Философия рабовладельческого общества 4

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Характерные черты философии рабовладельческого общества.
2. Философия Древней Индии и Китая.
3. Античная философия, её основные черты (милетская школа, пифагорийская, линия Демокрита и Платона, зарождение диалектики).
Выводы
Литература

1. Характерные черты философии рабовладельческого общества.

Первые философские учения возникли около 3000 лет тому назад в странах Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия, Китай). Наивысшего расцвета античная философия достигла в Греции и Риме. Это совпало с развитием рабовладельческого строя.
Философия рабовладельческого общества развивалась как мировоззрение боровшихся между собой имущих классов. Демократические силы вели борьбу против рабовладельческой аристократии, а также против религиозно-мифологических и идеалистических представлений о мире. В этой борьбе сложились две основные линии в философии - материализм и идеализм.
Первые философы древности были наивными материалистами и стихийными диалектиками. Развитие философии происходило в тесной связи с математикой, астрономией и другими естественнонаучными знаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этот период обычно называют досократовским, а философов - досократиками. К нему относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты - Левкипп и Демокрит (VI - V вв. до н. э.).
Спецификой философии в её начальный период (то есть в эпоху рабовладения) является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греческого phisis – природа). Главным вопросом философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует её мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало – из чего всё это произошло.
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие рабовладельческих стран, экономический подъём в 9-12 веках до н.э.  расширение колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города.
Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э. вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай на веру все, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.

2. Характерные черты философии рабовладельческого общества.

Цивилизации Древнего Мира (прежде всего Индия и Китай) донесли до нас свои первые философские трактаты, которые датируются I тысячелетием до н.э.: «Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Книга тьмы», «Книга перемен». Древневосточная философия базировалась на мифологии как первом символическом мировоззрении. Становление философии было связано с отделением умственного труда от физического, возникновением государства и классово-сословной структуры.
Изучая эти первые философские трактаты, можно составить представление о совокупности вопросов, которые волновали первых мыслителей: как возник мир и из чего он состоит; что является первоосновой мира; развивается или покоится мир; место человека в системе мира и его основные качества; соотношение души и тела человека; проблема жизни, смерти и бессмертия человека; проблемы судьбы (кармы) и круговорота жизни (сансара).
Философия Древней Индии возникла и развивалась в условиях кастовой социальной структуры, патриархальных традиций и власти деспотичного государства. Ее становление также происходило под значительным влиянием мифологии и религии своего времени (около VI - V веков, до нашей эры).
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств.  Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхе Гаутаме. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий.  После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь   и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром учения становиться четыре истины.  Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием.  Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений.  Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны (“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победивший желания.   Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет  многослойное строение. Можно насчитать  десятки  небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по  степени своей  возвышенности и одухотворенности.  Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.
В кармалоку  входят  11  ступеней или уровней сознания.  Это низшая область бытия. Здесь полностью действует  карма. Это  полностью телесная  материальная  сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но  оно  еще  связано с телесным миром, с формами вещей. И, наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от  формы и от телесного материального начала. В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности.  Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм.  Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, -  индивидуальное сознание, которое несет в себе  весь  духовный  мир  человека, трансформируется в  процессе  личных  перерождений  и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля  над взглядами, речью, поведением, над  образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.
Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.  Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние.  Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение.  Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!