идей того времени стали использоваться новые представления, не свойственные теологическому мышлению. На смену теологическим теориям происхождения власти пришло «естественное право или, как говорили в то время в России, «право натуры и народов». По распоряжению Петра с книгами по различным отраслям знания переводятся и труды, содержащие изложения теории естественного права и обосновывающие суверенитет власти монарха. Первые теоретики естественного права заложили основы нового учения об обществе. Они выступили против теологических теорий государства и права; место божественного права заняло у них человеческое право, а государство заняло место церкви. Общим стало стремление отделить вопросы государства и права от религии.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!