Философия и искусство средневековой Руси

8 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В искусстве средневековой Руси - в стихах, в иконах - отразились глубоко противоречивые тенденции философской и религиозной мысли. Внутренняя связь художественной культуры, искусства средневековой Руси с философской мыслью глубоко раскрыта в исследованиях русских философов начала XX века - князя Евгения Трубецкого «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе» и отца Павла Флоренского, в его сочинении, посвященном «Троице» Андрея Рублева. Этой же иконе посвящен специальный анализ современного ученого Б. Раушенбаха в работе «Логика троичности» (заметим, что академик В. Раушенбах является видным математиком и механиком, ведущим теоретиком космонавтики).

...От языческих времен сохранилась память о простых нравах, о милосердии. Новые времена несли не только создание государственности и новую эру, но и обострение всех противоречий, рост нищеты, бедности, ощущение социальной неправды, беззакония. Государство защищало сильных и богатых, судьи судили не по совести. И народ по традиции обращается к матери-заступнице, к Земле - последней надежде. Культ Богородицы заменяет культ Христа. Мать-прародительница ближе народному сознанию, чем Иисус Христос, который воспринимается лишь как Бог-судья, а его земной образ, его жертва, муки за людей остаются в тени. Кроме того, образ Бога-Христа воспринимается как символ официальной власти, особенно в XVI веке со времен Иосифа Волоцкого, чьи идеи оказали существенное .влияние на мысли и дела Ивана Грозного.

Становление философской мысли средневековой Руси, ее связь и с византийским православием, и со славянским язычеством отразились не только в форме книжности, т. е. в специальных сочинениях, но и в искусстве того времени.

Влияние византийской художественной культуры на развитие искусства Киевской Руси было весьма значительным. Следы его - ив иконописи, и в монументальной архитектуре. В то же время славяно-языческие корни культуры средневековой Руси существенно повлияли и на это византийское наследие.

Так, пирамидальные композиции, многокупольность, крестообразные основания храмов Киева, Новгорода, Полоцка отразили характер не византийских церквей, а отечественной архитектуры. Славяно-языческие мотивы нашли свое отражение и в декоративно-прикладном искусстве, т. е. в украшении одежды, оружия, в посуде и других предметах быта. Орнаменты воспроизводят языческих богов, прежде всего солнце, чьим символом является круг, воду в виде волнистых линий, фантастических птиц и животных.

Глубокая внутренняя связь средневековой русской философской мысли и художественной культуры нашла свое выражение в таком основном жанре изобразительного искусства того времени, как икона. Икона - не просто картина, она имела особый богословско-философский смысл. Являясь предметом культа, поклонения, она как бы концентрировала в себе сплав веры, надежды, многообразных чувств верующих, их радость, горе, ожидание. Икона имела познавательный и повествовательный смысл. Она воспроизводила догму троичности, Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, облик Христа, Божьей Матери, апостолов, святых православной церкви, будь то византийские богословы Иоанн Златоуст и Василий Великий или русский монах Сергий Радонежский. Но икона, помимо всего этого, была и выражением философских идей, «умозрением в красках», как назвал ее русский философ XX века Евгений Трубецкой. Причем это выражение философских идей не следует понимать примитивно, как простую иллюстрацию, красочный комментарий.

Иконы передают духовную атмосферу времени и места, они выступают как ее чувственно воспринимаемый эквивалент.

Иконы, созданные в Киевской Руси, существенно отличаются От византийских не только по типу лиц, изображенных на иконах, но, главным образом, по значительно более светлому, яркому, жизнерадостному колориту, далекому от аскетической мрачности византийской иконы. Кроме того, иконы Киева и Новгорода воспроизводили не только образы общеправославных, данных Византией, но и местных святых.

Переосмысливаются и традиционные легенды, например о юном Георгии •- христианине, который терпел гонение от римского императора Диоклетиана. Георгий - Юрий - Егор становится героем в народном сознании на Руси. Георгий, поражающий дракона-копьем, - символ спасения, защиты. В отличие от других мифологических героев - греческого Персея, французского Роланда, английского Ланселота, уходящих в леса и горы, Георгий остается с народом, как его заступник.

Одной из вершин русской художественной культуры явилась полная религиозно-философского смысла «Троица» Рублева.

В иконе запечатлена суть триединства, одинаково изображены три ангела без всяких надписей. Но это не простая иллюстрация Священного Писания, говорящего о едином Боге в трех лицах, каждое из которых, в свою очередь, является Богом. То, что ангелы одинаковы и отсутствуют поясняющие надписи, говорит о том, что изображена Именно Троица, а не три лица, отдельных друг от друга. В отличие от других икон, посвященных Троице, где Бог Отец Изображен в виде пожилого человека, второе лицо - в виде Христа, а Бог Дух Святой в виде голубя, икона Рублева передает единосущность ангелов - они как бы нематериальны, легки, почти бестелесны. Согласно христианским представлениям, бытие Троицы неизменно во времени. Но время изобразить невозможно, и Рублев все же находит форму выражения -все три ангела как бы одного возраста. Ангелы на иконе Рублева одинаковы, что выражает их, как уже было сказано, единосущность, но в то же время они и различны: по своим позам, деталям одежды. В этом выражена идущая от византийской философии идея различения сущности и ипостаси, т. е. формы выражения. На иконе Рублева тонко показано взаимодействие ангелов, выражающих идею единого Бога в трех лицах. Ангелы ведут тихую безмолвную беседу, и это образует между ними безмолвную связь.

На втором плане иконы - гора, дерево и палата, выражающие, соответственно, святость, живоначальность (дерево жизни) и домостроительство.

На примере «Троицы» Андрея Рублева, последователя Сергия Радонежского, видно, как много может передать икона, какой глубокий религиозно-философский смысл она воплощает.

Иконы XIV века отражают суровое время постепенного залечивания ран после татаро-монгольского нашествия, время восстановления русской культуры, собирания русских земель. «Спас Нерукотворный» - характерная икона этого времени, в ней элементы византийской строгости и черты самостоятельности, связанные с началом выдвижения Москвы.

Иконы XV века - другие. Это время, по выражению Д. С. Лихачева, психологического умиротворения, некоторой отрешенности от жизни в духе исихазма, влияния афонского монашества, духовной сосредоточенности людей, уже не знавших трагедий разорения и ига. Таковы «Троица» Андрея Рублева и «Одигитрия».

XVI век - время бурных потрясений, укрепления духовной и светской власти Иосифа Волоцкого и Ивана Грозного. Как отражение борьбы с ересью антитринитариев, отрицавших троичность божества, - многочисленные иконы посвящены Троице.

Иконы XVII века отразили растущие связи России с Западом, в них чувствуется влияние и голландских, и итальянских мастеров, значительно больше свободы от строгих церковных канонов. Такие иконописцы, как Иосиф Владимиров, Симон Ушаков, Семен Спиридонов, создают настоящую художественную красочную панораму нового мироощущения. Такова находящаяся в Ярославле целая серия икон (42 клейма), воспроизводящая житие -жизнь Василия Великого, византийского богослова, философа, православного святого. Здесь представлены жизненные, даже бытовые сцены детства, воспитания, обучения. Вообще на иконах Спиридонова особое место занимают не фанатичные сторонники веры с отрешенными и исступленными ликами, а вполне реальные спокойные люди - читающие, учащие и учащиеся. Споры, диспуты, учение - любимые темы иконописца. Иначе говоря, разум, познание занимает свое достойное место, вытесняя традиционную нерассуждающую веру.

В этих фресках - явное противодействие церковному, канону. Точно так же в храме Ильи Пророка в Ярославле библейские персонажи выглядят как узнаваемые русские крестьяне и купцы. В Московской церкви Троицы в Никитниках фрески полны уже светским содержанием. Вместо традиционных персонажей - бородатые купцы в кафтанах с меховыми воротниками. Евангельские поучения и беседы ведутся людьми XVII века. Сами эти люди, особенно на иконах Симона Ушакова, далеки от византийских ликов, аскетичных, смуглых, темноволосых. Род человеческий многообразен, утверждал художник, все ли смуглые и тощие? В этих суждениях, в этом отрицании аскетического канона, явный отзвук и стремление философов познать реальный мир во всей его сложности.

Художественная культура средневековой Руси, кроме религиозной формы, проявлялась и в другой сфере - в народной культуре, культуре низов, сохранившей традиции и представления языческих времен. Это было выражение народного мировоззрения, своеобразной некнижной философии.

В противовес аскетизму, официальной культуре, развивавшейся в строгих рамках канонов, народная культура в лице скоморохов, юродивых выражала идеи и чувства стихийной оппозиции. Она высмеивала власти, официальные культуры и культы. Сказки, шутки, песни, пляски, реплики и комментарии юродивых - все это воплощало многоцветный мир народной стихии, мироощущение холопов, крестьян, беглых, нищих, монахов-расстриг, массы людей, населявших города, слободы, села Московской Руси. Мнимый безумец, дурачок под маской глупца, наивного простака оказывался мудрее и прозорливее власть имущих и книжников, для которых старинные тексты заменяли реальную жизнь со всеми ее противоречиями. Юродивый, изображенный Пушкиным в «Борисе Годунове», - единственный человек, понимающий сущность событий и говорящий правду. Храм на Красной площади в сердце Москвы сохранился в народном сознании как храм Василия Блаженного, одного из юродивых на Руси.

Искусство и философия в их многообразных формах представляли единую духовную культуру средневековой Руси.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!