Фэйс-контроль как имиджевая практика

27 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Практика фэйс-контроля приобрела свою особую ак­туальность в новом тысячелетии, и это связано с тремя основными факторами. Во-первых, государственные и частные учреждения, туристические фирмы, предприя­тия транспорта, размещения, питания, досуга и развле­чений, заботящиеся о своей репутации, целенаправлен­но и системно формируют определенные положитель­ные имиджи. Во-вторых, насущная потребность в обес­печении безопасности граждан, клиентов, туристов сти­мулирует развитие дорогостоящих технологий фэйс-контроля. В-третьих, концентрация межличностных коммуникативных контактов в единицу времени на дос­таточно ограниченной в своей досуговои активности ча­сти площади мегаполиса и возможность преодоления вероятных барьеров в общении также способствуют раз­витию фэйсконтроля.

Так, для размещения в Москве всех учреждений до­суга характерна крайняя неравномерность: 70-90% до-суговых учреждений находятся в Центральном округе, занимающем 6% площади города, где проживает лишь 7% населения. В Центральном округе расположено 78% музеев, 74% театров Москвы, примерно такое же соот­ношение картинных галерей, концертных залов, ночных клубов, спортивных учреждений.

Расположенные главным образом в Центральном ок­руге частные клубы носят элитарный характер, они от­личаются высокой платой за членство в них. Проводя параллель с Саратовом, с уверенностью можно утверж­дать, что подавляющее количество ночных клубов, рес­торанов, казино, боулинг- и бильярдных клубов сосре­доточено в пределах центральной части города. В отли­чие от московских, петербургских досуговых заведений, фэйс-контроль в саратовских клубах упрощен, в них не существует строгого отбора клиентов и четких критери­ев его осуществления.

Процедура фэйс-контроля в учреждениях, организа­циях, заведениях характерна для мегаполисов, столиц, крупных индустриальных, транспортных и туристичес­ких центров. По мере удаления от центра города к пери­ферии, от мегаполисов к малым городам, от столичного региона к провинциальным актуальность фэйсконтроля ослабевает.

Фэйс-контроль в переводе с английского языка - контроль лица, т.е. своеобразное отфильтровывание публики при входе в заведение, политика отбора и до­пуска людей в клуб из числа всех желающих в него по­пасть. В американской и английской практике исполь­зуются термины: admission, bounce. В большинстве клу­бов Великобритании в охрану набирают людей не выше среднего роста, не крупнее среднего телосложения. Ин­структируя клубных охранников, им запрещают совер­шать резкие движения, смотреть прямо в глаза посетите­лям, поскольку подсознательно это воспринимается как проявление агрессии. Клубная охрана должна уметь по­ставить диагноз, если посетителю стало плохо, и оказать первую медицинскую помощь.

Понятие фэйс-контроля в московскую клубную прак­тику было введено в 1993 г. Петром Шевченко, который возглавлял службу охраны клуба «Город», а в настоящее время является директором одного из крупнейший ох­ранных агентств Москвы. За образец была принята ох­ранная деятельность знаменитого нью-йоркского клуба «Студия-54». У каждого заведения сферы досуга суще­ствуют своя политика, правила и распорядки, благодаря которым создается ближний и дальний круг посетите­лей. Фэйс-контроль является практическим инструмен­том по формированию имиджа заведения посредством отбора и приобщения к жизнедеятельности клуба посто­янных и потенциальных клиентов, которые, в свою оче­редь, являются носителями своих имиджей. Фэйс-конт­роль начинается на входе, а продолжается в самом заве­дении со стороны обслуживающего персонала и самих посетителей.

Под фэйс-контролем понимается технология отбора клиентов по следующим критериям: внешний облик (одежда, прическа, макияж, аксессуары), поведение (ре­чевая коммуникация, манеры), психическое состояние, наличие спутника и клубной карты. В респектабельных заведениях - элитных клубах, фешенебельных рестора­нах - функцию фэйс-контроля выполняют начальник службы охраны и менеджер по приему гостей, знающий всех постоянных посетителей в лицо. Профессиональ­ные фэйс-контролеры хорошо разбираются в людях, об­ладая знаниями психологии и навыками визуальной ди­агностики. Высокий уровень фэйс-контроля работает на имидж заведения.

Назначение имиджелогии состоит также и в преодо­лении фэйс-контроля. Для универсального решения этой задачи специалисты рекомендуют позитивный настрой, обаяние, улыбку. Направляясь в конкретное заведение, имеющее свой стиль, завсегдатаев, необходимо прини­мать предлагаемые правила поведения, не навязывая свои, стать участником вечеринки, а не экскурсантом. Если охрана решительно не пускает человека, то остает­ся шанс попасть в заведение после общения с администратором, который, как правило, оценивает людей по не­сколько другим критериям: степени «полезности» для заведения, культуре общения и поведения.

Функции имиджа свидетельствуют о его значении в гармонизации внутреннего мира человека и формирова­нии адаптационной способности к позитивным и нега­тивным изменениям окружающей среды, в том числе в досуговой сфере. Именно адаптационная функция имид­жа необходима для комфортного приспособления к оп­ределенной среде, группе, собеседнику, в то время как коммуникативная функция имиджа позволяет человеку позитивно организовать и осуществлять общение на всех уровнях, получать от него максимум информации, а также воздействовать на аудиторию в нужном для себя направлении.

Фэйс-контроль - отбор, «сканирование», проводимое в большинстве случаев людьми, а не техникой - явление в высшей степени субъективное. Многие современные предприятия не ограничиваются людским ресурсом при проведении фэйс-контроля, используя различные техни­ческие новшества: внешние системы наблюдения посред­ством камер слежения, сканирующие программы. В на­стоящее время фэйс-контроль наиболее важен в местах массового скопления людей, на объектах государствен­ной значимости, в банковских учреждениях. Даже жите­ли обычных жилых домов прибегают к различным фор­мам фэйс-контроля для обеспечения собственной безо­пасности. «Бдительность - залог безопасности», как писал Ю. Фучик.

Современная система фэйс-контроля представляет собой комплекс различных мер, включающий как тра­диционные методы - система пропусков, паспортов, бейджей, так и новейшие технологические разработки. С октября 2003 по март 2004 г. в токийском аэропорту «Нарита» японская авиакомпания AllNipponAirways (ANA) проводила эксперимент с инновационной систе­мой электронной регистрации на рейс, основанной на биометрических технологиях. Пассажиры международ­ных рейсов ANA, добровольно согласившиеся опробо­вать на себе новую систему регистрации, должны были за день до вылета пройти процедуру сканирования лица. Полученная информация вносилась в базу данных авиа­компании. В аэропорту личность каждого путешествен­ника устанавливалась автоматически, когда он проходил через сканирующие ворота во время регистрации на рейс и вторично - у входа на посадку. Эксперимент был признан успешным.

Фэйс-контроль активно практикуется при приеме на работу. Один из важнейших этапов в деятельности служ­бы работы с персоналом - предварительная оценка кан­дидата по внешнему виду и поведенческим признакам. Фэйс-контроль проводится в короткий период - от мо­мента, когда кандидат переступил порог офиса, до мо­мента получения им анкеты для заполнения. Сотрудни­ки службы работы с персоналом опираются на собствен­ный опыт, интуицию и после недолгого общения с пре­тендентом на вакантное место по интерпретации внеш­них признаков могут сделать вывод о целесообразности или нецелесообразности дальнейшей работы с ним. Фэйс-контроль совершенно справедливо признается одной из отборочных процедур с постановкой конкрет­ных целей и их последовательным достижением. Любое возникшее подозрение в отношении кандидата должно быть прояснено или истолковано в пользу компании. Необходимо дополнительное обучение сотрудников службы работы с персоналом, которые первыми встре­чаются и общаются с кандидатами. В основе выводов о претенденте должен лежать не единичный признак, а совокупность признаков, прямо или косвенно свиде­тельствующих о том, подходит человек на вакантное ме­сто или нет.

Каждый человек постоянно использует фэйс-конт­роль по отношению к другим и себе самому. Фэйс-конт­роль начинается утром, когда человек смотрит на себя в зеркало. Как процедура он осуществляется не только в заведениях досуга, на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных), в организациях, но и в об­щественном транспорте, магазинах, на улицах. В про­цессе взаимодействия у каждого складывается относи­тельно других субъективное мнение, которое во многом определяет дальнейшее поведение, что по сути своей и есть фэйсконтроль. С его помощью проводится своеоб­разный рубеж: свой - чужой, который крайне зыбок и изменчив: сегодня так, а завтра иначе. Каждый человек многократно в своей жизни оказывается в положении то проверяемого, оцениваемого, то проверяющего, оцени­вающего.

Процесс восприятия одним человеком другого яв­ляется составной частью общения и называется соци­альной перцепцией. Это понятие введено в соци­альную психологию Дж. Брунером в 1947 г. Под соци­альной перцепцией понимается процесс восприятия «социальных объектов» - другого индивида, соци­альных групп и общностей. Г.М. Андреева вводит по­нятие межличностной перцепции - восприятие чело­века человеком. Феномен формирования представле­ния о другом человеке не укладывается в традицион­ное описание перцептивного процесса, и в настоящее время продолжается поиск наиболее точного понятия, характеризующего процесс межличностного восприя­тия. Ряд исследователей используют французское выра­жение «connaissansed'autrui», что означает не столько «восприятие другого», сколько «позна'ние другого». К специфическим чертам восприятия социальных объек­тов относится восприятие физических и поведенческих характеристик.

Свой подход к проблемам восприятия разработан представителями школы «трансактной психологии», ко­торые подчеркивают идею о том, что всякая перцепция есть обмен, взаимодействие, трансакция между воспри­нимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в трансакции, авторы этой теории подчеркивают роль ожиданий, желаний, намере­ний, опыта субъекта как специфических детерминат пер-цептуальной ситуации. Э. Берн подразделяет трансакции (единицы общения) на дополнительные и пересекающие­ся, на простые и скрытые. Процесс коммуникации пре­рывается, если происходит пересекающаяся трансакция. Поверхностные взаимоотношения можно определить как не выходящие за пределы простых дополнительных трансакций. Такие взаимоотношения возникают в со­вместной деятельности, ритуалах, времяпрепровожде­нии. Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких общественных взаимоотно­шениях, к ним можно отнести практику фэйс-контроля. Представляется, что изучение процессов межличност­ной перцепции, анализ ее механизмов весьма актуальны для разработки технологий фэйс-контроля для конкрет­ных организаций и учреждений.

Фэйс-контроль - социальное явление с глубокими историческими корнями, существовавшее в человечес­ком сообществе всегда, но по мере технологического и психологического взросления цивилизации проблема фэйс-контроля актуализировалась. Селективное созна­ние обеспечивает данному феномену исторический ста­тус. Отбор людей по внешним признакам существовал с давних пор, будь то наемники в римские легионы, рабы на сахарные плантации, шуты и шутихи ко двору коро­ля, гренадеры в армию. Фэйс-контроль как социальная практика из типологии имиджей сориентирована преж­де всего на имидж по внешним признакам человека - габитарный.

Устроители выставки «Будущее лицо», которая прохо­дила в Париже в ноябре 2004 г., считают, что современно­го человека окружают отретушированные зрительные об­разы, «сделанные» профессиональными имиджмейкера­ми, стилистами, визажистами, парикмахерами, компью­терщиками по всем правилам физиогномики. Многочисленные резиновые маски лиц знаменитостей - наших современников, предлагаемые для осмотра на выставке, можно приобрести и в магазинах. Так, в городах США в период предвыборной кампании на пост президента, до­стигшей апогея осенью 2004 г., повышенным спросом у покупателей пользовались маски лиц претендентов - Джорджа Буша и Джона Керри, а также их супруг.

С определенной долей уверенности можно утверж­дать, что на сегодняшний день фэйс-контроль является повседневной практикой учреждений и заведений, забо­тящихся как о своей репутации, так и комфорте клиен­тов. По уровню и результатам проводимого фэйс-конт­роля можно в значительной степени судить об уровне и качестве предлагаемых услуг, об отношении к сотрудни­кам, клиентам, партнерам, а значит, об имидже фирмы, предприятия, организации. Изучение процессов меж­личностной перцепции крайне важно и необходимо для разработки современных технологий фэйс-контроля.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!