Философия рабовладельческого общества 2

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Характерные черты философии рабовладельческого общества.
2. Философия Древней Индии и Китая.
3. Античная философия, её основные черты (милетская школа, пифагорийская, линия Демокрита и Платона, зарождение диалектики).

Выводы
Список использованной литературы

1. Характерные черты философии рабовладельческого общества.

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине І веке до нашей эры. Древневосточная философия – это большое, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. В её рамках было создано большое количество оригинальных философских учений, школ, течений и направлений, которые внесли существенный вклад в развитие человеческой цивилизации.
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V – IV веках до н.э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затемнений, о количестве дней в году и т.д.
Спецификой философии в её начальный период (то есть в эпоху рабовладения) является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греческого phisis – природа). Главным вопросом философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует её мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало – из чего всё это произошло.
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие рабовладельческих стран, экономический подъём в 9-12 веках до н.э.  расширение колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города.
Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э. вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай на веру все, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.

2. Философия Древней Индии и Китая.

 Философия Древней Индии. Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Общие черты философии школ Древней Индии состоят в следующем:
1. окружающий мир и личность тесно связаны;
2. философия Древней Индии обращена внутрь человека;
3. жизненные принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние;
4. философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами;
5. учение о карме – сумме злых и добрых дел каждого человека.
Основные школы и направления философской мысли: 1.Брахмаизм (6 даршан): миманса, веданта, сакхья, ньяя, вайшешика, йога; 2.Чарваки; 3.Буддизм; 4.Джаийнизм.Йога. 2 в. до н.э. Мир вечен, никем, никогда не был создан, постоянно развивается, делится на мир природы и мир людей. Мир природы - гармоничен и спокоен; мир людей- мир страданий. Целью людей является освобождение ума от материи.  должен стремится к двум состояниям : 1. Сосредоточенный ум неподвижен. 2. Сдержанность - погружен в самого себя.
Буддизм. Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств.  Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхе Гаутаме. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий.  После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь.   и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром учения становиться четыре истины.  Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием.  Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений.  Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны(“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победивший желания.   Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет  многослойное строение. Можно насчитать  десятки  небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по  степени своей  возвышенности и одухотворенности.  Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.
В кармалоку  входят  11  ступеней или уровней сознания.  Это низшая область бытия. Здесь полностью действует  карма. Это  полностью телесная  материальная  сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но  оно  еще  связано с телесным миром, с формами вещей. И, наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от  формы и от телесного материального начала. В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности.  Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм.  Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, -  индивидуальное сознание, которое несет в себе  весь  духовный  мир  человека, трансформируется в  процессе  личных  перерождений  и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля  над взглядами, речью, поведением, над  образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.
Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.  Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние.  Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение.  Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.
Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа.  Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и  “дзен”.  Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией.  Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.  Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.
Уже в I веке н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”).  Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.  Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество.  Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.  Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений,  Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.  Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам,  заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности.  Ее главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма.  Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Китайская философия имеет длительную историческую традицию. Истоки ее возникновения восходят к началу 1 тысячелетия до н.э. Уже в 8-5 вв. д.н. э имело широкое распространение учение о пяти стихиях, или первоэлементов природы. Древнекитайские ученые учили, что связи пяти «первооснов»: воды, огня, металла, дерева и земли – создают все многообразие явлений и вещей. Существовала и другая система выделения «первооснов» реального мира. В «Книге перемен» («Ицзин») названы уже восемь таких «первооснов», взаимодействие которых образует различные ситуации действительности. Одновременно происходило становление главных принципов учений о противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского начал в природе.
Даосизм - учение о дао, или "пути" (вещей), возникло в Китае в 6-5 вв. д.н.э.  Основоположником Даосизма считается Лао-Цзы. Даосизм выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к первобытной общинной жизни. Соблюдение естественных законов (Дао) жизни, согласно Ян Чжу, позволяет человеку «сохранить свою природу в целости», а, по словам Инь Вэня оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины. Тело человека представляет собой микросом, который следует уподобить макросому т.е. Вселенной. Организм человека - это скопление духов и божественных сил. Стремящийся к достижению бессмертия должен создать для все этих духо-монад., такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело, вследствие этого тело дематериализуется и человек становится бессмертным. Другим важным элементом достижения бессмертия были физические и дыхательные упражнения. На всю подготовку к бессмертию уходила практически вся жизнь и все это было только прелюдией  перед слиянием организма с великим Дао. Человек не умирал, а переходил на небо и жил там вечно. Лао-Цзы (6-5 вв. д.н. э) призывал следовать природе, жить естественной жизнью. Его основная идея изложена в книге «Дао дэ цзин». Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному «пути»-дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказываться от мудрствования.
Ян Чжу (395-335 гг д.н.э). В своем учении выступал с позиции наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению, все события и явления природы  и общества подчинены действию принципа естественной необходимости, который он определял как судьбу. Поэтому его взгляды не свободны от элементов фаталистического детерминизма. Ян Чжу заявлял, что все подвержено гибели и уничтожению.
Конфуцианство - одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник конфуцианства - Конфуций (551-479 гг д.н.э), взгляды которого были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» («человеколюбие»), представляющая собой систему идей «чжун». Согласно Конфуцию, судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому только тогда в Поднебесной царили порядок и культура. Идеализация древности, использование древности в качестве самого весомого аргумента в политических спорах и теоретических построениях стали традиционными ко времени Конфуция. Основоположники многих философских и этико-политических школ, таких, как легистская, монстская, даоская и др., часто использовали понятие древность именно в этом значении. Однако никто до Конфуция не уделял большого внимания древности, не отдавал ей пальму первенства в своих учениях. Конфуция по праву можно назвать певцом древности, но и ориентировал свою модель государства как бы в прошлое. Идеальное прошлое должно было, по замыслам Конфуция, играть роль идеального будущего. Поэтому все лучшее, что было связано с пи, - это лишь отражение тех пи, которые уже были в древности.
У Конфуция нет четкой и подробной схемы организации управления; этим занялись впоследствии легисты. Но он выдвинул и разработал ряд принципиально новых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государственности, особенно императорского периода. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа.
В своих суждениях о государстве Конфуций выделяет два типа людей, два социальных слоя: управляющих и управляемых. В суждениях об управляющих он вводит уже готовую модель идеального человека - цзнь цзы. В данном случае цзюнь цзы, уже благородный чиновник, олицетворяющий  всех причастных к делам управления государством и народом - от мелкого чиновника до сановника и самого правителя. Но чаще всего благородным чиновником он называет высших управляющих. Как обычно, Конфуций раскрывает свое представление о благородном чиновнике на конкретных примерах, стараясь выбирать администраторов, известных его ученикам. Рассмотрим один из таких примеров: “Учитель сказал о Цзы Чане:” Он имеет четыре проявления Дао благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения; находясь на службе у вышестоящих, он проявляет чувство ответственности; воспитывая народ, он проявляет чувство доброты; используя народ, он проявляет чувство справедливости”. Вводя термин Дао в суждение о Цзы Чане, Конфуций как бы выделяет это суждение среди обычных высказываний, подчеркивая его особую значимость. Конфуций рассуждает о “четырех проявлениях Дао”, свойственных цзюнь цзы: его собственное поведение, его служебная деятельность и деятельность на поприще воспитания народа и, наконец, его позиция в отношении того, как надлежит использовать народ, т.е. какими методами управлять им.
Видным последователем Конфуция был Мэнцзы, связывающий социальное неравенство с «небесной волей». Другой сторонник Конфуция, Сюньцзы, создал материалистическое учение, по которому «небо» представляет собой часть природы и лишенного сознания.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!