Философия и ее роль в обществе 5

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание:

1. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Философия и идеология. Философия и религия.
Выводы
Список литературы.

1. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. При этом понятие «мир в целом» включает в себя мир сущего и должного, И Землю, и Вселенную, и известные из физики микро-, макро- и мегамиры. Освальд Шпенглер, например, предлагает взглянуть на «мир - как - историю». Его противоположность составляет «мир - как - природа». Можно еще увидеть «мир - как - действительность», который включает в себя «Я - как - возможность».
«Мир в целом» не мыслится как нечто завершенное, в котором все давно уже известно и пережито; если бы это было так, то к чему же тогда мои желания и стремления, да и я сам, готовый начать все сызнова? Мир - это вечно длящаяся, становящаяся и изменяющаяся бесконечность, открытая и неравновесная система.
Взгляды или воззрения на мир в целом, которые в приведенном определении выступают в роли ключевого понятия, по их смысловой нагруженности есть нечто большее, нежели просто; информация, нейтральная осведомленность либо безличные сведения. Это и видение, и понимание, и отношение, и оценка — т.е. некий синтез, включающий в себя обобщенный образ реальности, помноженный на знание и позицию личности. При их формировании осуществляется некий отбор представлений, приоритетов и предпочтений. Когда взгляды сформированы под воздействием сложившихся норм, эталонов и стереотипов, нивелирующих своеобразие индивидуального видения мира, такая «система взглядов» предстает как казенное или официально-идеологическое образование, весьма далекое от мироощущения индивида. В нем личностный элемент оттеснен на второй план, хотя по логике вещей мировоззрение связано именно с личностно значимым способом мировосприятия.
Следует заметить, что мировоззрение бывает не только философским, но и религиозным, мифологическим, обыденным, научным, прогрессивным или регрессивным.
Ранними формами мировоззрения являются мифологическое и религиозное сознание. Мифологическому мышлению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слога, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличие к противоречию. В общественном сознании первобытного общества доминирует мифологическое сознание. Мифологическое сознание складывается как единая (синкретическая) форма сознания, нерасчлененная на отдельные виды. Мифологическое сознание - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяющая зачатки знаний, верований, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления. Предпосылками мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и особенность мифологического мышления, не выделившегося из эмоциональной сферы.
В процессе познания неизвестное постигается через известное: известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет. Так, путем выделения индивидуально-психологическими и родовыми характеристиками человек постепенно осмысливает природу и потому одушевляет ее. В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимовлияния. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов, это особое миропонимание, сочетающее в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания, мифологические образы, сюжеты вошла мифология в сокровищницу гуманитарной культуры человечества.
В мифе изначально складывались представления о душе. Древнейшая философия не расчленяет картину мира: природа, человек, божества в ней слиты. Для мифологического сознания характерной чертой является синкретизм. Понятие «дух» и «душа» находились в единстве.
Для мифологической трактовки понятий характерно нерасчлененное, космологическое, внеличностное понимание духа и души, причем предельно широкое, обобщенное. Именно в мифологической трактовке душа - «пневма», «энтелихия» (суть бытия живого).
В дальнейшем мифологические тенденции в трактовке понятий души в философии Ренессанса обнаруживаются в понятии «мировая душа». При мифологическом восприятии мира человек, его внутренний мир определяются и зависят от внешнего - макрокосма. Человек воспринимается как мельчайшая частица Вселенной.
Мифологическая трактовка характерна для ранних стадий формирования знания о человеке и мире, когда они зачастую были ограничены, когда развитие наук находилось в зачаточном состоянии.
С угасанием первобытных форм общественного сознания мифологическое мышление как особая ступень общественного сознания самовыражается в первобытных формах религии: фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму в религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, исключительно человеческий способ обживания и создания мира. При таком рассмотрении религия - один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания. Слово «религия» образовано от латинского глагола «связывать», «соединять». Согласно богословскому толкованию оно означает связь человека с Богом. Поэтому религия и удовлетворяет те запросы, которые присущи человеку (именно как человеку) и на которые по природе своей не может ответить наука.
Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственные критерии человеческих поступков. И, наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым. Служение и выполнение его заповедей составляет смысл человеческой жизни для верующего человека. Религиозное сознание представляет совокупность чувств, переживаний, мифологических картин, понятий, взглядов и представлений как духовную потребность человека. Обыденное религиозное сознание отражает повседневную житейскую практику верующих и представляет собой определенную систему религиозных взглядов идей, догм. В религиозном сознании определяющая роль принадлежит религиозным представлениям. Религиозные представления - это совокупность идей, таинств, через которые верующий обращается к Богу. Религиозные настроения - это совокупность чувств, эмоциональных состояний, объединенных религиозной верой.
Религия сформировала систему нравственных принципов, преисполненных гуманизмом и милосердием. Религиозный культ - это совокупность строго регламентированных обрядовых действий, ритуальных жестов, запечатляющих значительные моменты в человеческой жизни. Русский мыслитель, ученый и священник П. Флоренский писал что «культ есть гармонизация, одухотворение наших чувств, аффектов, утверждающих именно человеческую природу со всеми ее аффектами. Культ доводит каждый аффект до его наибольшего размаха, - открывая ему беспредельный простор выхода, приводит душу к благодетельному кризису, очищая и целя».
Религия, сложившись как социальный институт, удовлетворяет общественные и индивидуальные потребности человека. Способы удовлетворения духовных потребностей раскрывают функции религии. К социальным функциям религии относятся: мировоззренческая, воспитательная, интеграционная, нравственная и эстетическая. Религия впитала в себя многотысячелетние духовные традиции человеческой цивилизации.
К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Мировые  религии являются исторически сложившейся формой мировоззрения. Религиозная вера является основой религиозного мировоззрения, духовным стержнем всех религий, способом существования религиозного сознания.
Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом проявляется культурно-историческая миссия религии.
Итак, мировоззрение можно представить как многоуровневое образование, в котором наличествует житейское, обыденное мировоззрение с его рационально-иррациональными элементами, рассудком и предрассудками, мифологическое, религиозное, художественное, политическое, научное мировоззрения и пр. Однако вход один и логика миропостижения напоминает собой не широкую лестницу с табличками на каждом этаже, а скорее запутанный лабиринт мироориентаций.
И если теоретический уровень мировоззрения тесно связан с научной картиной мира и предполагает освоение определенной системы законов, знаний и принципов, то на практическом, как правило, стихийно формирующемся уровне мировоззрения огромную роль играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни в повседневных ситуациях, впитывание свойственных данной среде навыков, форм взаимодействий и привычек. Носитель обыденного мировоззрения, обобщая наиболее типичные для своей среды стереотипы мироотношения, кодирует их в определенную рецептуру действий и сплав убеждений, изменить которые нелегко. Однако не всегда следует трактовать обыденное и повседневное мировоззрение как ущербное. Еще Платон в диалоге «Теэтет» показывал, как справедливо молодая служанка посмеялась над мудрым философом Фалесом, который засмотрелся на небесные светила и упал в колодец.

2. Специфика философского мировоззрения.

В чем же специфика собственно философского мировоззрения, т.е. мировоззрения, понятого в самом широком смысле слова? Хотелось бы думать, что философское мировоззрение представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, определяющих жизненные позиции, программы поведения действия людей. От религиозной формы оно отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерен примат веры над разумом, логическая недоказуемость «догматов».
Одним из наиболее важных структурных компонентов философского мировоззрения становится устойчивая научная картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира, задает ориентиры научных изысканий. В нее вписываются основные результаты научных исследований.
Но именно потому, что философия есть нечто большее, чем знание причин и отражение закономерностей развития, а сам мир - это не лишенный смысла анонимный процесс, а арена нашей жизнедеятельности, сфера, где субъект может жить и творить, преследуя свои цели, сугубо важен деятельностный аспект мировоззрения. По утверждению М.Хайдеггера, именно потому, что слово «мировоззрение» легко перетолковать в том смысле, будто речь идет о бездеятельном разглядывании мира, уже в XIX в. начали справедливо подчеркивать, что мировоззренческая позиция означает в первую очередь жизненную позицию. Слово «мировоззрение» предполагает появление человека среди сущего в качестве субъекта, который поднял свою жизнь до командного положения, всеобщей точки отсчета, который распознает меру и предписывает норму. Одновременно он вовлечен в жизненный процесс, соотнесен с ним и переживает его.
Не следует сбрасывать со счетов историчность мировоззрения, подчеркивающую конкретно-историческое видение мира и связанную с тем, что каждый человек рождается и бытийствует в определенное историческое время в определенном историческом месте. Он помещен в лоно культурно-исторической традиции и во многом обусловлен приоритетами своей эпохи. Внимательный взор может прочитать в поступке и поведенческих реакциях каждого человека автограф духовной атмосферы своего века.
Философское мировоззрение включает в себя и характерологические особенности этноса. Жизнь любого народа сопряжена с определенными идеалами и специфическими для его национальных предпочтений ориентациями. Названия «греческая философия», «немецкая философия» или «русская философия» не преследуют сугубо географической цели. Они свидетельствуют об особенностях интеллектуального освоения мира, о стараниях национальной мысли овладеть измерениями универсума. Поэтому мировоззрение правомерно определять как проекцию человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени.
К структурным компонентам мировоззрения помимо устойчивой картины мира относится также оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов, и целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Понимаемый таким образом мир, состоящий как бы из трех царств — действительности, ценности и смысла, - и есть основание философского мировоззрения.
В мировоззрении следует различать его интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием миропонимание. Последнее достаточно устойчиво, так как включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.
Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V вв. до н. э., свидетельствующее о появлении научных знаний. Слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Она изучает общие принципы бытия и познания, отношение человека к миру и самому себе; исследует всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему понимания и взглядов на мир и место в нем человека; изучает познавательное, целостное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!