Философия рабовладельческого общества 6

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Характерные черты философии рабовладельческого общества  4
2. Философия Древней Индии и Китая       6
3. Античная философия, её основные черты (милетская школа, пифагорийская, линия Демокрита и Платона, зарождение диалектики) 11
Заключение           18
Список литературы          19

Введение

Первые ростки философского мышления появились около 2,5 тысяч лет назад в нескольких наиболее развитых по тем временам странах мира - в Древнем Китае и Индии, в Греции, Египте и Вавилоне.
Рождение философии стало подлинной духовной революцией в истории человеческого рода. Это происходило при переходе от родового общества к обществу социально неоднородному, где умственный труд становился самостоятельным видом деятельности.
Возникновение философии означало, что на смену господствовавшему до сих пор мифологическому мировоззрению постепенно шло теоретическое мышление с его огромными познавательными возможностями. Преодолевая мифы как форму эмоционально-образного восприятия действительности, ранняя философия («предфилософия») принесла с собой смелое сомнение и доказательство, логические рассуждения, а со временем и точное научное знание.
Появлению философии способствовал и ряд иных обстоятельств. Свои первые шаги она делала вместе с возникновением в древнем обществе узкого слоя свободных граждан, занятых различными видами умственной деятельности (научное познание, искусство и религия, политика).
С тех пор и философия стала превращаться в особый вид интеллектуального труда, который требует соответствующего типа мышления, огромной эрудиции, гражданского мужества и, конечно же, - свободного времени как «пространства» развития творческого мышления.

1. Характерные черты философии рабовладельческого общества.

Философия рабовладельческого общества рождалась благодаря первым формам научного знания («преднауке»). Первые ростки такого знания в виде древней математики и физики, астрономии и геометрии, медицины, истории и иных наук давали философии обильный фактический материал для размышлений и формирования рациональной, обобщенной картины мира. С тех пор развитие философии происходит, как правило, в тесном взаимодействии с научным познанием окружающего мира и бытия человека в нем [8, c. 22].
Определенное влияние на становление философии оказала и народная мудрость, издавна существовавшая в форме примет и афоризмов, пословиц и поговорок, преданий. Философия вбирала в себя и осмысливала богатый опыт повседневной духовно-практической деятельности людей, выраженный в их языке, фольклоре и иных формах духовной культуры.
Родившись, философия прошла в своем развитии длительный путь. Она явила миру огромное многообразие мыслящих личностей, их идей и учений, различных школ, течений и направлений. Философия стала неотъемлемой составляющей духовной культуры общества, неся в себе опыт осмысления окружающего мира и бытия человека, мудрость многочисленных поколений людей.
Немецкий философ XX века Карл Ясперс назвал период около 500 лет до нашей эры «осевым» временем. Именно тогда в основном сформировался человек современного типа. Здесь наступает конец господству мифологической картины мира, и на смену ей приходят рациональные (осмысленные) представления о мироздании. Человек в этот период становится подлинным человеком, существом разумным, одухотворенным. Ясперс утверждал, что в «осевое» время «...человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания...» [7, c. 192].
Появлению философии способствовал ряд социальных предпосылок: ранняя наука, отделение умственного труда от физического, формирование демократии и слоя свободных граждан. Она шла на смену мифологической картине мира и стремилась к рациональному (понятийному) осмыслению мира и человека в нем. В древней философии основной была тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.
Особую роль в истории сыграла философия Древней Греции. В этой стране имел место расцвет философского мышления своего времени. Греция дала миру таких великих мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. Во многом благодаря их творчеству определился предмет и структура философии, был сформулирован ее понятийный аппарат, выявлено особое место философии в духовной культуре общества.
Философия Древней Греции - это космоцентризм, т.е. восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. Со временем в древнегреческой философии произошел антропологический поворот - обращение философии к теме человека, к его духовному миру и взаимоотношениям с Космосом и обществом. В Древней Греции выявились и обрели свой статус важнейшие направления философской мысли - материализм и идеализм, получившие со временем полное и всестороннее развитие. Для древнегреческой философии характерен также синкретизм, т.е. слитность и представленность в ней сведений и знаний из самых разных областей научного и ненаучного познания [7, c. 193].
В древней философии имели место осмысление не только окружающего мира, но и бытия человека в нем, поиск гармонии во взаимоотношениях человека с миром. Философия провозгласила в качестве важнейших качеств человека его знания, справедливость, добродетель. В ней были заложены основы гуманизма - учения о человеке как высшей ценности и цели общественного развития. Философия Древнего мира являет собой начало, исток философского мышления человечества. Возникнув как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, она стала органичным единством научного знания и жизненной мудрости.

2. Философия Древней Индии и Китая.

На развитие философии на Древнем Востоке (Китай и Индия) значительное влияние оказал так называемый «азиатский» способ производства. Характерным для него было наличие земледельческой общины, верховная собственность деспотичного государства на землю и принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности. Здесь философия носила патриархальный и консервативный характер. Она была явно недостаточно ориентирована на связь с научным знанием, в ней был слабо выражен личностный компонент (позиция мыслителя). На первом плане в философии Китая и Индии находились социально-политическая и морально-этическая проблематика [3, c. 34].
Как и в других странах, древнекитайская философия тоже имела мифологические корни. В ней одушевлялись небо и земля, вся природа как среда существования человека. Полагалось, что миром правит некий всеобщий естественный закон, проявляющийся во всех вещах и поступках людей. Значительное место в китайской мифологии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем сил света и тьмы, тепла и холода, добра и зла. Существовали представления о пяти «первоэлементах» мира - металле, дереве, земле, воде и огне.
В 1-м веке до н.э. в Китае неизвестными авторами был написан ряд книг, в которых были собраны поэзия, исторические и естественнонаучные, правовые знания того времени. 'Они стали классическими книгами китайской образованности, влияние которых сказывалось на протяжении многих веков. В этих книгах были также заложены и основы китайской философии, ее своеобразный понятийный аппарат. Основным в ней стало понятие дао («путь»), которым обозначался некий безличный и всеобщий мировой закон, имеющий космическое и нравственное значение. Отмечалось органическое единство трех реальностей - неба, земли и человека. Подчеркивалось, что человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять свои и природные силы. VI - III века до н.э. были «золотыми веками» древнекитайской философии, временем ее расцвета. Этот период называют иногда временем соперничества ста школ. В их рамках сформировались важнейшие философские школы, оказавшие в последующем огромное влияние на общественную мысль китайского общества - конфуцианство, даосизм, моизм и некоторые другие (всего 6 школ) [3, c. 35].
Основной школой в философии Древнего Китая считается конфуцианство. Кун-Фу-цзы (по-русски - Конфуций) в возрасте 50 лет создал свою школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой является Небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире (Поднебесной). Общество представляет собой одну огромную семью, где главой является император. Все отношения в обществе, права и обязанности в нем изначально заданы Небом.
Большое внимание в конфуцианстве было уделено теме воспитания. Считалось, что образцом воспитанности является «благородный муж». Ему должна быть присуща прежде всего добродетель, т.е. способность помогать другим людям и не приносить им зла.
Другой влиятельной школой в древнекитайской философии был даосизм (Лао-цзы и другие), представляющий собой наивную диалектику. Основным в даосизме является понятие «дао», обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий путь и всеобщую закономерность всех вещей и процессов мира. В поле внимания даосов были также проблемы бытия и небытия, движения мира и его познания, т.е. общие вопросы мировоззрения. Дао рассматривался как вечный источник всех вещей и их внутренняя сущность. Он есть всегда и везде, он «растекается» и придает миру универсальное единство. Иначе говоря, дао - это всеобъемлющий закон бытия. Дао рождает, оно начало («матерь») всех вещей в Поднебесной. Все из него проистекает и все в него вливается, как многочисленные ручьи в реку [3, c. 36].
В даосизме утверждалось, что дао обладает противоречивыми свойствами. Оно неизменно и вместе с тем пребывает в постоянном изменении. Дао туманно и неопределенно, но в нем изначально содержатся вещи. Оно присутствует в конечных вещах, но дао бесконечно, и поэтому его невозможно объять и исчерпывающим образом познать. Дао бестелесно, но всегда предстает в виде конкретных вещей. Идея противоречивости дао указывает, таким образом, на сложность мира, его неоднозначность и неисчерпаемость. Это понятие в даосизме выполняет, в отличие от учения Конфуция, прежде всего мировоззренческую роль и обозначает некий всеобщий закон мироздания.
В такой школе, как моизм (Мо-цзы и другие), основное внимание было уделено вопросам социальной этики. В моизме проповедовалась идея строгой власти и послушания. Считалось, что в мире имеет место небесная воля, которая должна проявить себя во всеобщей любви и преуспеваемости. Все люди - слуги Неба, призванные приносить пользу друг другу. В моизме рассматривался также вопрос о познаваемости мира, о роли органов чувств и мышления в познании [6].
В таком течении, как легизм, большое внимание было уделено проблемам жизни общества и управлению им. В этом философском течении использовались конфуцианские понятия «порядок», «добродетель», «человечность». Считалось очень важным отрегулировать взаимоотношения между людьми, между правителем и обществом. Все люди стремятся к успеху и вступают во взаимодействие, и эти отношения следует регулировать системой указов и законов. Император является представителем Неба, призванным поддерживать порядок в обществе. Его сердце есть вместилище дао, и он может полагаться лишь на себя. Сила правителя состоит в пристальном наблюдении за исполнением законов и в своевременном применении наказаний [7].
Философия Древней Индии возникла и развивалась в условиях кастовой социальной структуры, патриархальных традиций и власти деспотичного государства. Ее становление также происходило под значительным влиянием мифологии и религии своего времени (около VI - V веков, до нашей эры).
Первыми литературными памятниками Древней Индии стали Ведические тексты («веды» - знание). Это была в основном литература религиозно-философского толка, содержавшая богатый материал о различных сторонах жизни общества того времени - всего около 10 тысяч стихов, гимнов, молитв и заклинаний. В Ведах называются различные божества: грозы, огня, солнца, ветра и другие. В текстах присутствует стремление найти некие общие основы и принципы мироздания, выявить наличие в нем упорядоченности и всеобщих законов. Был также поставлен вопрос о происхождении мира и движущих силах этого процесса, высказана мысль о воде, воздухе, огне и эфире как «первоэлементах» этого мира и всех его вещей.
Завершением Ведической литературы стали Упанишады (около 300 текстов), которые иногда называют первой формой древней индийской философии («четвертый слой» Ведов). Самое важное состоит в том, что в них была выдвинута идея существования первоосновы мира («брахма») и души («атман») человека. В Упанишадах также имеет место положение о вечном круговороте в жизни («самсара») и законе воздаяния за прошлые деяния («карма»). Считалось, что жизнь человека - это всего лишь маленькое звено в бесконечной цепи превращений мира. Круговорот жизни (рождение - смерть - рождение) вечен, и никто не сможет устоять перед неумолимой властью этой колесницы. Душа умершего человека возвращается к первооснове мира и, включившись в цикличный круговорот, обретает новые воплощения. Эти и подобные им идеи послужили основой для развития ряда течений и школ в индийской философии.
В середине I тысячелетия до н.э. в Индии появляется ряд самостоятельных философских школ (всего около десяти). Среди них большое влияние обрел джайнизм как учение о двух началах всего - материи и душе. В нем было провозглашено, что главной целью жизни человека является преодоление власти внешнего мира и обретение собственного совершенства. Считалось, что природа человека и материальна и духовна одновременно, являя собой единство тонкой души («джива») и грубой материи («аджива») [3, c. 36].

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!