Философия древнего мира

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Ранняя философия восходит к нерасчлененному общественному сознанию, ее возникновение связано с рационализацией мифов. Именно на почве мифологии возникают религиозные и философские ветви общественного сознания, вращающиеся вокруг одних и тех же вечных проблем. Религия удваивает мир (сакральный и профанический, сверхъестественный и естественный). Религия наследует важнейшую функцию мифа — регулировать человеческие отношения, философия выступает как производство теоретического знания.

Возникая в качестве теоретической формы сознания, философия вычленяет человеческое отношение к миру, отношение субъекта к объекту. Философские вопросы и мотивы в странах Древнего мира, Мессопо- тамии и Египта, Китая и Индии, Греции и Рима едины и различны как в сути, так и в решениях. Например, Гегель был согласен с Платоном в том, что зачатки своей образованности греки получили из Египта, азиатских стран. В мифах народов разных континентов складывались аналогичные представления об извечной борьбе противоположных сил и явлений: жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода, плодородия и бесплодия, хорошего и плохого. Четыре стихии — вода, земля, воздух, огонь, — из коих все состоит, характерны также мифологии и ранней философии многих народов.

Древнеиндийская философия восходит к III — II тысячелетиям до н. э., включает ведический и послеве- дический периоды, период философских сутр (III — IV в- н. э.). В Ведах (Знание), четырех сборниках магических заклинаний и молитвенных гимнов, раннеклассовое индийское общество получило идеологическое освящение. Закрепляется деление рабовладельческого общества на четыре касты (варны): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы), шудры (слуги, рабы). Сознание верхов и низов пронизывала религия. В Ведах переплетаются наивно реалистические и мистические мотивы, признание и мирового духа (брахмы), и материальных элементов, составляющих первооснову бытия (вода, земля, огонь и др.). Брахманизм стал господствующим фактором в послеведический период — наиболее известны эпические произведения Махабхарата и Рамаяна. Систематическим и специфическим изложением философских идей стали сутры (изречения).

Из канонизированных древних философских учений, дошедших до наших дней, наиболее известны джайнизм и буддизм. Основатель джайнизма, легендарный Джин (победитель), сформулировал основные положения своего учения в VI в. до н. э. — учения о трех драгоценностях: правильном познании и понимании, правильной вере и правильной жизни. Когда человек ориентируется правильно, он ведет аскетический образ жизни. Душа его освобождается от особой материи (кармы), тем самым духовное начало берет верх над материальным. С этой точки зрения, бог не творец сущего, а душа, освободившаяся от материи и перевоплощений.

Буддизм, также возникший в VI в. до н. э. (Будад — пробужденный), превратившийся в одну из мировых религий, философски связан с поиском путей, ведущих к спасению от страданий. Необходимо соблюдать пять заповедей (панчашила): не убивать живое, не красть, не нарушать половые запреты, не врать, не пьянствовать. Человек, ведущий правильную жизнь, достигает погружения, преодолевает круговорот жизни (санса- ра), он достигает нирваны, угасает, как пламя лампы, в которую не подливают масло. В конечном счете сам Будда утратил реальные черты и стал объектом поклонения. Философия древней Индии не просто размышление, это и образ жизни, ориентированный на слияние с миром.

Поиск субстанциальных основ человеческого бытия в Древнем Китае носил этическую окраску. Формирование философской мысли древнего Китая приходится на начало I тысячелетия до н. э. Тогда и складывается знаменитая философская гипотеза о пяти первоэлементах — источниках всего сущего: воде, земле, металле, огне, дереве. Сочетание, изменение этих элементов объяснялись признанием полярных сил, мужского и женского начал (инь — ян). В конечном счете философские построения вращались вокруг проблемы человека, выяснения его природы, роли нравственных ориентиров. Человек пребывает во власти неба (тянь). Д ля одних мыслителей оно тождественно воле, для других — природе. Закон, управляющий миром, — путь (дао) тоже трактуется неоднозначно: и как естественный закон, и как верховное божество, выступающее лишь через проявление (дэ). Противоречивые натурфилософские предпосылки определяли пеструю картину этических взглядов, трактовок норм поведения, долга и справедливости.

Древнекитайская мифология содержала образ человека, зависимого от плодоносящей земли и оплодотворяющего ее неба. Три мира: небо — человек — земля, «небесный мир», «подземная империя» связаны через человека. Различные комбинации этих связей были записаны в «Книге перемен» (Ицзин), насыщенной фольклорно-диалектическими изречениями типа: «Малое уходит, большое приходит, большое уходит, малое приходит». С переосмыслением мифологических верований «Книги перемен» связано начало китайской философии.

Этическая окраска философии характерна для учения Конфуция (Кун Фу-цзы — учитель Кун), жившего в 551 —479 гг. до н. э. Сторонник стабилизации нравов Конфуций отстаивал принцип жэнь (человеколюбие) — почитание родителей и старших, «сына неба» — государя. Он скептически относился к признанию существования духов — советовал держаться от них подальше. Почему? Потому что не научившись служить людям, как мы можем служить духам. На рубеже нашей эры конфуцианство превратилось в религию, ядро которой почитание предков.

Родство с мифологией и вместе с тем ее отрицание выступает в другом влиятельном учении китайской древности — даосизме. Основатель его, старший современник Конфуция Лао-цзы (старый учитель), согласно традиции, считается автором книги «Дао дэ цзин» («Книга о добродетели»).

Все несет в себе ян и инь. Путь, закон их переходов и изменений — вечное дао, удаляющееся и возвращающееся. Оно проявляется через особую энергию, силу дэ. Эта сила формирует индивидуальные вещи, в конечном счете — человека, посредством которого мир постигает сам себя. Мудрец способен проникнуть в священный сосуд, называемый миром, приобщиться к дао, если он соблюдает меру вещей, свободен от манипуляции вещами. В начале нашей эры даосизм воспринимается как религия, сочетающая в себе буддизм и конфуцианство, ориентированная на нравственное самоусовершенствование человека. Восточная философия — философия веры в бесконечность возрождений человека после смерти. Человек обязан следовать линейной цепи события. Это его поведение замыкается на осознании сущностного единства с природой. Вся древняя философия есть философия человека, как он постигается исторически от космологических концепций до субъективистской концепции эпохи эллинизма.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!