Философия эпохи Возрождения (контрольная в МИК)

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение             3
Основная часть. Эразм Роттердамский «Похвала глупости»   5
Выводы            12
Список литературы          13
Приложение           14

Введение

Как отмечает абсолютное большинство историков, эпоха Ренессанса (Возрождение) означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для философии это время (XV - XVI вв.) стало своеобразным переходным периодом - от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Начался процесс секуляризации как тенденция постепенного освобождения общества от духовного диктата религии и церкви и становления светской культуры. Развитие философии в эпоху Возрождения определялось воздействием ряда факторов. Во-первых, влиянием передовой античной философской мысли (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, взаимодействием с зарождавшейся в ту эпоху систематической наукой. И, в-третьих, нараставшим влиянием утверждавшегося капиталистического строя на общественное сознание, культуру и мораль общества.
В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира (теоцентризма). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно, Н.Коперник). Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее» - этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения.
На мой взгляд, наиболее важной чертой новой эпохи был антропоцентризм. Он представляет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм - зародившееся в итальянских городах идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и сформировавшее понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и изобразительное искусство. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, где возобладал культ человека, его духовности и красоты, свободы и величия. Возрождение подчеркивало не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития им своих задатков и способностей (сущностных сил), его творческого призвания в мире.
Зарождение капитализма вызвало большой интерес философии к социально-политической проблематике, к теме государства (Н.Макиавелли и др.). В это время сформировался утопический социализм, выдвинувший идеал нового и справедливого общества (коммунизма), где человек смог бы развиваться свободно, всесторонне и гармонично (Т.Мор, Т.Кампанелла).
Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. В это время жили и творили крупные и яркие мыслители. Возрождение провозгласило дух свободы и счастья человека, его высокого призвания в мире - быть творцом и созидателем, соучастником божественного миротворения. Это была, по определению Ф.Энгельса, «эпоха гигантов» - «по силе мысли, страсти и характеру», эпоха величайшего прогрессивного поворота в истории человеческой цивилизации. В своем развитии она прошла ряд периодов: «раннее», «высокое» и «позднее» Возрождение.
Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Гуманизм как течение зародился в Италии («первая капиталистическая страна», по определению Ф.Энгельса) в среде образованных городских слоев. Он формировался в лоне художественной литературы как критическая реакция на догмы религии, на ее учение о греховности и несвободе человека.
Эразм - нидерландский писатель, филолог, богослов, гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов"). Родился Эразм Роттердамский 28 октября 1469 в Роттердаме. В 1495-1499 учился на теологическом факультете Парижского университета. Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии. Общеевропейскую известность Эразму Роттердамскому принесло первое издание сборника поговорок и крылатых слов античных авторов "Adagia", вышедшее в 1500. В 1509 был в Лондоне, посетив Томаса Мора, с которым долгое время поддерживал дружеские отношения. Занимал ведущее положение в европейском научном мире. Эразм Роттердамский является создателем системы нового богословия ("философии Христа"), главное внимание в которой уделяется человеку и его нравственным обязательствам перед богом. Возглавил новое течение в гуманизме - "христианский гуманизм". В 1521 вынужден был бежать из Лувена, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков, а в 1528 - из Базеля, спасаясь от церковных реформаторов, т.к. не принимал унижения человека перед богом, характерного для лютеранства. Эразм Роттердамский умер 12 июля (по другим данным - 11 июля) 1536 в Базеле.
Среди произведений Эразма Роттердамского - педагогические, богословские трактаты и книги, нравственные поучения, притчи, диалоги: "Пословицы" ("Adagia", 1500; изречения античных авторов с комментариями), "Оружие христианского воина" (1501, 1504; изложение основных принципов "философии Христа"), "Похвала Глупости" (1509-1511, при жизни - 40 переизданий; философская сатира, посвященная Томасу Мору), "Наставление христианского государя" (1515, 1516), "Жалоба мира" (1516, опубликована в 1517), первопечатное издание греческого оригинала Нового завета с комментариями (1517; латинский перевод - в 1519), "Разговоры запросто" ("Домашние беседы"; 1519 - 1535; бытовая сатира), "О свободе воли" (1524; трактат, направленный против Мартина Лютера), "О достойном воспитании детей с первых лет жизни" (1529); письма.

Основная часть. Эразм Роттердамский «Похвала глупости».

В своей работе Эразм выразил концепцию глупости. С самого начала работы я задался вопросом: что же такое эта "глупость"? Это нелегко выяснить и определить, поскольку она представлена Эразмом во всей полноте; в ней проявляются, с одной стороны, как крайне отрицательные свойства худшей части человека, так, в противоположность этому, качества достойные Христа, безумие Креста (как определил это сам св.Павел).
Глупость показывает комедию жизни и настоящее лицо тех, кто прятался под маской: "Если бы кто-нибудь сорвал на сцене маски с актеров, играющих комедию и показал зрителям их настоящие лица, разве не расстроил бы он всего представления и разве не прогнали бы его из театра каменьями, как юродивого? Ведь все кругом мгновенно приняло бы новое обличье, так что женщина вдруг оказалась бы мужчиной, юноша — старцем, царь - жалким оборвышем, бог - ничтожным смертным. Устранить ложь — значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывают к себе взоры зрителей. Но и вся жизнь человеческая есть не иное что, как некая комедия, в которой люди, нацепив личины, играют каждый свою роль, пока хорег не уведет их с просцениума. Хорег часто одному и тому же актеру поручает различные роли, так что порфироносный царь внезапно появляется перед нами в виде несчастного раба. В театре все оттенено более резко, но, в сущности, там играют совершенно также, как в жизни" (7, с. 36).
Сущностью глупости у Эразма является вера: "Засим, среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами... Что же это такое, если не помешательство?" И кульминацией кульминации "глупости" является небесное счастье, которое хотя и принадлежит другой, небесной жизни, но которое уже здесь на земле, можно вкусить, по крайней мере на краткий миг и лишь немногим. И вот, очнувшись, они говорят, что сами не знали, где были. Одно они знают твердо: беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием", (7, с. 106, 111).
Суровость, с которой Эразм клеймит пап, прелатов, церковников и монахов своего времени, привычки, укоренившиеся в церкви, и некоторые доктринальные положения, не могли не вызвать неприязнь католиков: «Они же уповают на оружие да на те сладкие словеса, о которых упоминает апостол Павел и которых никогда не жалели папы в своем милосердии, а именно – на интердикты, на освобождение подданных от присяги, на повторные отлучения, на анафемы, на картинки с изображением чертей и, наконец, на те грозные молнии, при помощи которых души смертных низвергаются в самую глубину Тартара. Святейшие отцы поражают этими молниями тех, кто, наученный дьяволом, пытается умалить или расхитить достояние св. Петра» (7, с. 105). Позже его критика становится более сдержанной.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!