Философия и ее роль в обществе

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План
Введение ………………………………………………………………………...3
1. Мировоззрение и его исторические типы……………………………….4
2. Специфика философского мировоззрения………………………………7
3. Философия и идеология. Философия и религия……………………….12
Литература………………………………………………………………………15

Введение

Современный мир — это мир альтернатив, тревог и надежд. В его развитии явно обнаружились по меньшей мере два исторических по своему значению рубежа. Во-первых, мировая война уже не может быть средством разрешения политических задач и, во-вторых, динамическое равновесие между обществом и природой не может быть в исторической перспективе достигнуто на основе механической техники и технологии. Научно-техническая революция, развернувшаяся в наиболее развитых странах, со всей настоятельностью выдвинула вопрос о будущем человечества, соединении научно-технического и социального прогресса.
На изломе социальных преобразований интерес к философии всегда возрастает, ибо изменяются глубинные мировоззренческие установки, принятые в конкретном обществе, начинается их ломка, меняются образ и стиль жизни, представление о месте человека в ней. В таком случае необходима мировоззренческая опора, которую и пытается создать философия.
Какова же роль философии в современном напряженном, неустойчивом и быстро меняющемся мире? Вряд ли можно кратко ответить на этот вопрос, охватывающий многие аспекты нашей жизни. Пожалуй, наиболее емкое определение смысла и роли философии дали Гегель и Маркс, называя ее духовной квинтэссенцией эпохи. Таковой она была, таковой остается и сегодня, ибо философия содержит учение о сущности бытия, о месте и роли человека в мире.
В контрольной работе я попыталась определить особенности философского мировоззрения, взаимосвязь философии идеологии, философии и религии.

I. Мировоззрение и его исторические типы

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Человек - разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира - мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Ответ на этот вопрос дается всеми науками, взятыми в их совокупности, и изменяется в ходе развития человеческого знания. Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир, во-первых, в его целостности, в единстве, и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т. д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей. В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и об общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.
Итак, можно, на мой взгляд, сделать вывод, что мировоззрение - это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека - это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Таким образом, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.
Мировоззрение - сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры. Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.
Историческими типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное и философское. Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет. Так, путем выделения индивидуально-психологическими и родовыми характеристиками первый человек осмысливает природу и потом одушевляет ее. В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии - фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфически человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.
Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.
Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало не абстрактно-безличностное, а личностное, выраженное в Боге. Религиозное мировоззрение объясняет потусторонний мир логикой мира посюстороннего.
Основными функциями мировоззрения являются: интегративно-систематизаторская, интегративно-оценочная, интегративно-нормативная, интегративно-ориентировочная и интегративно-эвристическая.
Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему и вместе с тем «означает» понимание природы такой, какая она есть.

2. Специфика философского мировоззрения

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и месте человека в нем. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду становления и развития рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего - воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь.
Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. У Фалеса были и экономические размышления, в известном смысле он идейно и даже практически предвосхитил истоки научной теории трудовой стоимости. На практике он это доказал, когда в один из неурожайных годов на виноград скупил у жителей Милета по достаточно низкой цене все давильни для винограда, которые применялись для изготовления виноградного вина. Когда же наступил урожайный год, эти давильни их бывшие владельцы вынуждены были купить у Фалеса, но уже по более высокой цене. Так философ попытался показать практическую значимость науки. Главное же в учении Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки. В этой связи следует отметить, что именно Фалесу источники приписывают авторство знаменитого изречения «Познай самого себя».
У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Математик, чемпион олимпийских игр по кулачному бою, политик, философ - он большую часть своей жизни посвятил политической борьбе за свою личную диктатуру. Философский дух царил в математических изысканиях талантливого коллектива математиков, возглавляемого Пифагором.
Теоретически сформулированным мировоззрением является философия. Здесь мировоззрение выступает как деятельное отношение человека к миру. С такой позиции мировоззрение - это общественное самосознание человека, определяющее ценностную ориентацию его в мире, отражающее его действенность через призму его целей и интересов, мировоззрение является способом практически-духовного освоения мира и генетически возникает из практического отношения человека к миру.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!