Фашизация и милитаризация японского государства в межвоенный период. Особенности японского фашизма

2 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Для Японии начала XX в. характерна высокая степень концентрации капитала. Крупнейшие концерны, составлявшие 0,5 % всех компаний страны (Мицуи, Мицубиси, Ясуда, Сумитомо) владели 55 % капитала всех японских компаний. Но при высокой степени концентрации и централизации капитала сохраняется полуфеодальный строй в сельском хозяйстве и сильные пережитки феодализма в промышленности.

В сельском хозяйстве крестьяне арендовали землю у помещиков. Эта аренда была сопряжена с повинностями феодального характера. В промышленности система «свободного договора» между предпринимателем и рабочими сосуществовала с типично феодальной покупкой и закрепощением работника. Наряду с крупнейшими монополиями, действовала система мелких, кустарных предприятий с подмастерьями и учениками, не получающими зарплаты. Следствием этого была низкая покупательная способность внутреннего рынка.

В области государственного управления действовал союз между крупными монополиями и военно-феодальными элементами.

В первые десятилетия XX в. в генезисе государственного аппарата Японии можно выделить две главные тенденции: милитаризация и демократизация. Причем первая хронологически и фактически как бы обволакивает вторую – агрессивную политику. В данном контексте и предлагается рассмотрение внутреннего положения и изменений в госаппарате.

Одной из главных тенденций в эволюции государственного аппарата Японии стало возвышение и сход на «нет» совета бывших министров при императоре – гэнро. Это был внеконституционный совещательный орган при императоре, состоявший из старейших политических деятелей Японии. Гэнро был образован в 1892 г. из шести человек. Гэнро давал рекомендации императору по всем важнейшим политическим вопросам и относительно состава кабинета министров. Фактически он перестал влиять на политику со смертью императора Муцухито и окончанием эпохи Мэйдзи. Во время правления слабого императора Тайсё (1912 – 1926 гг.) политическая мощь генро переходила от олигархической группировки гэнро к парламенту и демократическим партиям. Институт гэнро прекратил свое существование в 1940 г. со смертью последнего из них – Сайондзи Киммоти.

Существование данного органа говорит о несовершенстве Конституции 1889 г. и подчёркивает её формальный характер. В этом также проявляется противоречие между реалиями жизни Японии в период между войнами и законодательным оформлением государственного устройства.

Законодательная деятельность японского парламента после Первой мировой войны сводилась лишь к утверждению законопроектов, предлагаемых правительством. Конституция 1889 г. предусматривала право императора издавать в промежутках между сессиями парламента указы, имеющие силу закона, но с последующим представлением их на утверждение парламента, а парламент мог их отклонить на ближайшей сессии, и тогда они не действовали какое-то время. На практике такого рода указы издавались и в период сессии парламента, и вовсе не в экстренных случаях, а отклонялись они парламентом очень редко. Так как императору принадлежало право роспуска парламента, правительство широко пользовалось возможностью откровенного давления на палату представителей.

По Конституции нижняя палата избиралась на 4 года, но никогда не доживала до этого срока. Она собиралась на 3 месяца в году. В остальные 9 месяцев правительство имело возможность принять любую меру, в т.ч. и финансовую, и осуществить ее до следующей сессии. В других случаях правительство, опираясь на большинство в парламенте, могло провести финансовый законопроект, предусматривающий ассигнования на несколько лет вперед, поставив тем самым все будущие парламенты перед свершившимся фактом. Этими правами правительство пользовалось очень широко.

Практика парламентской деятельности в значительной степени объяснялась несовершенством избирательной системы. По закону 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату парламента предоставлялось лицам мужского пола, не военнослужащим, достигшим 25 лет, уплатившим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет. Высокий имущественный и возрастной ценз отстранял от участия в выборах подавляющую часть японцев. В выборах первого японского парламента участвовало лишь около 1 % населения. В первой половине ХХ в. были проведены две избирательные реформы в целях демократизации избирательной системы.

В 1919 г. налоговый ценз был понижен до 3 иен. В результате избирательный корпус увеличился на 2 млн человек. Закон 1925 г. распространил избирательное право на все мужское население, за исключением глав знатных фамилий, военнослужащих, учащихся, лиц, не имеющих определенного места жительства или проживающих в данном избирательном округе менее года, бедняков или лиц, содержащихся за счет частной или общественной благотворительности. Возрастной ценз оставался на уровне 25 лет. Кроме того, Закон 1925 г. отменил одночленные избирательные округа. Устанавливалось, что каждый округ посылает в парламент от 3 до 5 депутатов. Кандидат должен был получить не менее 1/4 того числа голосов, которое получается от деления всех поданых голосов на число депутатских мест. Были приняты меры к недопущению в нижнюю палату представителей трудящихся: кандидат в депутаты должен был сделать взнос в 200 иен, который поступал в казну, если этот депутат собирал на выборах меньше определенного числа голосов.

Социальный состав японского парламента обусловил его низкий уровень влияния на политическую жизнь страны. Государственно-политическое развитие Японии в первые десятилетия XX в. характеризовалось возрастанием преимущества правительственной власти по сравнению с институтами парламентаризма, что было предопределено общими особенностями социально-политической ситуации в стране, сохранением традиционных административных институтов монархии, а также особым влиянием на государственную жизнь военных кругов.

Японии. За время войны промышленное производство увеличилось более чем в два раза. Война принесла японской крупной буржуазии огромные прибыли. Особенно нажились крупнейшие монополии (дзайбацу)Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда и др. Монополистическая буржуазия прочно заняла первое место в господствующей элите. Их политические партии Сэйюкай и Минсейто стали играть более значительную роль в политической жизни страны.

Следует  иметь  в виду,  что  трудящимся  массам и мелкой городской буржуазии война принесла  только дороговизну, тяжелые налоги, усиление  эксплуатации  и  голод. Это  вылилось в широкое  народное  движение, «рисовые бунты» 1918г., жестоко подавленные правительством. В 1918-1919гг. развернулось массовое забастовочное движение японского пролетариата, требовавшего наряду с улучшением материальных условий жизни и введения  8-часового рабочего дня, проведения избирательных реформ и т.д. В этих условиях правительство вынуждено было пойти на уступки. Были проведены реформы избирательного права, несколько снизился имущественный ценз для участия в выборах и провозглашено «всеобщее избирательное право для мужчин». Это увеличило число избирателей до 12,5 млн человек, что составило лишь 16 процентов населения страны. В это время было допущено легальное существование профсоюзов и рабочих партий, намечалось некоторое послабление цензурных ограничений, введение суда присяжных.

С другой стороны, правительство прибегает к методам насилия в управлении страной. В 1925г. был принят реакционный Закон об охране общественного порядка. Он карал 10-летним тюремным заключением за создание или участие в обществе, ставящем своей целью изменение Конституции или образа правления или отвергающем систему частной собственности. В 1928г. императорским указом были запрещены все сколько-нибудь левые организации. За принадлежность к ним устанавливалась смертная казнь или длительные сроки тюремного заключения. Эти законы были первым шагом по пути создания военно-фашистского режима в Японии.

Мировой экономический кризис 1929-1933гг., глубоко затронувший и Японию, до предела обострил внутренние противоречия в японском обществе, привел к активизации военно-фашистских организаций. В этих условиях правящие круги видели выход из создавшегося положения в усилении внешней агрессии и установлении в стране тоталитарного режима. Роль организующей силы по пути фашизации берут на себя реакционные элементы японской армии в лице союза «молодого офицерства». В 1932г. «молодое офицерство» организовывает военный мятеж.  В результате совершенного переворота была установлена военно-фашистская диктатура под властью императора, ликвидирован  парламент, распущены все политические партии, ушло в отставку «партийное» правительство. На его место пришли генералы и адмиралы.

Предприниматели получили право удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Полиция получила право навязывать рабочим полицейский арбитраж. Террор становится нормой внутриполитической жизни страны. В июле 1940г. правительство возглавил принц Коноэ. С приходом его к власти самораспустились  все буржуазные партии и организации (а демократические уже были разогнаны). В марте 1941г. был принят новый Закон «Об опасных мыслях», который объявлял преступлением всякую деятельность, направленную на изменение государственной политики». Изданный в том же месяце Закон «Об обеспечении национальной обороны» карал каторжными работами за распространение сведений, «наносящих вред общественному спокойствию и порядку». В целом для политики правительства Коноэ характерно: унификация печати, строжайшая цензура, разгон демократических общественных организаций, разгром профсоюзов, полное подчинение государству образования и воспитания молодежи, неслыханная шовинистическая агитация.

Незадолго до вступления Японии во Вторую мировую войну кабинет Коноэ ушел в отставку, чтобы уступить место признанному лидеру японского милитаризма и фашизма генералу Тодзио. С приходом последнего к власти в Японии окончательно установился военно-фашистский режим.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!