Философия Просвещения в Германии

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Формирующееся «третье сословие» и в Германии не могло оставаться без философского осмысления жизни. Эразм Роттердамский с его «Похвальным словом глупости» (1509 г.), Ульрих фон Гуттен с его «Письмами темных людей» (1516 г.) и другие ранние гуманисты духовно готовили религиозную реформацию, символом которой стал Мартин Лютер. Усилиями Христиана Вольфа (1679—1754) была систематизирована и пропагандировалась рационалистическая философия Лейбница. Кант назвал Вольфа родоначальником «духа научной основательности» в немецкой философии. Немецкое Просвещение, основанное на убеждении в том, что распространение знаний приведет к справедливому общественному порядку, имело и.сторонников материализма.

Философ и писатель Готхольд Эфраим Лессинг (1729 — 1781) напомнил о том, что до сих пор для немецких профессоров приблизиться к народу значило не более, как преподнести ему некоторые перемены, большей частью религиозные. Народ для них — слабо одаренная разумом часть человеческого рода. Между тем у занятых физическим трудом людей не хватает не столько ума, сколько возможности его развития. Пре образовать труд человека, сделать его источником радости — вот в чем предназначение ученого, философа. Лессинг подметил важную особенность философского видения мира: «Философ, восходящий на Парнас, и поэт, собирающийся спуститься в долины серьезной и спокойной мудрости, встречаются как раз на половине пути, где они, скажем так, обмениваются одеждой и возвращаются обратно. Каждый приносит образ другого в свое жилище, но не более чем образ. Поэт стал поэтом-философом, а мудрец — философом-поэтом. Но это вовсе не означает, что поэт-философ стал философом, а философ-поэт — поэтом»1.

Выдающимся просветителем был ученик Канта Иоганн Готфрид Гердер (1744 — 1803). Доминанта мышления Гердера однозначна: если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой. Речь идет о человеке как родовом существе, представителе народа. Сделать человека центральной проблемой философии — значит поставить народ в центр философских проблем. В таком случае «вся философия станет антропологией».

Судьба человека — это судьба его эпохи, его общества. Все истинные общественные установления должны способствовать человеческому счастью и гармоническому развитию личности. Переносить достижения этой цели в потусторонний мир — значит обманывать человека.

История становления человека — это история развития культуры, начиная с возникших в Азии древнейших языков, скотоводства и земледелия. Недоказанные «Идеи» Гердера и примыкающие к ним публикации — величественная картина исторического пути человечества. История общества — продолжение закономерного развития природы. Наука имеет дело с вопросом «почему?», а не с вопросом «для чего?» Гердер не принимает ни телеологическую, ни субъективистскук) концепции человеческой истории.

Например, закономерно возникновение человеческого языка. Каковы естественные законы его возникновения? Первый: человек — свободно мыслящее, деятельное существо; именно поэтому он говорящее создание. Второй: человек по своему назначению есть создание стада, общества; поэтому развитие языка для него естественно, необходимо. Третий: весь человеческий род не мог оставаться одним стадом, он не мог сохранить и один язык. Четвертый:\ человеческое общество с момента возникновения образует прогрессирующее целое, то же самое можно сказать о всех языках и о всем культурном развитии.

Гением, связавшим воедино философию, науку, искусство, был Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832). Физика и химия, геология и минералогия, зоология и палеонтология, анатомия и физиология — неполный список наук, которые увлекали Гете профессионально.

Мир живой природы, расколотый К. Линнеем на застывшие группы, вновь предстал как мир движения и развития. Учение об образовании и преобразовании органических тел Гете назвал морфологией. Живая природа в глазах Гете — нечто целое, великая стихия, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Природа вообще подвижна и пластична. И мы, познавая природу, должны следовать ее примеру. Каждое живое существо не есть нечто единичное, оно — множество.

Ведь себя одно и то же по различному дарит, Малое с великим схоже — хоть и разнится на вид.

Гете в письме к Якоби замечает: «Как поэт и художник, я политеист, но как естествоиспытатель, пантеист»2. Поэт и мыслитель не был приверженцем механистического материализма и немецкого классического идеализма. Гете — страстный поклонник Спинозы. Особенно высоко ценит Гете антителеологизм Спинозы: «Спиноза уже раньше утвердил меня в ненависти к нелепым конечным причинам»3. Нужна трезвая философия естествознания, синтез наук о природе, ибо «естествознание так ясно доказывает, что самое великое, самое таинственное, самое волшебное протекает необыкновенно просто, открыто и без всякой магии. Должно же оно исцелить, наконец, бедных, невежественных людей от жажды туманного, сверхъестественного».

У природы нет ни ядра, ни оболочек, она одновременно все — и то и другое — внутреннее переходит во внешнее, внешнее во внутреннее. Далее читаем: «Все, что есть в субъекте, есть и в объекте, и еще кое-что. Все, что есть в объекте, есть и в субъекте, и еще кое- что»!.

Гете мудро обобщает: «Пусть мир лежит перед нами беспечальный и бесконечный, пусть будет безгранична даль, непроницаема близь; все это так, и все же — пусть никогда не определяют и не ограничивают насколько глубоко способен человеческий ум проникнуть в свои тайны и в тайны мира».

Фауст не согласился с евангельским тезисом — «В начале было Слово»:

«В начале было Слово». С первых строк Загадка. Так ли понял я намек?

Ведь я так высоко не ставлю слова,

Чтоб думать, что оно всему основа.

«В начале Мысль была». Вот перевод.

Он ближе этот стих передает.

Подумаю, однако, чтобы сразу Не погубить работы первой фразой.

Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть? «Была в начале Сила». Вот в чем суть.

Но после небольшого колебанья Я отклоняю это толкованье.

Я был опять, как вижу, с толку сбит:

«В начале было Дело» — стих гласит.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!