Философия эллинистического периода

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В период эллинизма (IV век до н. э. – V век н. э.) философия сосредоточивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев – последователей учения Эпикура – и стоиков – представителей стоицизма. Философы эллинизма считали условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти окружающего мира и прежде всего от политической сферы общественной жизни.

Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для этого человек должен побороть страх перед богами и перед смертью. Человек рассматривается как телесное, чувственное существо, и всякое благо и зло в его жизни проистекают от его способности управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека является достижение блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага, такие как дружба и знание.

Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Первый принцип этики стоицизма – поступать разумно, жить сообразно с природой, поскольку природа тождественна разуму. Философ или мудрец – это и есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.

Выражением кризиса и упадка древнегреческой философии стала философия киников. Наиболее известными представителями данной школы являются Антисфен, Диоген, Кратет. Так, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению, призывал быть ближе к природе, считая утонченную философию никчемной. Ученик Антисфена Диоген утверждал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания и считал, что, проявляя безразличие к благам, можно освободиться от страха. Блага жизни непрочны, поскольку они есть дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги.

Философия киников явилась отражением глубокого социально-политического и духовного кризиса древнегреческого общества. Социальная нестабильность и крушение полисной системы, сопровождавшиеся нарастанием хаоса, увеличением числа социальных конфликтов, политической нестабильностью привели в конечном счете к крушению культуры и философии, основанных на рационализме и личностных институциях, обосновывающих единство и гармонию человека и природы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!