Философия эпохи возрождения

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

С XV в. в Западной Европе начинается формирование капиталистических общественных отношений. Субстанциальные изменения человеческой жизни сопровождались мощными духовными преобразованиями. От приоритетов религиозных люди переходят к приоритету философско-художественных и научных ценностей, теоцентризм вытесняется антропоцентризмом. Освобождению от религиозно-церковных пут подавала пример античность. Обращение к античной культуре дало название и обрамление переходной эпохе всего общественного развития - Возрождение (фр. Ренессанс).

Возрождение — это освобождение познания от канонизированного Логоса, борьба против диктатуры текста. Философия Ренессанса — отказ от авторитета как аргумента, обращение к опыту, доверие к разуму.

Эпоха Возрождения — эпоха освобождения индивида от корпоративных и сословных связей, эпоха, идеалом которой становится целостно развитый человек. Великие географические открытия (Колумб, Вас- ко-да-Гама, Магеллан), возрождение естественных наук (Коперник, Галилей), социально-политические гипотезы и учения (Макиавелли, Мор, Кампанелла), становящиеся на службу человеку, формировали идеологию гуманизма (человек не средство, а цель). Монтень называл гуманистами философов и писателей, говоривших о человеке й человеческом в противовес теологии, учивший о боге и божественном. Италия, Франция, Испания... В Германии, Голландии, Швейцарии возрождение культуры вылилось в Ре- lZ формацию. Гуманизм («человечность») как ориентация требует правильного понимания человеческой природы и предполагает, что сам человек должен стремиться к максимуму человеческого. Античность ориентировалась на созерцание («теория»), средние века видят предел активности в молитве, для Возрождения герои — художник, поэт, скульптор, архитектор, инженер, одним словом — творец.

Одна из главных тенденций ренессансной философии — антропоцентрическая, сконцентрировавшаяся в итальянском гуманизме. Алигьери Данте (1265— 1321) олицетворяет исток философии эпохи Возрождения прежде всего в своей «Божественной комедии». Человек в глазах Данте — среднее звено между земным и небесным миром, он имеет двоякое предназначение. Внеземное предназначение человека вовсе не требует, как учили схоласты, отречения от земного блаженства. Его земное блаженство не зависит от происхождения человека, знатности его предков. Франческо Петрарка (1304— 1374), знаток античной мифологии и философии, основоположник новой лирики объявил себя сторонником не той философии, которой гордятся университетские профессора; а обитающей в делах. Человековедение получает многостороннее воплощение в творчестве Джованни Боккаччо (1313— 1375). «Декамерон» можно считать энциклопедией гуманизма. Человек разнообразный подан в «Декамероне» под символом любви, самой великой творческой силы человеческой жизни. Мыслитель пришел к выводу о том, что аскетические христианские добродетели непосильны для человека.

Гуманистическая ориентация пронизывает сочинения нидерландского мыслителя Эразма Роттердамского (1469— 1536). Этот «Вольтер XVI века» (Дильтей), автор «Похвального слова Глупости» и множества сатир учил, что философии пора спуститься с неба на землю, онтология и теология должны вылиться в этику. Называя ее «философией Христа», Эразм учит воспринимать мир благим и прекрасным. Исповедовать христианство — значит следовать естественным правилам нравственности. Никто так не заслуживает имени эпикурейца, как глава христианской философии. Заблуждаются те, кто болтает, будто Христос призывал к безрадостной жизни.

Друг Эразма англичанин Томас Мор (1478— 1535), «открывший» на далеком острове идеальное государство, дал своей «золотой книге» название, которое стало символом политических проектов.

Действительно, книги и люди имеют свою судьбу: «Утопия» принадлежала к числу запрещенных католической церковью «проклятых» книг, в XIX в. Мор был провозглашен «блаженным мучеником», в 1935 г. объявлен святым.

Мор, как и Эразм, скептически относился к мистике и суевериям, видя в них сплошное надувательство, которое под стать лишь невежественной черни. В христианстве они видели этику, способную объединить человечество на почве социальной справедливости.

Гуманист Мор продолжает дело Эразма. Он считал, что по вине схоластов в диалектику, умение вести беседу и искать истины, просочился вздор похуже, чем у софистов. Варварская диалектика схоластов — карикатура на логику Аристотеля. Мор восхищался античным свободомыслием, восторгался, например, сочинениями Лукиана и переводил их с греческого. Именно под влиянием Мора Эразм сочинил знаменитую «Похвалу Глупости».

Философская антисхоластика Мора основана на проявлении опыта. Его утопийцы изобретают приборы и с помощью их изучают природу, отвергают гадания астрологов — «лживых прорицаний по звездам». Утопийцы — поклонники Аристотеля и Софокла, Феофра- ста и Лукиана, Галена и Плутарха. Подлинный глас божий, по Мору, — голос разума. Он отвергал Лютерово «оправдание одной лишь верой». Только человеческий закон, а не закон бога, видит Мор в основании гражданского порядка.

Яркое проявление политической окраски гуманистической идеологии — теоретические изыскания фло- рентййца Николло Макиавелли (1469— 1527), в которых политика освобождается от морали, нет места для божественного вмешательства в человеческую историю. Человеческая природа неизменна, и она должна стать предметом рационального анализа. В своем «Государе» (иные переводят как «Князь») Макиавелли показывает человека как эгоиста, поступками которого движут материальные интересы. Если судьба и распоряжается нами, то лишь половиной поступков, другую половину она отдает в наше управление. Тот, кто согласовывает свои деяния с обстоятельствами, ошибается меньше и бывает счастлив в своих начинаниях. Политика — укрепление государства — имеет ценность сама в себе. Государь должен знать, что многие люди стремятся вовсе не к добру, а поэтому нужно научиться быть не только добродетельным, но и не добродетельным. «Государственный интерес» — общее благо — есть та цель, которая оправдывает любые средства. Отделив политику от религии и морали, Макиавелли советует государю не доверять праздно живущим дворянам и вверять охранение свободы тем, кто менее алчен — менее знатным, народу. Везде есть два направления: одно — народное, другое — от высших классов. То содержание, которое в последующем закрепилось за словом «макиавеллизм», как характеристика беспринципной политики, далеко не адекватно тому, чему в действительности учил флорентийский политический мыслитель.

Одна из бессменных проблем эпохи Возрождения — отношение человека к богу. В ряде стран духовное освобождение личности приняло обличие церковной реформации. Творец немецкой реформации Мартин Лютер (1483— 1546) провозгласил: «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе». Божий глас в душе человека — это собственная совесть. Переведя на немецкий язык библию, Лютерг поднял его до всеобщего литературного языка. М. Лютер учил тому, чтобы в повседневной работе видеть служение Богу, чтобы в людях видеть Бога, а в своих близких — его святых. По мнению отца религиозной Реформации в Европе, обычная служанка, которая сметает пыль или ухаживает за детьми, занята более важными делами, чем монахиня, посвящающая многие часы молитве.

Протестантизм Лютера нес новую догматику, отделившиеся от него еретики проповедовали религию «внутреннего человека». Каспар Швенкфельд (1490— 1561) толковал о том, что человеческая природа присуща Христу, а божественная природа — человеку. Человек и бог, конечное и бесконечное, едины, обусловливают друг друга. Из подобного протестантского мистицизма выросла философия Я. Беме.

Себастьян Франк (1499—1542) усматривал несовершенство, относительность всех' религий, отвергал идею грехопадения и, соответствейно, проклятия человека богом. Такой бог в принципе невозможен. Франк видит в Адаме и Христе символы саморазор- ванности человеческой природы, ее парадоксальности, противоречивости. Есть человек внешний, есть человек внутренний, они по-разному читают Библию, у них разные церкви. Внутренний человек свободен, без свободы не было бы морального выбора, ответственности, следовательно, божественного воздаяния. Когда адамическое, материальное начало берет верх, человек бежит от свободы. Все социальные институты и порождены адамическим стремлением человека найти спасение вне брга.

Христианский протестантизм Лютера, Цвенгли, Кальвина нес сильную идеологическую нагрузку. Г. Гейне обратил внимание на то, что живопись Возрождения — сплошное протестанство. Рассеялся душивший художников католический кошмар. Бедра Венеры Тициана оказались более убедительными тезисами, чем тезисы, прибитые немецким монахом на дверях виттенбегской церкви. М. Лютер реабилитировал разум, живописцы — чувственность, греческую радость жизни.

Другая главная тенденция ренессансной философии — натурфилософская, в рамках которой зарождается новое естествознание. На границе средневековья и Нового времени стоит фигура кардинала Николая из Кузы наЛюзелё (1401 — 1464). Переосмысливая учение Платона и неоплатоников, Кузанец руководствовался принципом «совпадения противоположностей»: единое есть^все, максимум и минимум, бесконечное и конечное переходят друг в друга. Так, если радиус круга увеличивать бесконечно, окружность превратится в бесконечную прямую. Связующим звеном между бесконечным богом и тварным миром служит Христос, воплощение Логоса. Человек — микрокосмос, отражение универсума и ступень перехода от высшего к низшему. Центр и окружность универсума — бог, в котором и достигается совпадение противоположностей.

Специфическую философию жизни сформулировал немецкий врач Ауреола Теофраст Парацельс (1493—1541). Природа есть жизнь, а жизнь — суть природы. Человек содержит в себе все элементы универсума: материального, астрального, божественного (тело, душу, дух). Видимая природа сотворена богом, первоприрода вечна. Человек, рассматриваемый во времени, представляет собой бытие между рождением и смертью. С точки зрения космологической человек — бытие между небом и землей. По своему отношению с миром человек характеризуется как микрокосмос в макрокосмосе. Человек — «центр» космоса. Кроме того, он центр и цель творения. Это антропоцентризм, основанный на теологии. Таким образом, христианский бог теряет у Парацельса внеприродный характер, а природа понимается пантеистически (от греч. всебожие): бог сливается с природой, а природа обожествляется.

Гениальный итальянец Леонардо из Винци — Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — не только живописец и скульптор, но и великий натуралист, полагавший, что мудрость есть дочь опыта. Даже разгадка тайны красоты — в пониманий законов природы, которые раскрываются в мере и числе.

Вслед за титанами, подобными автору Джоконды, появляется фигура Николая Коперника (1473 — 1543), совершившего своим трудом «Об обращениях небесных сфер» переворот в понимании строения Солнечной системы. Он устранил идущий от Аристотеля и Птолемея геоцентризм, когда Земля представлялась неподвижным центром Вселенной, вокруг которого вращаются семь сфер (Солнца, Луны и пяти планет). Далее виделась восьмая сфера неподвижных звезд, а схоласты добавили девятую сферу — сферу ангелов. Коперник показал, что Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца. Гете назвал открытие Коперника «величайшим открытием», «более важным, чем вся библия». Немецкий натурфилософ и математик Иоганн Кеплер (1571 — 1630) сформулировал три закона движения планет, впервые выразив их математически. Понимая их пантеистически, как выражение божественной гармонии, именно Коперник ввел само понятие «закон природы».

Вершина натурфилософии Возрождения — фигура Джордано Бруно (1548— 1600), сожженного инквизицией после длительного тюремного заключения и пыток. Вслед за Кузанским и Коперником он создает гениальное пантеистическое учение, согласно которому Вселенная есть бог. И в этом качестве она бесконечна, состоит из бесконечного множества солнц с планетами. Универсальная субстанция — единственно сущее и живое образование, из которого возникают и в которое уходят единичные вещи. Вечный закон господствует над всем, все гармонически организует и проявляется в единстве конечного и бесконечного. В сочинении «О причине, начале и едином» философ показывает, что отношение бога к миру — это не более как отношение творящей природы к сотворенной, зародыша — к результату, единицы — к числу, точки — к пространству. Высший этап познания — интеллектуальная интуиция, созерцание, которое раскрывает нам противоречивую сущность вещей, природы в целом. Поэтическое воодушевление, характерное для Бруно, заставляет его признать в качестве посредника между человеком и бесконечной природой красоту, а философию брать только в единстве с поэзией, живописью и музыкой.

Культура гуманизма выявила многогранность человека, люди еще не стали рабами разделения труда, жили многосторонними интересами и принципами и принимали участие в практической борьбе. Как подметил Энгельс, кто славен пером, кто мечом, а кто и тем и другим.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!