Философия средних веков

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Обычно феодальный строй сравнивают с пирамидой, основание которой крестьянство, кормящее всех, но бесправное, мировосприятие которого не выходило за пределы деревни. Военные потребности породили рыцарское сословие с противоречивой психологией, идеалами доблести, благородства, учтивости, щедрости, культа «прекрасной дамы», ориентирами, которые житейски легко переходили в свою противоположность. Церковная организация — стержень всей общественной системы, религия — господствующая идеология и психология. Монарх — наместник 66га на земле.

I — IV вв. — время, когда в Западной Европе складывается феодальный строй, формируется специфическая культура, из синтеза иудейского богословия и философских учений эллинистическо-римского периода вырастает христианская идеология. Ее главная установка — спасение человека и человечества. Бытие мира не принадлежит миру, оно ему дано, в это можно и должно верить и только верить. Истинное бытие — бог, от которого согрешившие люди ждут спасения. Христианская религия видела спасение в вере в бога. Повседневные потребности людей, их мирская жизнь, напротив, требовали объяснения того реального мира, природного« общественного, в котором обитал человек.

Классическое средневековое философское мышление было символическим, ибо реальность воспринималась не в качестве подлинного сущего, а как творение и проявление божества. Мысль человеческая ищет

скрытый в вещах, как символах, смысл. Этот смысл не дан чувственно эмпирически, он может быть зрим лишь умом. Иерархия сотворенных вещей только иерархия шифров, их надо разгадать. Границу двух миров — божественного и земного — преодолевает откровение, умопостигаемое содержание которого может дать философская интерпретация. Такого рода интерпретация в исходном плане носила оценочный, религиозно-нравственный характер. Человек должен был нести в себе и божественные, и земные свойства. Между «языческой» античной и средневековой философией фигурирует патристика, философия «отцов церкви», теоретическое обоснование христианской религии. Тертуллиан (ок. 160 — 230) с его принципом «верую потому, что абсурдно» противопоставил философии христианскую веру и обосновал подчинение философии теологии: разум ведет к ереси, вера — к истине.

Августин Блаженный (354 — 430) — епископ, идеи которого по сию пору весьма влиятельны в протестантизме и католическом мире, а «О граде божьем» и «Исповедь» — настольные книги широких кругов читателей. Истинная философия и истинная религия, полагал Августин, — одно и то же. Идеи Платона — это мысли творца перед актом творения. Церковь — прообраз «града божьего» на земле. Разрушение Рима в 410 г. — это только гибель греховного «града земного», божья держава вечна. Земной характер имеет и зло в человеке, добро же — от бога. Избавление от зла — в принадлежности к христианской церкви и в вере в бога, которая непосредственно коренится в воле и имеет первенство перед разумом: «Верь, чтобы разуметь».

К XI в. окончательно сложилась «школьная» философия, связанная прежде всего с интерпретацией Аристотеля и других древних философов. Внешне тематика схоластики (от лат. школа) была сугубо религиозной: «Может ли всемогущий бог создать такой камень, которого сам бы не смог поднять?» Богослов III — IV вв. Лактанций, прозванный «христианским Цицероном», так формулирует неразрешимые для теологии парадоксы: «Бог или желает уничтожить зло и не может; или не желает и не может; или желает и может.

Если желает и не может, он бессилен — это не подобает богу. Если может, но не желает, он достоин ненависти — это тоже не присуще богу. Если не желает и не может, он достоин ненависти и он бессилен — а это не бог. Если желает и может, что единственно подобает богу, тогда откуда берется зло? И почему он его не уничтожит?»1

Схоласты усматривали заблуждение человеческого разума в признании правила «единожды один — один», ибо постановления вселенских соборов указывали «единожды один есть три». Откровение имеет единого бога в трех лицах.

Пьер Абеляр, Уильям Оккам полагали, что общие понятия только имена, подлинное существо... присуще единичным предметам. Термины реализм и номинализм происходят от латинских слов «вещь» и «имя». Примечательно, что официальная церковь избегала поддержки обеих позиций.

Эриугена (810 — 877) рассматривал мировой процесс как нисхождение бога-отца (всеобщее бытие) через сына (особенное бытие) до множественности вещей и возвращение их к единству отца. Вслед за Платоном средневековый мыслитель полагает, ч^о общее предшествует единичному и выступает в качестве его основы. Это общее обнаруживается в понятиях человеческого ума и выражается словами. В конечном счете Эриугене важно показать, что в центре всего находится бог-творец, человек же — его творение, ступени жизни которого повторяют нисхождение бога в земной мир. Ансельм (1033— 1109), соратник Августина, прославился формулировкой так называемого онтологического бытия бога: человек мыслит бога как совокупность всех совершенств, один из атрибутов совершенного существа — реальное бытие. Значит, бог должен быть.

В полемике с реалистами номиналисты доказывают, что общие понятия не особые субстанции, общее коренится в значении слова.. Таково мнение Абеляра (1079—1142), автора книги «Да и нет», в которой он, следуя Аристотелю, показывал, что если общее понятие имеет реальное бытие, оно должно быть вещью. Скажем, дом вообще. А это нелепо. Диалектику общего и единичного не удалось раскрыть адекватно ни реалистам, ни номиналистам, но из номиналистической тенденции в XIII —XIV вв. вырастало стремление к опытному познанию человека и природы, критика схоластического мышления с опорой на веру и авторитет. Уже англичанин Роджер Бэкон (ок. 1210—1294) провозгласил: «знание — сила» и полагал, что нет большей опасности, чем невежество. Он проповедовал идею отделения теологии от светских наук, опыт и математику рассматривал в качестве основы научного знания. Соотечественник Р. Бэкона Дунс Скот (1270— 1308) более четко отстаивал принцип индивидуализации в понимании земного бытия. Усматривая в материи первооснову бытия индивидуальных вещей (она создана богом) и полагая, что материя наделена способностью мыслить, философ видит цель познания в постижении предметного мира и человека в нем. Эти идеи получили поддержку у Уильяма Оккама (ок. 1300— 1350), который вообще отделял веру от знания и учил, что философская истинность и истинность теологическая просто разные истины. Нет ни опытных, ни разумных доказательств бытия бога и бессмертия души, поэтому богословие не есть наука. Аргументация Оккама восходит к логике номинализма: общее — знаки многих вещей. Допустить общее до вещей — значит низвести его до единичного. Полагать общее в вещах — значит признавать его как индивидуальное. Общее существует в мысли, это понятия, одни понятия — знаки вещей, другие — знаки понятий, знаки знаков.

Случилось так, что когда в VIII — XI вв. культурное развитие Западной Европы только оживлялось, на Востоке расцветал арабский халифат, охвативший огромную территорию от Ирана до Пиринейского полуострова. Арабы стали преемниками античной культуры, на Восток бежали от преследований последние греческие философы. Так возникла мощная многоликая наука. Крестовые походы открыли европейцам этот удивительный мир, а через него и античность.

Ибн-Сина, лат. Авиценна (980— 1037) — один из энциклопедистов того времени, философ, врач, поэт. Постигая в конечном счете человека, Авиценна принимает материю за потенциальную возможность. Как последователь Аристотеля, он полагает, что божественный разум предшествует вещам, но человеческий следует за ними. Разум выявляет смыц:л вещей, их структуру, формы, способы соединения.

Данте в «Божественной комедии» ставит Авиценну рядом с Платоном и Аристотелем. «Канон врачебной науки», главный труд великого мыслителя, славился на уровне Библии и был около 600 лет учебником для врачей Востока и Запада. Фанатики уже после смерти Авиценны четырежды предавали его анафеме (последний раз при Хомейни в Иране). Среди стихов философа есть такой:

О, Всемогущий Бог, ты с нами слишком строг! Зачем грозить нам карами небесными,

Когда ты сам создать не смог Нас более разумными и честными?!

Последователем Авиценны был Омар Хайям (ок. 1048 — ок. 1123), выдающийся персидско-таджикский философ, ученый и поэт. Известны пять философских сочинений Хайяма: «Трактат о бытии и долженствовании», «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность», «Свет разума о предмете всеобщей науки», «Трактат о существовании», «Книга по требованию (Обо всем сущем)». Математические и астрономические изыскания, разработка отличавшегося высокой степенью точности календаря, как и рубаи, стихи о человеке в мире, о смысле жизни, ее трагизме и радости земного бытия — все это принесло Хайяму мировую и неувядающую известность.

В стихах Хайяма философские идеи выражены определеннее, чем в трактатах. Характерная черта его философских размышлений — скептицизм. Если бог — воплощение абсолютной справедливости, почему в сотворенном им мире столько много зла и несчастий? Если бог предопределил греховность человека, несет ли человек ответственность перед ним за свои прегрешения?

Мыслитель ставит под сомнение догмат о божественном предопределении, один из центральных в исламе. Сквозь общеидеалистическую позицию Хайяма прорываются богоборческие идеи, признание конечности человеческой жизни, поэтизация земного человеческого бытия во всем его чувственном многообразии. Согласно преданию, Хайям умер во время чтения «Канона врачебной науки».

Выдающийся мыслитель, систематизировавший и завершивший развитие схоластики в ее сути, Фома Аквинский (1225—1274) синтезировал христианское вероучение, идеи Августина с философией Аристотеля. В 1879 г. специальной энцикликой папы Льва XIII признан официальным католическим философом. Учение Фомы ныне фигурирует под названием неотомизма. Многотомная «Сумма теологии» и другие сочинения Фомы содержат сотни вопросов, подвопросов и ответов, объясняющих человеку его место и предназначение в истории мировых ступеней, ведущих к богу, концентрации универсалий, посредством которых осуществляется нисхождение бога в посюсторонний мир. Универсалии существуют до вещей, в божественном разуме, в вещах как их сущность и после вещей — в человеческом сознании. Согласно легенде, однажды во дворике Парижского университета «ангелический» доктор Фома Аквинский и «универсальный доктор» Альберт Великий выясняли, есть ли у крота глаза. Подвернувшийся садовник предложил принести живого крота и посмотреть. «Ни в коем случае! Никогда! — Воскликнули доктора. — Мы ведь спорим в принципе: есть в принципе у принципиального крота принципиальные глаза».

Все мироздание — иерархический порядок, в котором каждому индивидуальному существованию указано свое место сообразно высшей цели. Четыре ступени бытия — от неорганической материи до независимой от материи формы, человеческой души — эта иерархия покоится на признании первичности формы (форма форм — бог) перед материей, которая признается лишь в качестве возможности формы. Человеческая душа бессмертна, человеческая воля свободна, причиной и гарантом этой свободы является бог. Воля — это практический разум, направленный в отличие от теоретического не на познание, а на руководство нашими поступками. Разум человека подчинен воле. К четырем кардинальным добродетелям (мудрость, мужество, благоразумие, справедливость), ориентированным на земное бытие человека, Фома добавил три христианских: веру, надежду, любовь, которые ведут к вечному блаженству.

Развитие схоластики христианского Запада характеризуется нарастающей дифференциацией философии и теологии. Поздняя схоластика (XI — XIV вв.) оказывается рационализированной систематизацией натурфилософии и логики и способствует формированию естественнонаучного мышления. На востоке, в Византии (IV—XV вв.), где господствовала христианская религия в православной форме, развивались идеи позднеантичной философии, прежде всего неоплатонизм. Это обстоятельство сказалось на формировании древнерусской философской мысли. Г. Гейне в «Романтической школе» указывал на необычайный подъем духа в европейском средневековье. Даже камни соборов являлись человеку в призрачном одухотворении, становясь выразителем христианского спиритуализма. Таковы же католическая церковная музыка, скульптура и живопись.

Возникающие новые города, государства в государстве, эти центры ремесла и торговли, цеховых объединений ремесленников несли новые социальные тенденции, которые обусловили преодоление феодализма.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!