Философия средневековья 5

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение
1. Религиозный характер философской мысли средних веков
2. Номинализм и реализм
3. Учение Фомы Аквинского.
Выводы
Литература

Введение

Средневековая европейская философия - чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии, связанный прежде всего с христианством. Хронологически этот период охватывает V - XV вв. Специфику философских проблем и выбор способов их разрешения определяют принципы «откровения» и «монотеизма» (единобожия.) Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно ставит себя на службу религии. Философия - служанка богословия - таково было распространенное мнение образованных кругов средневековой Европы. Нельзя забывать и то, что большинство ученых было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия могла развиваться только с позиции церкви.
Основные проблемы философии в это время имели неповторимый колорит: Сотворен ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? Каково место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души? Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость? Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединстве, троице)? Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит? Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?
В данной контрольной работе мы рассмотрим сущность философии средневековья, охарактеризуем важнейший спор философов того времени, а также кратко рассмотрим основные идеи ведущего схоласта средневековья – Фомы Аквинского.

1. Религиозный характер философской мысли средних веков

Падение Римской империи в 476 г. н.э. ознаменовало начало в Европе эпохи средних веков (V - XV вв.), периода феодальных отношений. Характерными чертами феодализма были закрепощение крестьян, господство натурального хозяйства, иерархическая структура общества и медленные темпы его развития. Это была, по определению Г.Гегеля, эпоха «тысячелетней ночи», время послушания и покорности. В духовной сфере общества господствовала религия, а философия стала, по выражению Ф.Энгельса, «служанкой богословия». Основной темой философствования была тема Бога, проблема соотношения веры и знания. Своей важнейшей задачей философия считала толкование и обоснование догматических положений христианского вероучения как якобы безусловно истинного и авторитетного.
Само христианство возникло на волне кризиса и распада Римской империи и поначалу было религией обездоленных и рабов. Эта религия отразила великую социальную катастрофу - гибель огромной империи и крушение рабовладения. Христианство учило, что мировой порядок создан некоей внешней силой (Богом), его изменить невозможно, и поэтому остается надеяться на чудо, на приход мессии (спасителя). Основы новой религии сформировались среди древних иудеев как выражение их слабости и мечты об избавлении от гнета. Со временем христианство стало государственной, а затем и одной из мировых религий. В отличие от древних языческих верований, оно утверждало идею монотеизма («единобожия»).
В развитии христианской средневековой философии принято выделять два крупных периода. Первый - это патристика, или учения «отцов церкви» (А.Августин и др.), которые заложили основы религиозной философии. Второй период - схоластика (Фома Аквинский и др.), когда эта философия стала достоянием общественного сознания и духовной культуры общества. В рамках схоластики выделялись такие течения, как реализм и номинализм. Основными авторитетами для средневековой философии были Платон и Аристотель.
По своему содержанию философия средних веков есть теоцентризм, т.е. признание Бога источником и основой всего сущего, сверхъестественной и всемогущей силой. «Все, что есть, - все от Бога» - гласит основной принцип теоцентризма как мировоззрения. Сам мир иерархичен, т.е. упорядочен, и чем-то напоминает гигантскую пирамиду с Богом на ее вершине. Креационцзм как идея сотворенности мира Богом из ничего пронизывает все философские учения того времени. Познание мира есть обнаружение божественного начала в нем посредством откровения (самовыявление Бога), а истина обретается не столько разумом, сколько верой и влечением сердца, через уверенность в существование Творца. Сам же человек - это тоже существо тварное (сотворенное), двойственное по своей природе - телесное и духовное. Он является венцом творения, образом и подобием Божьим. Полагалось, что в истории общества и жизни каждого человека имеет место провидение, т.е. замысел и воля Божья.
Средневековая философия не отличалась свободой мысли. Она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положения Священного писания рассматривались ею как нечто безусловное и незыблемое. Вместе с тем в ее рамках происходило развитие таких областей, как онтология, гносеология и логика, антропология, этика, языкознание, диалектика. В религиозной философии того времени имели место и ереси как проявление инакомыслия. Они отстаивали возможности человеческого разума и критический дух философского мышления.
Под средневековой философией принято понимать специфический способ (тип) философствования, характерный для эпохи разложения рабовладельческих отношений, а в отдельных случаях и родоплеменного строя (в Германии, Скандинавии, у славян) в Европе. Некоторые предпосылки этой философии сформировались еще в поздней античности, а отличительной особенностью данного способа философствования была его тесная связь с религией. Особую роль в становлении и развитии средневековой философии сыграло христианство, возникшее в ходе кризиса и распада Римской империи. На ее развалинах вырастало феодальное общество с монархической формой правления и монопольным положением религии и церкви в духовной жизни общества. Философия, черпала из религии ее мировоззренческое содержание для осмысления, религия пыталась опереться на возможности рационального, философского мышления.
Первоначально христианство зарождалось как религия, общая для различных народов Средиземноморья. Она была естественным результатом стремления людей найти надежду, спасение и утешение в условиях ломки традиционного образа жизни, возраставших настроений пессимизма и отчаяния, крупных coциальных потрясений и роста эксплуатации со стороны деспотического государства. Христианство было как бы бегством людей из мира внешнего в мир внутренний, в мир веры, надежды и любви. Христианство никем не было привнесено в духовную жизнь общества. Оно рождалось как религия угнетенных и отчаявшихся, и поэтому в первую очередь овладело социальными низами - бедными слоями и рабами. «Мир изменить невозможно» - учило христианство и поэтому человеку ничего не остается делать, как изменить самого себя.
В IV — V веках н.э. влияние христианства значительно возросло. Оно стало использоваться господствующими слоями общества в качестве инструмента для идеологического принуждения эксплуатируемых масс. В IV веке (325 г.) при императоре Константине Великом христианство обрело статус официальной государственной религии Римской империи. Ключевые идеи этого мировоззрения стали пронизывать философию, все общественное сознание и культуру общества.

2. Номинализм и реализм

В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. Речь шла о том, как соотносятся общее и единичное, реально ли существуют такие понятия, как «бог», «человек» и т.п., или же они есть всего лишь обозначения вещей. Реалисты считали такие понятия как действительно существующие, а номиналисты видели в универсалиях всего лишь названия вещей, их имена. По сути дела, за этим спором скрывалась, пусть даже и слабо выраженная, борьба двух тенденций (направлений) в истории философии - материалистической (номинализм) и идеалистической (реализм). Номинализм средних веков был, по определению К.Маркса, «первым выражением материализма того времени». Теоретическими же источниками этого спора являлась философия Платона и Аристотеля.
Реалисты полагали, что общее - это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Умеренные реалисты считали, что общее существует в вещах, но не вне их. Подход с позиций умеренного реализма имел место в творчестве Ансельма Кентерберийского. По его мнению, истина содержится не только в мышлении - она самостоятельна и реально существует. Например, справедливые поступки истинны, поскольку соответствуют понятию справедливости вообще, добрые дела вытекают из понятия добра и т.д. Позже к реализму примкнул Фома Аквинский. Реализм был продолжением «линии Платона» в решении весьма важного вопроса о соотношении мышления и бытия сознания и материи. На его позициях стоял также Иоанн Скот (Эриугена), французский епископ Гильом из Шампо.
Номинализм как течение в ранней схоластике был представлен, прежде всего, в творчестве французского монаха Иоанна Росцелина. Его основное утверждение состояло в том, что действительно существуют только единичные вещи. Общие же понятия и идеи являются лишь звуками, голосом и речью. Они представляют собой наименования (имена) вещей. Вне единичных вещей нет ничего, утверждал Росцелин, - нет цвета вообще вне конкретного цвета, нет справедливости без ее конкретных проявлений. Слово «человек» тоже существует лишь в языке, тогда как в действительности есть конкретные отдельные люди: Сократ, Платон и другие.
Номинализм Росцелина носил крайний характер, поскольку он отвергал существование общих понятий. Следуя этому принципу, философ поставил под сомнение даже христианский догмат о троице (единый Бог в трех лицах). В ходе логических рассуждений Росцелин пришел к выводу о существовании не одного, а трех богов, что явно противоречило официальному вероучению. Неудивительно, что учение Росцелина о трехбожии («тритеизм») было объявлено еретическим, а автора заставили отречься от него. В целом философия Росцелина содержала в себе слабые ростки материалистического мировоззрения - в той его части, где речь шла о вещах и их познании с помощью органов чувств и разума.
Самой заметной фигурой в ранней схоластике был Пьер Абеляр (1079 -1142 гг.), сын рыцаря, ученый и теолог. По словам Ф.Энгельса, в творчестве Абеляра главное не сама теория, а сопротивление авторитету церкви, способность к самостоятельному рациональному мышлению. За эти качества Абеляр, по решению одного из католических соборов, был осужден на «вечное молчание».
Основной в творчестве французского мыслителя была проблема соотношения веры и разума. Названный «рыцарем диалектики», он умело применял ее для решения мировоззренческих вопросов. Диалектика есть, по его убеждению, не «хитросплетение слов» (как это было у софистов Древней Греции), а жизненная необходимость для христианства. Слово «логика» должно быть священным, ведь еще сам Иисус Христос укреплял веру в себя силой своего Слова. Главное в диалектике как методе познания является постоянное вопрошание, свободное размышление. В представлении Абеляра, диалектика является основным достоянием человеческого разума, ключом для осмысления познавательных проблем.
Абеляр подчеркивал преимущества разума (логического мышления) перед слепой верой. «Ведь одно дело, - писал он, - когда сама истина глубоко исследуется путем обсуждения, другое - когда речь приспосабливается к пониманию всех». Вера есть, по его определению, предположения о вещах невидимых и недоступный человеческим чувствам. Утверждая такое, Абеляр формулировал теорию «двух истин», достигаемых с помощью и разума, и веры. Тем самым он расчищал дорогу для философского мышления в рамках теологии.
Что касается известного спора между реалистами и номиналистами, то Абеляр отрицал возможность реального существования универсалий (идей). По его мнению, универсалии - это, скорее всего, результат деятельности человеческого ума, его способности обобщать объективные свойства вещей и связи между ними. Реальны лишь единичные вещи, а понятия возникают в ходе их познания, чувственного опыта людей и абстрагирующей деятельности ума.
В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития как философии, так и экспериментально-математического естествознания XVI-XVII веков. Именно с номинализмом было связано также и развитие материализма в эпоху Возрождения и в новое время.
В IX - XII вв. большинство схоластов были «реалистами» - Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Будучи неоднородным, данное направление проявлялось в ряде концепций. Так, крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого сводилась к тому, что есть общее (т. е. Идеи), существующее до единичных вещей и вне их. Например, сначала появляется и существует идея стола, а потом уже создаются конкретные столы; сначала идея добра, а потом уже - конкретные добрые дела, и т. п. К тому же до сотворения мира эти общие идеи, или «универсалии», как их называли средневековые авторы, находятся в Божественном Разуме. Природа же, по их мнению, представляет собой последовательность  ступеней  проявления  Бога,  который  по «универсалиям», как по образцам, творит мир. В конечном счете, первоначальным, подлинным бытием, с точки зрения крайних реалистов, обладает не реальный (физический) мир, а мир общих понятий, идей.
Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее реально существует, но обязательно в самих вещах и явлениях и ни в коем случае не вне их. Это значит, что абсурдно утверждать реальность «человечности», а не конкретных людей, реальность «сладкого», а не конкретных предметов (конфет, сахара, шоколада) и т. п.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!