Философия М.В. Ломоносова

9 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Сочинения Татищева, Прокоповича, Кантемира, а также творческое использование достижений западной философии сформировали духовную атмосферу, культурную среду, в которой в полной мере раскрылся в послепетровскую эпоху гений Михаила Ломоносова (1711 - 1765). " Человек в сочинениях Ломоносова предстает как существо активное, действующее, познающее мир, пораженное величием Вселенной, гармоничностью ее строения. Ломоносов и в трудах, и в письмах, и в одах неизменно утверждает это представление о человеке, расходящееся с принижением его, превращением в безгласное существо, подавленное властью и Богом. Не отвергая ни монархии, ни религии, наоборот, утверждая их основы, М. В. Ломоносов вместе с тем возвеличивает человека. Он хочет открыть ему сложность мира, как бы приблизить человека к его тайнам. Он пишет в одном из стихотворений: « Когда бы смертным толь высоко // Возможно было возлететь // Чтоб к Солнцу бренно наше око // Могло приблизившись, воззреть // . Он пишет стихотворные переложения библейских псалмов 1, 34, 103-го, где раскрываются глубины человеческой нравственности.

Ломоносов приходит к такому поэтически выраженному выводу: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов // Земля российская рождать».

Одним из этих «Платонов» и «Невтонов» и явился сам Ломоносов. Его многогранная деятельность была наиболее полным выражением и воплощением масштаба петровских преобразований России.

Именно в жизни и деятельности этого естествоиспытателя, философа, поэта, организатора науки как бы сконцентрировались результаты грандиозных начинаний Петра I - оценка людей не по происхождению, а по их ценности для отечества, основание Академии наук, организация светских учебных заведений, введение гражданского шрифта, развитие издательского дела, создание новой столицы. Успех народного образования, писал впоследствии А. С. Пушкин, был следствием Полтавской битвы, и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы... Ломоносов не только основал первый русский университет, он сам был первым нашим университетом. В его личной судьбе отразился стремительный взлет России. Ломоносов в короткое время прошел путь от мальчика из далекой северной деревни, полуголодного школяра в Славяно-греко-латинской академии до всемирно известного ученого, философа, поэта.

Ломоносов, может быть, по необычайной широте интересов, таланту, слиянию в одной личности художественно-исторических и естественнонаучных интересов с Леонардо да Винчи и Гёте сравним. Фактом своего существования и результатом деятельности Ломоносов раскрыл не только возможности русского народа, но и творческие возможности человека вообще.

Многими чертами своей научно-теоретической деятельности Ломоносов был связан с традициями прошлых веков развития отечественной-философии. Так же как и русские мыслители допетровской эпохи, начиная со времен Киевской Руси, Ломоносов не писал специальных отвлеченных философских трактатов, посвященных онтологии, т. е. общему учению о бытии, о материи и духе или о методе, или о теории познания, как это было характерно для западных философов. Но Ломоносов философски осмысливал все области науки и искусства, которыми он занимался. Он стремился не ограничиваться чисто внешним описанием явлений - будь то молекулы или звезды, химические вещества и скопления газовых облаков, рождаемость и смертность в России, богатства Сибири и освоение Северного морского пути. Что бы ни исследовал Ломоносов - а в сфере его интересов был необъятно широкий круг явлений - он стремился понять связь этих явлений, проникнуть в их глубинную сущность. Поэтому вполне естественно, что Ломоносов должен был избрать определенный метод познания. Не частные методы, которые вырабатывает каждая отдельная наука - химия, астрономия, языкознание, а именно общий метод, руководящий принцип, позволяющий сочетать познание конкретных вещей и их всеобщей мировой связи. Такой общий метод могла предложить лишь философия. Во времена, когда Ломоносов начал свою научную деятельность (40-е годы XVIII века), в Западной Европе господствовали различные концепции.

Необычайная разносторонность Ломоносова, его творчество в области естественных и гуманитарных наук давали ему возможность видеть мир, говоря его словам», «в дивной разности». Этот всесторонний подход, когда каждое явление рассматривается в связи со всей природой, когда точный расчет математика соединен со свободной фантазией художника, Ломоносов стремился передать своим читателям и слушателям, научить их мыслить свобод но и широко.

Для «яснейшего понятия» этого своего метода он составил специальную таблицу первых идей и вторичных идей. Первые - это общие абстрактные понятия, но они должны порождать фантазию человека, вызывать ассоциации и облекаться, таким образом, плотью. Мы читаем или слышим:

«Утро». Но что же кроется за этим понятием? Вторичные идеи - возбуждение, скрытие звезд, заря, выхождение солнца, пение птиц; «вечер» - темнота, холод, роса, звери, из нор выходящие; «война» - лютость неприятелей; мечи, копья, огонь, разорение, слезы разоренных; «богатство» - золото, камни дорогие, дома, сады, слуги. Бог, друзья, от своих трудов, убожество.

Нужна, учил Ломоносов, сила воображения, для того чтобы «одним взглядом охватывать совокупность всех вещей». Отдельное слово, термин - пусты, отвлечены от многообразия мира, надо вскрыть их внутреннее содержание, тогда мир предстанет многоцветным, живым.

Ломоносов на основе своих химических и физических исследований пришел к ряду важных философских идей, обогативших русскую философскую мысль. Среди них - атомно-молекулярная ^корпускулярная) картина строения материального мира, закон сохранения вещества, сыгравший особую роль в обосновании идеи несотворимости и неуничтожимости материи, идея эволюционного развития «слоев земных», раскрывающая грандиозную картину естественных превращений органических остатков в уголь и нефть. Ломоносов открыл путь «русскому космизму» - представлению о бесконечности Вселенной, о включении человека в космическую систему мироздания. Это были принципиально новые горизонты человеческой мысли.

Ломоносов явился первым русским ученым и философом, получившим международное признание.

Среди бесконечно разнообразных научно-философских интересов Ломоносова особое место занимали проблемы гуманитарных наук. Он подходил к ним не узко, не утилитарно, он считал гуманитарное знание частью общего просвещения и не отрывал его от естествознания. Среди гуманитарных наук его больше всего привлекали история и лингвистика. Ломоносов сказал здесь, как и в других областях, свое новое слово. Он воссоздал по летописям историю первых веков становления древнерусской государственности, в своем споре с «норманистами» утверждал роль исторической науки в формировании национального самосознания. В лингвистике же разрабатывал проблемы языковых связей, особенностей русского языка как богатейшего из живых языков, соединившего «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и силу в изображении, краткость греческого и латинского языков».

Подобно тому как Кантемир обогатил русскую философскую лексику, Ломоносов ввел в русский язык множество научных терминов, без которых нельзя себе представить научно-философское познание мира. Среди них: опыт, атмосфера, градус, электричество, земная ось, термометр, преломление лучей, магнитные стрелки.

Но не только в теории Ломоносов разрабатывает проблемы языка, но и на практике, как первоклассный поэт, основатель русской научно-философской поэзии, открывает возможности этого жанра. Не Ломоносов основал научную поэзию. Она существовала задолго до него. Еще в античные времена, в Древнем Риме поэт Тит Лукреций Кар написал в I веке н. э. свою знаменитую поэму «О природе вещей», где изложил атомистические идеи древнегреческих философов Демокрита и Эпикура. Научно-философские поэмы писали и современники Ломоносова - французский просветитель Вольтер и английский поэт Поуп.

Но все они, начиная с Лукреция Кара, были поэтами, а не учеными и излагали - ярко, красочно, убедительно - учения других мыслителей, они придавали им поэтическую форму и делали достоянием многих и многих читателей, которые не обратились бы сами к ученым сочинениям непосредственно. Так было и в нашем столетии, когда в его начале русский поэт Валерий Брюсов писал о новых скоростях машин, об электронах, об астрономических открытиях.

Ломоносов же писал как ученый и как поэт, он рассказывал о своих открытиях, о своих сомнениях, наблюдениях, догадках. Вместе с читателем он осмысливал окружающий мир, его законы и отклонения от этих законов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!