Факторы, влияющие на организацию правоохранительной деятельности органов внутренних дел на транспорте

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Состояние правопорядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта во многом обусловливается результатами оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ). Контролируя оперативную обстановку, предупреждая, пресекая, выявляя и раскрывая преступления и административные правонарушения, указанные органы обеспечивают нормальное функционирование железных дорог, гражданской авиации, морского и внутреннего водного транспорта. Конечно, они не являются главными субъектами в обеспечении гомеостазиса транспортного комплекса, но ускорять или сдерживать различные явления и процессы на обслуживаемых видах транспорта они способны.

Эффективная деятельность по обеспечению правопорядка, в том числе на рассматриваемых видах транспорта, предполагает наличие, как минимум, трех взаимосвязанных элементов: правового обеспечения, организационной основы и ресурсной базы. В лекции рассматриваются организационные основы правоохранительной деятельности органов внутренних дел на транспорте с учетом современного состояния правопорядка, а также транспортного комплекса и перспектив его развития.

Практика государственного управления показывает, что результаты оперативно-служебной деятельности ОВДТ во многом зависят от качества ее организации. Более того, причины неудовлетворительной работы указанных органов нередко заключаются в недостаточной разработанности, упорядоченности, оптимальности организационных регламентов и алгоритмов их действий.

В своей деятельности ОВДТ испытывают воздействие со стороны разнообразных факторов. Они выступают как явления энтропии, дезорганизуют существующие систему и процессы управления в ОВДТ в том смысле, что обусловливают необходимость реагирования на них, корректирования организационной структуры, штатов, форм и методов оперативно-служебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что многие из факторов достаточно вариативны. Один и тот же фактор можно отнести к разным типам и группам с разными основаниями классификации. В качестве исходного основания типологии возьмем среду возникновения факторов. В зависимости от этого они подразделяются на внешние и внутренние. Внешнюю среду, как один из элементов оперативной обстановки, можно представить в виде совокупности существующих внешних условий, в окружении которых функционирует орган внутренних дел. Выделение из окружающей среды главных для данной системы компонентов является важнейшей задачей изучения организации ее деятельности. При этом практическое значение для ОВДТ имеют только те явления внешней среды, влияние которых на состояние правопорядка и организацию его охраны ощутимо, существенно. Именно это обстоятельство и является критерием отнесения тех или иных факторов к числу компонентов внешней среды.

Органы внутренних дел на транспорте осуществляют свою деятельность в окружении макросреды и межорганизационной среды. Макросреда, в свою очередь, подразделяется на природную среду и социальную среду.

Природная среда является для ОВДТ: 1) одним из объектов правоохраны, в пределах которого они осуществляют свою компетенцию (например, по охране биоресурсов); 2) возможным источником стихийных бедствий, при которых необходимо действовать в экстремальных условиях; 3) фактором, влияющим на миграцию населения и связанные с этим события.

Применительно к конкретным ОВДТ факторы природной среды действуют неодинаково. Например, регионы Северного Кавказа наиболее подвержены стихийным бедствиям: наводнениям, землетрясениям, оползням, селевым потокам. В этой связи подразделениям Северо-Кавказского УВДТ нередко приходится принимать участие в локализации и устранении последствий стихийных бедствий, повлекших повреждение и разрушение транспортных коммуникаций, задержку поездов или авиарейсов и т. п. Для Северо-Восточного УВДТ природно-климатические факторы (сильные морозы, снежные метели и заносы) после окончания навигации оборачиваются сложными организационными проблемами, связанными с периодическим приостановлением воздушного сообщения как единственного круглогодичного способа коммуникации с отдаленными улусами и населенными пунктами центральной части России.

К природным факторам можно также отнести территориально-географическое расположение участка оперативного обслуживания того или иного ОВДТ (лесные, горные массивы, водные пространства, равнинная местность, юг, север страны, наличие месторождений полезных ископаемых и т. д.). Понятно, что действие указанных факторов привязано к конкретным территориям и не распространяется на систему ОВДТ в целом.

В социальной среде необходимо, прежде всего, выделить факторы криминогенные, некриминогенные и антикриминогенные. Криминогенные факторы характеризуют ту часть среды, которая составляет объект непосредственного воздействия ОВДТ: преступность во всех ее проявлениях, другие правонарушения, а также совершившие их лица. При характеристике современного состояния правопорядка на железнодорожном, водном и воздушном транспорте нельзя не отметить общие тенденции изменения криминальной ситуации на объектах транспорта за последнее десятилетие. К ним относятся: 1) значительное видоизменение структуры преступности и доминирующее положение в ней преступлений экономической направленности; 2) отчетливое проявление в географии и структуре преступности региональных особенностей (угледобывающая, металлургическая, нефтеперерабатывающая и другие стратегические отрасли промышленности; приморские, островные, анклавные, северные, густонаселенные, приграничные территории, курортные зоны, регионы межнациональных конфликтов и др.); 3) появление и постоянное наличие угрозы совершения террористических актов на объектах транспорта, а также распространение «телефонного» терроризма; 4) распространение хищений цветных металлов из средств сигнализации, связи и энергоснабжения железных дорог; 5) массовый контрабандный вывоз из страны стратегических материалов и сырья; 6) увеличение объемов незаконной миграции; 7) последовательное возрастание объемов незаконной транспортировки наркотиков, оружия и боеприпасов; 8) возникновение в отдельные периоды времени гражданских акций протеста, сопряженных с пикетированием и блокированием транспортных коммуникаций; 9) преобладание в преступлениях с корыстной мотивацией замаскированных, изощренных способов совершения уголовных деяний; 10) незаконная транспортировка подакцизных, в том числе фальсифицированных, товаров; 11) увеличение в общем количестве обвиняемых за совершение экономических преступлений руководителей среднего и старшего командного состава транспорта, коммерческих организаций.

Некриминогенные факторы можно классифицировать по масштабу действия. В зависимости от этого они могут быть: 1) глобального уровня (интеграция магистрального транспорта общего пользования в единую мировую транспортную систему, создание на территории России интермодальных транспортных коридоров для осуществления международных транзитных перевозок и т. д.); 2) общегосударственного масштаба (укрепление федеральных начал во внутриполитическом устройстве государства, переход к рыночным отношениям, формирование рыночной инфраструктуры и др.); 3) общетранспортного масштаба (разгосударствление транспортных монополий, укрепление негосударственного сектора рынка транспортных услуг, конкуренция хозяйствующих субъектов, развитие смешанных (комбинированных) перевозок и др.); 4) транспортно-видового (внутриотраслевого) масштаба (увеличение объема международных пассажирских перевозок на воздушном транспорте, развитие туризма на речном и морском транспорте, передача органами управления железнодорожным транспортом значительной части объектов ведомственной социальной инфраструктуры органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления и т. д.). По этому основанию можно классифицировать и криминогенные факторы.

Следует отметить, что при достижении определенных количественных и качественных значений некриминогенные факторы могут наполняться криминогенным содержанием. Например, осуществляемая на всех видах транспорта приватизация, как позитивный экономический процесс, способствует становлению эффективного собственника. Однако в определенный период времени она достигла таких масштабов, что стала почти неподконтрольной государственным органам, в том числе ОВДТ. А это означает, во-первых, что ослабление государственного контроля и надзора за состоянием и результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях укрепления их экономической независимости и самостоятельности неминуемо повлечет за собой теневые явления в этой сфере общественных отношений. Во-вторых, к приватизированным предприятиям будет проявляться (и давно проявляется) повышенный интерес со стороны организованных преступных групп. Указанный подход одинаково применим к оценке факторов с разносторонним содержанием и по отношению к социальным явлениям разного уровня.

Антикриминогенные факторы оказывают положительное влияние на состояние правопорядка и организацию работы ОВДТ. Например, хорошее освещение на посадочных платформах, позволяющее контролировать их визуально или с помощью систем видеонаблюдения из помещения дежурной части полиции, освобождает от необходимости выставления дополнительных постов или назначения нарядов полиции. Временное исключение из графика движения криминогенных поездов, например среднеазиатского направления, (как вынужденная мера) положительно влияет на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и позволяет использовать высвободившиеся силы и средства на других актуальных направлениях. Облегчает оперативную обстановку завершение курортного сезона, окончание навигационного периода и т. д.

Важное место в социальной среде занимают экономические факторы. На систему ОВДТ в целом оказывают различное влияние экономические реформы в стране, процессы демонополизации транспорта, стремительное увеличение негосударственного сектора рынка транспортных услуг, разделение функций государственного регулирования и хозяйственного руководства в органах управления транспортом, развитие в транспортном комплексе новых структурно-экономических связей (например, частно-государственного партнерства) и т. п. Заметим, что в настоящее время транспортный комплекс, как внешняя среда, подвижен как никогда.

Экономические факторы, которые наряду с указанными должны учитываться при организации работы конкретных органов внутренних дел, обусловливаются производственно-экономическими особенностями соответствующего региона, приоритетным развитием в нем тех или иных отраслей промышленности, наличием или отсутствием развитой сети автомобильных дорог, железнодорожных, водных и иных путей сообщения и пр. Подчеркнем, что базовые линейные органы внутренних дел (управления и отделы) создаются именно в местах наибольшей концентрации грузо- и пассажиропотоков.

Социально-демографические факторы отражают наиболее подвижный элемент внешней среды – население. Субъекту управления, например руководителю конкретного ОВДТ, необходимо знать плотность и структуру занятости населения в пределах обслуживаемого участка, размеры безработицы; степень интенсивности миграции, в том числе маятниковой (передвижение местных жителей к месту работы, учебы и обратно, миграция сезонных рабочих, беженцев, вынужденных переселенцев и др.).

С экономическими и социально-демографическими явлениями тесно связаны социально-политические, идеологические и правовые факторы. Ведь именно экономическими неурядицами объясняются пока еще, к сожалению, существующие в стране социальная дисгармония, ценностный вакуум, правовая слабость государства, деформированное правосознание и правовой нигилизм, появление маргинальных и слабо защищенных слоев общества.

Факторами межорганизационной внешней среды, оказывающими влияние на организацию работы ОВДТ, являются, например, протяженность участков оперативного обслуживания ОВДТ и несовпадение их границ с границами административно-территориальных образований, появление во внешнем взаимодействии ОВДТ новых управляющих субъектов, упразднение каких-либо звеньев в органах управления транспортом, с которыми органы внутренних дел осуществляли взаимодействие, переподчинение транспортных прокуратур территориальным прокуратурам, возможность или невозможность привлечения к обеспечению правопорядка дополнительных сил и средств, не входящих в состав ОВДТ (территориальных ОВД, внутренних войск, ведомственной охраны, служб авиационной безопасности); создание новых или ликвидация действующих общественных формирований по охране правопорядка на транспорте и т. д.

В зависимости от волевого содержания все факторы внешней среды можно подразделить на объективные и субъективные. Появление, действие и исчезновение первых не связано с волей управляющего субъекта. Вторые, напротив, основаны на волеизъявлении соответствующих органов и должностных лиц. К объективным факторам можно отнести явления природной среды и факторы, как бы генетически связанные с транспортом (круглосуточный режим работы, высокая мобильность транспортных средств, пассажиров и грузов, наличие большого количества источников повышенной опасности и пр.). В числе субъективных факторов следует назвать деформированные правовые нормы, непродуманные решения вышестоящих субъектов управления, осложняющие организацию деятельности; свободный доступ на объекты транспорта общего пользования, уязвимость для посягательств объектов транспорта, перевозимых грузов, транспортного оборудования, самих пассажиров, работников транспорта и их имущества, различные структурно-экономические преобразования на транспорте и т. д. В отличие от объективных, субъективные факторы в той или иной мере поддаются нейтрализации, регулированию со стороны соответствующих субъектов управления. Так, деформированные правовые нормы могут быть исправлены или отменены, управленческие решения пересмотрены, преобразования приостановлены, свободный доступ ограничен, а уязвимость снижена правильной организацией работы и принятием дополнительных мер безопасности.

Среда, в которой действуют ОВДТ, двойственна и противоречива. С одной стороны, в ней действуют факторы стабильные, устойчивые (географическое положение, климатические условия, профиль экономики региона, факторы, имманентные транспорту, и т. д.). Их существование в пространстве и времени не претерпевает значительных перемен. Обычно на участке оперативного обслуживания любого ОВДТ действуют одни и те же относительно устойчивые факторы, влияющие на структуру и динамику преступности и определяющие ситуацию, в которой функционирует орган внутренних дел. С другой стороны, внешняя среда время от времени наполняется ситуативными, изменчивыми факторами, и тогда характер связей между средой и деятельностью ОВДТ меняется (вспышки акций протеста, связанных с пикетированием и блокированием транспортных коммуникаций, внезапно возникшая необходимость обеспечения литерного мероприятия на объектах транспорта и т. п.). Случается и так, что один ситуативный фактор влечет за собой возникновение другого. К примеру, нелетная погода способствует притоку пассажиров на железнодорожные вокзалы.

При дальнейшей классификации факторов внешней среды их можно было бы подразделить на статические и динамические; выделенные из специфики работы транспорта и иные; оказывающие прямое либо косвенное воздействие на организацию правоохранительной деятельности; относящиеся ко всей системе ОВДТ или характеризующие внешнюю среду конкретных подразделений; положительного действия и отрицательной направленности; целенаправленно созданные и спонтанно возникшие; проявляющие свое действие на всех видах транспорта или относящиеся к его отдельным разновидностям; оказывающее воздействие на организацию всех или конкретных направлений деятельности ОВДТ; существовавшие всегда и появившиеся недавно.

Вторым компонентом оперативной обстановки является внутренняя среда функционирования управляющего субъекта. Приведем перечень наиболее значимых факторов, оказывающих положительное (отрицательное) влияние на организацию деятельности ОВДТ и характеризующих способность органа внутренних дел (или их системы) решать поставленные перед ним задачи. К таковым относятся штатная численность личного состава, нагрузка, качественная характеристика кадров, их профессиональная подготовленность, социальная защищенность, некомплект, текучесть кадров, обеспеченность техникой, служебными помещениями, состояние мобилизационной готовности, обеспечение руководства, организация прогнозирования, планирования, информационно-аналитической работы, контроля и проверки исполнения, взаимодействия, полнота и качество правового регулирования организации деятельности, результаты и эффективность правоохраны и др.

Под влиянием указанных факторов осуществляется процесс совершенствования организации внешненаправленной и внутриорганизационной деятельности подразделений транспортной полиции. Положительное воздействие факторов создает для ОВДТ и вышестоящих субъектов управления объективные возможности для принятия и реализации научно обоснованных и эффективных решений. Отрицательное влияние приводит к противоположному результату. Например, активная целенаправленная работа аппаратов УВДТ по привлечению внимания органов государственной власти субъектов РФ к решению проблемы хищений цветных металлов в определенной мере способствует принятию ими превентивных мер, и в итоге приводит к снижению количества хищений. С другой стороны, непредвиденные изменения планов вышестоящими органами управления, отсутствие научно обоснованного прогноза, определенных перспектив развития, некомпетентность сотрудников, недостаток времени на выработку и исполнение управленческих решений, выполнение заданий при их недостаточном ресурсном обеспечении, отсутствие унифицированных управленческих процедур и регламентов, нечеткие функциональные обязанности сотрудников негативным образом сказываются на качестве и результатах управления.

Во-первых, деятельность органов внутренних дел на транспорте реализуется в рамках одной отрасли на четко определенных объектах.

Во-вторых, осуществление этих функций протекает в условиях постоянно действующих на объектах транспорта производственных факторов. Это круглосуточная работа вокзалов, аэропортов, беспрерывные потоки пассажиров, концентрация товарно-материальных ценностей и другие факторы, которые, проявляясь в самых разнообразных сочетаниях, неожиданно изменяют оперативную обстановку, направленность и интенсивность действий подразделений органов внутренних дел на транспорте.

В-третьих, отсутствие в ряде случаев возможности получить вовремя необходимую информацию, помощь, совет предопределяют в работе этих органов широкое применение типовых вариантов действий и управленческих решений. Поэтому действия сотрудников полиции в подробных ситуациях должны быть доведены до автоматизма.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!