Философия Поздней империи в Риме

20 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Повышенный интерес к религиозно-мистическим вопросам находит свое объяснение в социально-по­литических условиях того времени — в разрыве меж­ду мыслью и реальной жизнью.

Социальные группы по каким-либо причинам, эко­номическим или политическим, выбитые из жизнен­ной колеи, а таковых в изучаемый период было не­мало, уходили в глубь себя, создавая всякого рода философские и религиозные «миры» и принимая эти абстрактные «миры» за реальные сущности.

Все особенности философского мышления позд­ней античности запечатлелись в наиболее сложной и имевшей большое влияние философской системе умирающего античного мира — в неоплатонизме, представлявшем своеобразные сочетания философии и религии.

Основателем неоплатонизма считается Шотин (203— 269 гг.), живший в самый острый период кри­зиса III в. Учение Плотина — «Эннеады», в шести книгах, — известно отчасти по фрагментам его соб­ственных сочинений, главным же образом по сочи­нениям его учеников — Порфирия, Ямвлиха и Про- кла, комментировавших, видоизменявших и допол­нявших систему своего учителя. В своей системе Плотин пытался сочетать философию Платона с древней религией в едином мистическом синтезе. «Божество, — учил Плотин, — принадлежит потус­тороннему миру и по своей сущности непознаваемо. Божество является вечным источником жизни, из ко­торого путем эманации (истечения) получается жи­вое творческое начало, одухотворяющее все живые существа. Потустороннему миру божественного аб­солюта противостоит земной мир как бледное его от­ражение. Высшим стремлением просветленного фи­лософией человека должно быть стремление освобо­диться от телесной оболочки (материи), загрязняющей душу. Достигается это отрешением от мира со всеми его страстями и соблазнами и погружением в мисти- ко-философские размышления. Через посредство ра­зума (нус), отвлеченного, «божественного» начала, за­ключенного в человеческом существе, человек подни­мается до высшего психического напряжения (экста­за), до растворения в высшем бытии».

В качестве очистительных средств рекомендова­лись заклинания, ношение шерстяной одежды, воз­держание от пищи, стоическое перенесение несчас­тий, болезней и т. п. Плотин, говорит его ученик и почитатель Порфирий, стыдился своего тела. По­тому он не сообщал ничего о своем происхождении, о своих родителях, отечестве и не позволял портре­тистам и скульпторам снимать с него портреты и де­лать его изображения. «Неужели не достаточно того,

что мы носим тень (тело), которой нас окружила при­рода? Для чего одну тень окружать еще другой те­нью?» «Самое высшее, — учил Плотин, — чего че­ловек может достичь в земной жизни, это таинствен­ное, мистическое соединение с божеством, достига­емое путем интуиции и экстаза».

«Когда Душа, освободившись от всего посторон­него, приготовилась к восприятию с помощью тех средств, которые известны осознавшим важность по­добного акта, — тогда само собой наступает высшее просветление. Все промежуточное исчезает, и душа с этим высшим соединяется в одно нераздельное це­лое... В этом состоянии душа не чувствует своего тела, не сознает: жива ли она, есть ли она человек, сущность или все»1.

Корни неоплатонизма уходят, с одной стороны, в эллинскую почву, в философию Платона, а с другой — в религиозно-философские спекуляции древней Пер­сии и Индии. Во время пребывания в Персии Пло­тин познакомился с персидской религией (маздеиз­мом) и священной книгой персов Авестой. Харак­терный для неоплатоников дуализм духа и материи, доброго и злого начала, положен также и в основу маздеизма и его разновидности манихейства, тракту­ющих о вечной борьбе доброго (Ahura-Mazda) и злого начала, бога и дьявола.

Для осуществления своего идеала Плотин, как глава религиозно-философской секты, обращапся к императору Галлиену с просьбой разрешить в одном из опустошенных городов Кампании основать общину в духе Платона, где он мог бы осуществить свой идеал фило- софа-отшельника. Просьба не была удовлетворена.

На практике философия Плотина приводила к отказу от обще­ственной деятельности, презрению земных благ, погружению в са­мого себя и анахоретизму. В языческом анахоретизме скрывался корень христианского монашества, зарождавшегося в последние века Рима.

ВIV в. ученик Плотина Ямвлих пытался объяснить и объединить высказывания Плотина в единую систему, создать своего рода язы­ческую церковь, облегчавшую посвященным переход от земной жиз­ни в потусторонний мир извечного (абсолютного) бытия. Высшей точки неоплатонизм достиг в учении Прокла, философа V в., уче­ника «божественного» Ямвлиха. В сочинениях Прокла воплощены все характерные черты философии христианской Империи: абст­рактность, схематизация, мистицизм и спиритуализм.

Со времени издания Миланского эдикта господствующей фи­лософией в римском обществе становится христианская фило­софия, в основном вращавшаяся около тех же самых проблем, ко­торые трактована и нехристианская (языческая) философия, и ус­воившая методы прежних философов, но их значительно упрос­тившая и огрубившая.

Христианские философы стремились использовать методы и выводы языческой философии главным образом для доказательст­ва превосходства своего учения и несостоятельности язычества.

Из церковных писателей III — IV вв. большой известностью пользовались: Ориген, Афанасий, Евсевий, Арнобий, Лактанций, Василий Великий, Григорий Назианзский др.

Венцом же христианской философии и патристики (литерату­ры «отцов церкви») являются произведения Августина, родивше­гося в Нумидии в 354 г., в семье знатного римлянина. Проведший молодость в кругу знатной молодежи, Августин во вторую поло­вину своей жизни почувствовал тоску и неудовлетворенность и принял христианство, надеясь в нем найти недостававший ему ду­шевный покой и заглушить внутренний разлад. Свои пережива­ния Августин изложил в «Исповеди» (Confessiones), литератур­но-богословском трактате, представляющем ценность как истори­ческий памятник конца античного мира. В 395 г. Августин сделал­ся епископом в одном из африканских городов и умер во время осады города вандалами (430 г.).

Для историка наиболее интересным произведением Августина, содержащим целую «философию» истории, является его книга «О государстве божьем» (De civitate Dei). В философии Августина синтезируются самые противоположные идеи античных философов, язычников, христиан-ортодоксов и христиан-еретиков. Странным образом сочетается сенсуализм манихейства со скептицизмом ака­демиков, рационализмом и спиритуализмом Плотина. Под религи­озно-мистическим углом зрения Августин схематизирует всю ми­ровую историю в виде двух царств, или миров: царства бога (civitas dei) и царства сатаны (civitas diaboli), царства доб­рых (societas bonorum) и царства порочных (societas impiorum), земной (civitas terrena) и небесной (coelistis) общины. Борьба верных с неверными окончится по­бедой верных, тогда наступит царство великого бла­женства высшей (духовной) жизни и радостей.

В конечном итоге философия Августина провоз­глашает примат духовной жизни над телесной и как вывод из этого — примат духовной общины (церкви) над светским государством, т. е. Римской империей, являющейся воплощением греха и долженствующей погибнуть. После гибели языческой империи насту­пит новое царство, т. е. господство церкви. Впослед­ствии, в средние века, философия блаженного Авгу­стина была использована католической церковью и римскими папами для доказательства превосходства церкви над государством1.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!