Федерализм в Германии

29 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Принцип верности федерации проявлял себя также и в качестве ограни­чительного принципа. В частности, земля Северный Рейн-Вестфалия установи­ла более выгодные ставки оплаты труда для своих государственных чиновни­ков по сравнению со ставками федерального уровня и чиновников других зе­мель. Федеральное правительство стало опасаться, что оно само и правитель­ства других земель окажутся под давлением более низкооплачиваемых чинов­ников и будут вынуждены поднять уровень жалования чиновников до уровня земли Северный Рейн-Вестфалия. Дело было вынесено на разбирательство в Федеральный конституционный суд, с целью оспорить установленные в земле Северный Рейн-Вестфалия ставки. При рассмотрении этого иска федерального правительства суд установил, что реализация законодательной компетенции федеральных властей и субъектов Федерации в федеративном государстве ог­раничена принципом верности федерации.

Конкретным воплощением принципа верности федерации может служить взаимная обязанность союза и земель своевременно предоставлять необходимую информацию и консультации. В соответствии с федеративным порядком, прописанным в Основном законе, Федерация и земли надолго связа­ны единой судьбой. Такого рода общность действенна лишь в том случае, если ее участники своевременно информируют партнеров о событиях и намерениях, касающихся других, а также совместно обсуждают эту информацию. Примером служит обязанность Федерации информировать земли в связи с предстоящим заключением международных договоров, существенно затрагивающих интере­сы земель, или же при планировании в рамках Европейского Союза действий, представляющих интерес для земель. В свою очередь такую же обязанность предоставления информации земли несут по отношению к Федерации, в част­ности, при предоставлении и возвращении дотаций, а также в рамках сотрудни­чества Федерации и земель.

Основной Закон защищает многосторонние принципы сотрудничества земель в законотворчестве. В соответствии с этим за землями должен сохра­няться определенный минимум законодательных полномочий, и они должны участвовать в законодательном процессе Федерации. На практике это происхо­дит через верхнюю палату федерального парламента - Бундесрат. Бундесрат занимает особое место в системе государственных органов. Наряду с Феде­ральным Президентом, Бундестагом, Федеральным Правительством и Феде­ральным Конституционным судом Бундесрат является одним из 5 постоянно действующих конституционных органов ФРГ. Конституционные основы Бундес­рата также закладывались Бисмарком, а Веймарская Конституция закрепила права Бундесрата. В 1919 и 1949 годах предпринимались попытки заменить Бундесрат выборным органом - верхней палатой Бундестага, но эти попытки были безуспешными. Земли, направлявшие своих представителей в Бундесрат для отстаивания своих интересов, не могли позволить реформировать Бундес­рат как коллективный Совет Федерации.

Однако хотя в Германии близится к завершению выработка основных на­правлений реформы федерализма, которая перераспределит полномочия ме­жду центральной властью и землями - по большей части в пользу последних и упростит согласительные процедуры и механизмы принятия решений, после реформы предполагается проводить через Верхнюю палату парламента лишь 35-40% законов, что вызывает опасения в плане снижения политического веса Бундесрата в будущем.

Бундесрат может самостоятельно вносить законопроекты, поскольку ка­ждая земля имеет право выступать с законодательной инициативой, которая будет вначале обсуждена на пленуме Бундесрата, и если она наберет боль­шинство голосов в Верхней палате, то ее направят для согласования в Федеральное правительство. Именно оно после ознакомления и своей резолюцией выносит законопроект на рассмотрение Нижней палаты. Это право законода­тельной инициативы призвано частично компенсировать землям узость собст­венной законодательной компетенции.

Бундесрат, будучи политическим органом, подвержен влиянию со сторо­ны политических партий. Особо значимым органом он становится в периоды избирательных кампаний, когда разворачивается политическая борьба между политическими партиями и парламентскими фракциями. Поэтому в Бундесрате сегодня смешиваются федеративные и нейтралистские политические элементы и интересы. Также, в свою очередь, политика в землях определяется политиче­скими партиями, а политика партий в федеративном государстве определяется земельными партийными объединениями и, таким образом, тоже является в определенной мере «федеративной». Масштабы, которые принимают в Бундес­рате федеративные и партийно-политические компоненты, зависят на практике от расстановки сил в Бундестаге и Бундесрате. Если правительственная коали­ция, большинство Бундестага, в Бундесрате тоже имеет большинство голосов земель, то Бундесрат в партийно-политическом отношении перестает быть про­тивовесом Бундестагу и политике Федерального правительства. И наоборот, если большинство членов Бундесрата с партийно-политической точки зрения соответствует оппозиции Бундестага, то тогда Бундесрат в особой мере стано­вится форумом политического противоборства с правительством и Бундеста­гом. Таким образом, Бундесрат сегодня, как и Бундестаг, служит ареной для партийной борьбы.

Для согласования работы Бундесрата и Бундестага с 1968 года начал действовать Совместный комитет. Его целью является согласование позиций по принимаемым законодательным актам обеих палат Парламента в случае появления расхождений в решениях. Сегодня это еще одно доказательство на­личия вертикальной кооперации и сотрудничества между Союзом и землями, интересы которых и представляют обе палаты соответственно. Совместный комитет призван содействовать выработке и нахождению баланса интересов и политическому компромиссу.

Несмотря на большую положительную роль в деле нахождения общего интереса, снятия разногласий и примирения сторон, которую играет Совместный комитет, его часто критикуют. В частности, многие считают, что значение Парламентского большинства было существенно понижено, поскольку оно больше не может принимать решения просто в силу своего численного превос­ходства, но вынуждено проходить обязательную согласительную процедуру в Совместном комитете. С помощью последнего Бундесрат получил возможность не только отстаивать позицию земель, но и вмешиваться во все остальные за­коны, влияя, тем самым, на общегосударственную политику во всех, даже да­леких от интересов субъектов вопросах. Этот факт также вызывает ряд нарека­ний.

Другим возможным направлением реформирования является преодоле­ние диспаритета в отношении площади территорий, численности населения и в уровне экономического развития земель.Сомнению подвергается способность земель выполнять симметричные конституционные обязательства. Подобные опасения являются не только предметом партийных спекуляций, но и усугуб­ляются в связи с интеграцией Германии в ЕС. Ясно, что «малые субъекты» в силу ограниченности ресурсов не могут предоставлять гражданам услуги в том же объеме, что и «крупные». Выходом, от части, могла бы стать территориаль­ная реорганизация. Любая территориальная реформа, подразумевающая из­менение сегодняшних границ земель, несет в себе важную мотивацию и по­следствия, связанные с финансовым положением данной земли, складываю­щимся в результате территориальных изменений. Изменить границы земель с учетом культурных и экономических районов, ведь земли продолжают требо­вать большей налоговой автономии, расширения компетенции в области сель­ского хозяйства, экономики и финансов, социального и жилищного строительст­ва и значило бы уменьшить количество субъектов путем объединения и укруп­нения имеющихся шестнадцати до трех или пяти.

Пока единственным примером успешно осуществленной территориаль­ной реформы стало объединение в 1951 году трех Земель на юго-западе стра­ны в единую Землю Баден-Вюртемберг175. Сами эти территории были очень разнородными, вплоть до того, что Баден был католическим, а Вюртемберг -протестантским. Целью же объединения была потребность в создании сильного противовеса земле Северный Рейн-Вестфалия на юге, которая по своему про­мышленному потенциалу и плотности населения была способна стать «Прус­сией новой Германии». Проводилась и более поздняя попытка объединить земли Бранденбург и Берлин, но она окончилась неудачей. Впоследствии, в 1955 и 1973 годах, когда канцлером был В. Бранд, две экспертные комиссии также рекомендовали провести территориальную реорганизацию, но вовлечен­ные в этот процесс органы власти не выказали стремления и способностей до­вести дело до конца. В 1990 году новая возможность реорганизации была поте­ряна в связи с исключительным по воздействию влиянием политического мо­мента, связанного с воссоединением Германии: восточные Земли были просто включены в состав ФРГ на основе тех границ, которые существовали в Восточ­ной Германии в период до 1952 году. Однако существовал вариант слияния западных и восточных земель таким образом, чтобы бывшая граница между дву­мя государствами была навеки стерта. Такой путь позволял наиболее гладко и без конфликтов объединить страну, добившись одновременно и экономическо­го выравнивания. Наконец, предпринятая в 1996 году попытка объединения Берлина и Земли Брандербург не удалась из-за голосов, поданных местными избирателями против этой идеи на проведенном в Земле Бранденбург рефе­рендуме.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!