Феодальная раздробленность Руси

4 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План:

1.Феодальная раздробленность как историческое понятие.

2.Географические, экономические и исторические условия феодальной раздробленности в Древней Руси и Западной Европе.

3.Развитие феодальных отношений в условиях раздробленности.

Список литературы.

1. Феодальная раздробленность как историческое понятие.

Время с начала ХII до конца XV в. по градации называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине ХII в., около 50 княжеств к началу ХIII в., примерно 250 - в XIV столетии.

Подъем экономики Киевской державы шел на фоне продолжавшегося расширения ее территории за счет дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины. Выделение отдельных княжеств, процесс их кристаллизации в рамках Киевского государства подготавливался издавна.

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов. На Руси накануне монгольского вторжения было около 300 городов - центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.

Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве.

Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть. В разных землях-государствах она разрешилась по-разному. Например, в Новгороде, а позднее в Пскове установились боярские республики. В других землях, где князья подавили сепаратизм бояр, власть утвердилась в форме монархии.

Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси, нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.

Раздробленность - закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. "Круговорот князей" в поисках более богатого и почетного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчет вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, на недороды, внешние вторжения.

Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы "Русской Правды", осознание людьми общей исторической судьбы.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.

2. Географические, экономические и исторические условия феодальной раздробленности в Древней Руси и Западной Европе.

Начиная с 30-х годов XII в. Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана и с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии. В связи с "бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье теснее стали связи между Западной и Центральной Европой, между Византией и Малой Азией. Крестовые походы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые все более стал ориентироваться Новгород и другие города русского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного «пути из варяг в греки».

Не могли для Киева и Русской земли пройти бесследно и столетия напряженной борьбы с кочевниками - печенегами, тюрками, половцами. Эта борьба истощала народные силы, замедляла общий прогресс края, обрекала его в новых экономических, социальных и политических условиях на отставание. Преимущество получали те районы страны, которые, хотя и находились в менее благоприятных природных условиях (Новгородская земля, Ростово-Суздальская Русь), не испытывали такого постоянного и изнуряющего давления со стороны кочевников, как Среднее Поднепровье.

Ожесточенная борьба князей друг с другом, нескончаемая междоусобица являлись лишь внешним выражением глубинных процессов развития русских земель. Если раньше междоусобицы являлись отражением тенденций либо племенного сепаратизма, либо были связаны с кризисами власти после смерти великих князей, то теперь эти войны были следствием новых обстоятельств русской жизни. В них отстаивалось право князей решать судьбу своих владений. А за князьями стояли выросшие, сформировавшиеся общественные миры. Как образно сказал один историк, Киевская Русь вынянчила и вырастила другие русские княжества и теперь они как самостоятельные птенцы разлетелись по свету.

В сознании последующих поколений политический распад Руси на отдельные части понимался как большое несчастье, как откат общества назад. Тем более что такой распад привел к активизации противников Руси - половцев. В дальнейшем раздробленная Русь не смогла противостоять полчищам монголо-татар. Все это так. Но история меряет не годами и даже не десятилетиями, а столетиями. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - лишь закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизационной основе. Об этом говорит и бурный рост городов и вотчинного хозяйства в отдельных княжествах, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: собственные договоры с прибалтийскими землями, с немецкими городами заключали позднее Новгород и Смоленск; Галич активно вел дипломатические сношения с Польшей. Венгрией и даже с папским Римом. В каждом из этих княжеств-государств продолжала развиваться культура, строились замечательные архитектурные сооружения, создавались летописные своды, расцветала литература, публицистика. Знаменитое «Слово о полку Игореве» родилось как раз в пору этого политического распада некогда единой Руси.

В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь. Из кругов духовенства вышло в эти годы немало замечательных литературных, философско-богословских творений. А главное - в условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения крупного комплексного хозяйства, хотя и происходило это за счет подневольного труда зависимого крестьянского населения либо отданного князем вотчиннику вместе с землями, либо попавшего по бедности в кабалу к богатому землевладельцу. Но таковы парадоксы истории, где прогресс порой основывается на страдании и где будущий расцвет страны порой проходит через ее великие трудности.

К тому же политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. В первую очередь, это была власть великих киевских князей. Пусть порой призрачная, но она существовала и даже Юрий Долгорукий, оставаясь на дальнем северо-востоке, именовал себя великим киевским князем. И позднее: среди других русских княжеств существовало Киевское княжество, которое пусть и формально, но цементировало всю Русь. Недаром для автора «Слова о полку Игореве» власть и авторитет киевского князя стояли на высоком политическом и нравственном пьедестале.

Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Киевские митрополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль. Клятва на кресте в присутствии церковных деятелей являлась одной из форм мирных договоренностей враждующих сторон.

Противовесом силам распада и сепаратизма была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев. С одной стороны, соперничающие княжеские кланы привлекали половцев в качестве союзников и те разоряли русские земли, с другой - в общерусском сознании постоянно жила идея единения сил в борьбе с внешним врагом, сохранялся идеал князя — радетеля за русскую землю, - каким были Владимир I и Владимир Мономах. Недаром в русских былинах образы этих двух князей слились в один идеальный образ защитника русской земли от злых врагов.

Всем этим противоречивым силам русского общества еще предстояло пройти испытания временем. Но этого времени история отвела удивительно мало - всего несколько десятков лет, с Востока надвигалась новая грозная опасность - монголо-татары.

Из образовавшихся в результате раздробления древнерусского государства феодальных земель и княжеств наибольшего могущества и значения достигли Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля. Остальные княжества, несмотря на временный успех, не могли сравниться с ними.

Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу ХII в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Участки плодородной земли получили название ополий (от слова "поле"). Один из городов княжества даже получил название Юрьев-Польской (т.е. находящийся в ополье).

Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород - крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.

Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами - лесами, реками. Ее называли Залесским краем. Один из городов получил из-за этого название Переяславль-Залесскнй. Кроме того, на пути кочевников к Ростово-Суздальской Руси лежали земли других южнорусских княжеств, принимавших на себя первый удар. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергавшихся набегам кочевников, устремлялось во Владимиро-Суздальские ополья. Сюда шел колонизационный поток и с северо-запада в поисках новых промысловых земель.

Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы. Однако процесс экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.

Юго-западная Русь - Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Здесь имелись тучные черноземы в широких речных долинах, а также обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности, и значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. На территории Галицко-Волынской земли возникли крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль и др. Удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести активную внешнюю торговлю. Кроме того, земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников. Как и во Владимиро-Суздальской Руси, здесь наблюдался значительный экономический подъем.

В первые годы после отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. Подъем Галицкого княжества начался при Ярославе I Осмомысле (1153-1187). Высоко оценивая могущество князя и его державы, автор "Слова о полку Игореве" писал, обращаясь к Ярославу: "Высоко ты сидишь на своем златокованном престоле, подпер горы венгерские своими полками железными... отворяешь Киеву ворота". И действительно, в 1159 г. галицкие и волынские дружины на время овладели Киевом.

Объединение Галицкого и Волынского княжеств произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205). В 1203 г. он захватил Киев и принял титул великого князя. Образовалось одно из крупнейших государств Европы (римский папа предлагал даже Роману Мстиславичу принять королевский титул). Роман Мстиславич вел упорную борьбу с местным боярством, завершившуюся его победой. Здесь, так же как и на северо-востоке Руси, установилась сильная великокняжеская власть. Роман Мстиславич успешно воевал с польскими феодалами, половцами, вел активную борьбу за главенство над русскими землями.

Новгородская боярская республика. Новгородская земля (северозападная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.

Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родо-племенной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество - получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей.

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь "из варяг в греки" и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т.д. Наряду с общегородским вечем существовали "кончанские" (город делился на пять районов - концов, а вся Новгородская земля - на пять областей - пятин) и "уличанские" (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическими хозяевами на вече были 300 "золотых поясов" - крупнейшие бояре Новгорода.

Киевское княжество. Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути "из варяг в греки"; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т.д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель — преемников Киевской державы.

Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора "Слова о полку Игореве" к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

3. Развитие феодальных отношений в условиях раздробленности.

Как уже многократно говорилось выше, утверждение феодального способа производства в Киевской Руси, победа отношений феодальных над общинно-родовыми должны были привести, и, в конечном счете, привели к раздроблению древнерусского государства. В середине XII в. древнерусского государства уже не существовало. Оно окончательно распалось на ряд самостоятельных, экономически слабо связанных друг с другом феодальных земель - «полугосударств». Последние со временем, в свою очередь, стали дробиться на более мелкие княжения - уделы, наконец, внутри уделов возникали свои уделы. В результате этого процесса на Руси сложилась пестрая картина феодальной раздробленности со сложной системой феодального вассалитета и феодальной иерархии.

Борьба феодалов за землю, крестьян, за разделы вотчин, споры о старейшинстве наполняли эпоху феодальной раздробленности беспрестанными междоусобными войнами, которые тяжело отражались на жизни народа и ослабляли Русь перед лицом внешних врагов. И все же эпоха феодальной раздробленности отнюдь не означала упадка Руси. Ее наступление было закономерным явлением в развитии феодального способа производства. Она была вызвана дальнейшим развитием феодальных производственных сил, ростом феодальной собственности на землю, усилением местной землевладельческой знати, стремившейся укрепить государственный аппарат на местах. В эпоху феодальной раздробленности на базе роста производительных сил на Руси сложились и окрепли предпосылки для нового, более прочного объединения русских земель в едином Русском централизованном государстве.

Основным содержанием социально-экономического процесса, развертывавшегося на фоне общего, хотя и крайне медленного подъема Руси с XII - XIII вв., было развитие вширь и вглубь феодальных отношений - рост феодального землевладения и феодальной зависимости крестьян. Организация феодального хозяйства и эксплуатация крестьян становятся главной заботой князей, их дружинников и местной феодальной знати. Феодалы энергично наступают на общинные так называемые «черные» земли. Силой, покупкой, кабалой и другими путями они захватывают общинные земли и подчиняют себе сидевших на них земледельцев. «Черных» земель становилось все меньше. За их счет складываются огромные феодальные вотчины. Прежде всего, в каждом княжестве растут княжеские вотчины - домены. Князья были не только верховными правителями своих княжеств, но и крупнейшими землевладельцами-вотчинниками, собственниками многих сел и городов. Вотчины князей вначале сливались с государственными землями, но постепенно они выделились под названием дворцовых земель. Летописи говорят об обширных дворцовых землях-владениях владимирского князя Андрея Боголюбского, галицко-волынского князя Даниила Романовича и других русских князей.

Наряду с княжескими вотчинами непрерывно росло боярское землевладение. Князья щедро раздавали боярам и служилым людям «черные» земли. Бояре путем прямой силы или кабалы захватывали общинные земли, а крестьян обращали в крепостных. Летописи и другие источники этих лет нередко сообщают, как бояре хитростью и насилием «прилагают дом к дому и села к селам».

От бояр не отставали монастыри и церковь. Церковь с самого начала заняла значительное место в феодальной экономике Руси в качестве земельного собственника. В XII - XIII вв. возникают новые монастыри, владеющие обширными имениями.

Церковно-монастырское землевладение росло за счет княжеских пожалований, земельных вкладов князей, бояр, купцов на поминки души, всевозможных прикупок. Крупную роль играл захват - колонизация новых земель. В то же время монастыри и церковь наряду с князьями и боярами участвовали в захвате крестьянских «черных» земель.

Церковно-монастырские земли в отличие от земель светских феодалов не продавались и не переходили из рук в руки. Они навсегда закреплялись за церковью и монастырями.

Помимо крупных землевладельцев-вотчинников, летописи сообщают об усилении роли служилых феодалов-дворян. В Галицко-Волынской земле их называли «служилыми боярами» и «детьми боярскими», в Новгороде и Киеве - дворянами и «милостниками», во Владимиро-Суздальской земле - дворянами. Название дворян произошло, видимо, от того, что они принадлежали к княжеским и боярским дворам, неся в основном военную службу. Князья жаловали своих слуг, они наделяли их землей вместе с сидевшими на ней крестьянами. В отличие от вотчин - наследственных владений бояр - земли дворян составляли условную собственность. С прекращением службы дворянином прекращались и его права на пожалованную землю.

Князья были заинтересованы о умножении числа своих слуг - дворян, поскольку они составляли их главную опору. Однако время широкой раздачи князьями земель за военную службу относится к периоду ликвидации феодальной раздробленности, когда, вступив в решительную борьбу с боярством, великокняжеская власть нуждалась в большой армии военных слуг. Что касается XII - XIII вв., то в это время дворянское землевладение было еще сравнительно ограниченным.

Основной формой феодальной земельной собственности и организационной формой феодального хозяйства в XII - XIII вв. была вотчина. В состав феодально-вотчинного хозяйства входили различные хозяйственные угодья: пашни, луга, лесные угодья с бортными рощами, ловища, т. е. места для ловли зверей, перевесица - места для ловли птицы, езы для ловли рыбы и т. д. Центром феодально-вотчинного хозяйства было село. Здесь жила челядь и другое зависимое население, управляющий хозяйством - дворецкий. Иногда в селе жил и сам господин.

К селу примыкали деревни, находившиеся в пределах данного феодального владения. Деревня в три-четыре двора была главным объектом феодальной эксплуатации. Собственно «барская запашка» не играла большой роли в феодальном хозяйстве этого периода. Основные доходы владельца складывались из тех натуральных оброков, которые сносили на «боярский двор» зависимые крестьяне.

Феодально-вотчинное хозяйство носило натуральный, замкнутый характер. Основная масса продуктов как собственного хозяйства феодала, так и тех, которые поступали от крестьян в виде натуральных оброков, употреблялась внутри хозяйства. За пределы хозяйства уходила лишь небольшая часть продуктов, в обмен на которые феодал покупал предметы роскоши и другие недостающие ему вещи. Однако это не могло поколебать натуральной природы феодального хозяйства.

В XII - XIII вв. крестьянское население русских земель называлось смердами или сиротами. Положение крестьян в это - время резко ухудшилось. Значительная часть «черных» общинных земель оказалась захваченной феодалами. Из земледельцев-собственников крестьяне превращались в держателей чужих земель. При бедности и неустойчивости крестьянских хозяйств это вело к потере крестьянами хозяйственной самостоятельности и личной свободы. В то же время в результате усиления налогового гнета со стороны князей и протекавших процессов внутри общины теряла хозяйственную самостоятельность и закабалялась часть крестьян, живших па «черных» землях. Наряду с зависимыми смердами, закупами, изгоями и другими видами феодально-зависимых людей в XII - XIII вв. появляются новые виды крестьянской крепости. Источники называют нам закладников, половников, прощенников. Закладникн - это вчерашние смерды-общинники, которые в поисках сносных условий жизни «закладывались» за феодалов, становясь в зависимые от них отношения. Половники - это тоже бедные крестьяне, которые в силу хозяйственной беспомощности шли в кабалу к феодалам, уплачивая им долю урожая. Прощенники сидели на монастырских землях и платили оброк монастырям.

Следует отметить, что в XII - Х111 вв. зависимые крестьяне еще имели право перехода от одного феодала к другому, если они погашали задолженность и выполняли другие обязательства, вытекавшие из их зависимости. Однако немногие крестьяне на деле пользовались этим нравом, так как выплатить ссуду практически было невозможно.

В формах эксплуатации крестьян феодалами произошли также изменения. Источники XIII в. указывают на распространение в это время натуральной ренты — натурального оброка. Крестьяне платили феодалам оброк продуктами своего хозяйства - рожью, овсом, овощами, льном, шерстью, мясом, молоком, медом.

Рядом с оброком продолжала существовать отработочная рента-барщина. Крестьяне пахали господскую землю, косили и убирали хлеб, сено, ловили в господских ловлях рыбу и т. д. Кроме того, они должны были строить укрепления, мосты, дороги и т. д. Довольно полный перечень крестьянских повинностей дает устная грамота митрополита Киприана Константиновскому монастырю, относящаяся, правда, к XIV в. Наряду с натуральным оброком, крестьяне монастырских сел должны были строить церковь, огораживать монастырь, ставить хоромы, сообща пахать игуменов участок, сеять, жать, сено косить, ухаживать за садами, ловить рыбу, пруды прудить, ходить на бобров, молоть зерно, печь хлебы, пиво варить, прясть розданный игуменом по селам лен и т.д.

Феодально-зависимые крестьяне продолжали вместе с тем уплачивать подати и нести повинности в пользу государства. Исключение составляли крепостные тех владельцев, которые имели иммунитетные грамоты, освобождавшие население их вотчин от государственных податей и повинностей. В этом случае крестьяне имели дело только со своим господином. Черносошные крестьяне платили государству и подати и ренту, совпадавшие в данном случае.

Распространение натуральной ренты в XII - XIII вв. закономерно. Низкий уровень техники не позволял феодалам широко развернуть собственное хозяйство. Барская запашка играет в этот период весьма ограниченную роль. Основная территория вотчина была занята крестьянскими хозяйствами, которые и обеспечивали феодалов всеми необходимыми продуктами.

В условиях ренты продуктами крестьянин все время работает в своем хозяйстве, у него возникает некоторая возможность создавать избыточный продукт. Труд крестьянина становится более заинтересованным и производительным. Поэтому переход к натуральной ренте означал известный толчок в экономическом развитии страны. Избыточную часть продуктов крестьянин продавал на рынке. Феодал, в свою очередь, превращая в товар часть оброка, покупая на вырученные средства предметы, которые не производились в его вотчине. Таким образом, создавались предпосылки для развития городов, ремесла и торговли.

Среди работавших на феодала людей значительное место по-прежнему принадлежало холопам, хотя роль холопского труда в феодальной вотчине была значительно меньшей, чем зависимого крестьянства. Холопы были вотчинными ремесленниками, из них состояла многочисленная прислуга феодала. Холопы не имели никаких политических прав, являлись полной собственностью феодала. Однако экономические права холопов несколько расширяется. В письменных источниках говорится о появлении у них имущества.

Расширение сферы и увеличение степени феодальной эксплуатации, характерные для XII - XIII вв., вели к нарастанию антифеодальной борьбы и были разнообразны. Крестьяне портили господский инвентарь, истребляли господский скот, скармливали посевы, жгли имения, убивали приказчиков, а порой поднимались и на открытые восстания. Источники пестрят упоминаниями о крестьянской «татьбе» (воровстве) и «разбоях», - так назывались на официальном языке все эти формы борьбы эксплуатируемых.

На борьбу против феодалов крестьян вынуждали нищета и бесправие. Даже дворянский публицист XIII в. Даниил Заточник, для которого были ясны причины крестьянских выступлений, признавал, что «лепте смерть, нежели продолжен живот в нищете».

Распространенной формой крестьянского протеста были побеги. Крестьяне уходили от одного феодала к другому, бежали в другие княжества и даже в иные государства - Литву, Польшу, Ливонский Орден.

Иногда классовая борьба достигала своей наивысшей формы - народных восстаний. Крупные восстания имели место в Новгороде в 1206, 1207, 1215, 1228 гг., Галицкой земле в 1145, 1188, 1258 гг., Киеве - в 1146 г., Владимире-на-Клязьме - в 1174 - 1175 гг.

Феодалы беспощадно подавляли всякое выступление народа против феодальной эксплуатации. Крестьян подвергали штрафу, лишали имущества, избивали, сажали в порубы - тюрьмы, убивали на месте. Борясь против крестьянских побегов, князья в договорах друг с другом предусматривали взаимную выдачу беглых крестьян. «Русская правда» карала беглых крестьян обращением их в холопов.

Список литературы.

1. Всемирная история: В 24-х т. Т.8. Крестоносцы и монголы. – Минск: Литература, 1998.

2. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист,1994.

3. История культуры Древней Руси / Под ред. Н.Н.Воронина. – М.-Л.: Наука, 1948.

4. Карамзин Н. М. История государства Российского. – М.: Республика, 1994.

5. Левицкий Е.А. Город и феодализм в Англии. – М.: Прогресс. 1987.

6. Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 1998.

7. Павленко П., Кобрин В. История России с древнейших времен: Учебное пособие для вузов. – М., 1994.

8. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. - Москва: Просвещение,1995.

9. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: Наука. 1989.

10. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. - М., 1991.

11. Удальцова Н.Н., Карпова В.П. История средних веков. – М.: Просвещение, 1993.

12. Фроянов И.Л. Киевская Русь. – М., 1980.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.8 KiB, 19 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!