Философия Л. Фейербаха

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

СОДЕРЖАНИЕ

1. Специфика материализма Л. Фейербаха.
2. Философский метод
3. Учение о человеке и обществе. Критика религии.
Список использованной литературы

1. Специфика материализма Л. Фейербаха.

Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872 гг.), последний видный представитель немецкой классической философии. Его философия называется антропологическим материализмом, поскольку автор основным предметом своей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций.
Как отмечает В.Г.Горбачев, в творчестве Фейербаха наиболее разработанными оказались три темы: а) природа как исток и мир человека; б) психологические корни религии; в) любовь как этический принцип. Рассуждения на эти темы были интересными и в чем-то, безусловно, для того времени, оригинальными. Однако Фейербах не сумел пойти далеко в развитии основ философского материализма: сказались длительные годы жизни в деревне в обособлении от активной научной и общественной деятельности. В отличие от Гегеля он не смог разработать фундаментального учения об общественной жизни и развитии всемирной истории. Отстаивая материализм «внизу» (в понимании природы), этот философ остался идеалистом «вверху» (в трактовке источников и механизмов существования и развития человеческого общества).
Ученый называл свое творчество «новой философией» и рассматривал его в качестве критического преодоления гегелевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых и телесных». Основным предметом исследования Фейербах сделал человека, которого рассматривал как существо природное, чувственное. «Новая философия, - писал он, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией.
Человек, как отмечает философ, это неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией, психологией, историей.
Антропологический принцип в философии означает, по мнению Фейербаха, сведение якобы сверхъестественного к естественному, рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы (важнейшие характеристики).
Антропологизм в философии, по Фейербаху, это отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы, восприятие человека как ее венца, посредством которого природа узнает и познает саму себя. В представлении немецкого ученого, антропология должна стать универсальной наукой и опираться на все знания о человеке.
Фейербах критиковал Гегеля за то, что последний ставил Дух выше Природы, принижал ее. Он писал, что учение Гегеля по сути своей является рационализированным вариантом теологического учения, которое рассматривает мир как порождение абсолютного разума. «Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии», - подчеркивал Фейербах. В учении Гегеля человек как бы подавлен «грузом мирового разума» и предстает всего лишь как некая марионетка в руках абсолютной идеи. Критикуя систему Гегеля, Фейербах тем самым проповедовал натурализм, рассматривавший человека в качестве природно-биологического существа. По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека, взятого в единстве его тела и души.
Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека - как ее продукт, завершение эволюции. «От материи нельзя отречься, - писал Фейербах, - не отрекаясь от разума» (у Гегеля, напротив, материя - сущность «ничтожная», «неистинная»). Начиная с человека, природа обретает возможность ощущать, воспринимать и «узнавать» саму себя. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, но все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии. Все живое возникло из неживого, а сама Земля постоянно меняет свой облик. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека.
Природа познается человеком, и особую роль в этом процессе играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Они более развиты, чем у животных, и в состоянии глубоко постигать окружающий мир, возвышаясь до обретения теоретического смысла.
Что касается самого антропологического принципа Фейербаха, то он как бы отрывает человека от социальной среды, истории и культуры и рассматривает его как абстрактное и вневременное, раз и навсегда данное существо.
Интересно, что отвечая на вопрос о сущности человека, Фейербах сводил ее к разуму, воле и сердцу, которые якобы неизменны во все времена. Взятые вместе, эти качества (способности души) составляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению философа, человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».

2. Философский метод

Сущность философского метода Фейербаха ярко проявляется в его историко-философских работах и исследованиях. Основоположниками новой науки и философии, по мнению Фейербаха, были Бэкон и Декарт. Главное значение Бэкона Фейербах видел в том, что он науку, основанную на опыте, сделал «наукой всех наук», принципом, матерью всех человеческих знаний. Существенным достижением Бэкона, согласно Фейербаху, является то, что он дал метод, органон, логику опыта. Бэкон - противник скептицизма; человеческий ум, требовал он, не должен ограничиваться наблюдением внешней стороны явлений, но должен проникнуть вглубь, познать их причины, внутреннюю сущность и форму. Выясняя характерные черты материализма Бэкона, Фейербах отмечал как его заслугу то, что он стремился понять вещи в их качественном бытии. Фейербах вместе с тем критиковал английского материалиста за его учение о «двойственности истины». В этом смысле он считал Бэкона непоследовательным. Ведь основная тенденция бэконовской системы, указывал Фейербах, прямо противоречит религиозным догматам. В физике, естествознании Бэкон отвергает истину христианства, порождавшую предрассудки, которые он объявлял величайшими препятствиями к изучению природы. В непосредственной связи с учением Бэкона Фейербах рассматривает учение Гоббса называя последнего одним из интереснейших и остроумнейших материалистов нового времени, но в то же время указывая на крайне механистический характер его материализма, отличающий его от Бэкона. Мышление Гоббса, по его мнению, совершенно равнодушно к специфическим особенностям вещей, простирая на все области законы или категории, имеющие силу лишь в ограниченной сфере бытия - механике. Фейербах, однако, не осуждает за это Гоббса, более того, в этой механистической односторонности он видит историческое значение системы английского материалиста. Он пытается найти объяснение этого явления в характере науки того времени, с точки зрения которой материя как субстанция обладает лишь одним атрибутом - величиной или протяженностью, качественное своеобразие не дано в вещах, оно создается посредством механического движения.
Социальная философия Гоббса, особенно его учение о государстве, доказывал Фейербах, зиждется на тех же механических началах. Как в философии в центре стоит изолированный предмет, так и в социологии исходным пунктом служит единичный человек, индивид. Человек в естественном состоянии - разрозненная и равнодушная к другому, подобному себе существу масса.
Фейербах задавался вопросом: какую позицию в вопросе об отношении философии к религии занимал Гоббс? Был ли он атеистом? Некоторые, говорит Фейербах, не без основания считали английского философа атеистом. В самом деле, по его воззрению, лишь телесное, т. е. материальное, существует реально. Бестелесную, нематериальную субстанцию даже в мыслях нельзя себе представить. Бог - понятие общее, а всякое общее понятие, с точки зрения номиналиста Гоббса, не имеет никакого реального содержания. Поэтому для характеристики бога обычно пользуются различными отрицательными определениями. Положительное, существенное принадлежит атеизму, пустое и неопределенное - теизму. Итак, хотя Гоббс и «не отрицает бога, но его теизм, - писал Фейербах, - по существу, по содержанию... есть атеизм, его бог лишь отрицательная сущность или, вернее, не-сущность».

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!