Факторы социализации: микро-. Мезо-. Мега-. Макрофакторы

Социализация человека про­исходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное вли­яние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В словарях фактор определяется как одно из необ­ходимых условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рас­смотреть, в каких условиях происходит этот процесс. А.В. Мудрик предлагает все условия или факторы со­циализации в обобщенном виде объединить в 4 груп­пы. Первая — мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) — планета, мир, космос. Вторая —макро­факторы (макро - большой) - страна, общество, го­сударство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; это влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), ус­ловия социализации больших групп людей, выделяе­мых: по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); по принад­лежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Мезофакторы влия­ют на социализацию как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы - микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, мик­росоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональ­ные, общественные, религиозные организации.

К мегафакторам социализации относят планету, мир, космос. Одним из существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные фак­торы — мир, планета, космос. Планета - понятие астрономическое, обозначаю­щее небесное тело, по форме близкое шару, получаю­щее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. Мир — понятие социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, су­ществующее на нашей планете. Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. Следствием этих процессов стало то, что судьба каждо­го человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни и, следователь­но, социализации всего населения земного шара. Гло­бальные политические процессы, влияя на распреде­ление валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, соци­альных инвестиций, непосредственно влияют на соци­ализацию людей с младенчества и до старости. Вследствие развития транспорта и средств комму­никации наша планета значительно «уменьшилась». Это делает планету и мир фактором социализации людей и потому, что они много путешествуют, мигри­руют из страны в страну, с континента на континент, а также потому, что они могут, благодаря телевидению, видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Это «раздвинуло» границы действительности, которую может познать человек. Следствием этого стали изме­нения в его восприятии жизни. Космос рассматривается как мегафактор, оказыва­ющий наиболее глобальное и практически неизучен­ное влияние на социализацию человека.

Страна, общество, государство являются макро-факторами социализации. Страна — понятие, главным образом, географичес­кое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая опреде­ленные границы. Она обладает государственным суве­ренитетом (полным или ограниченным), может находиться под властью другой страны, т. е. быть колонией или подопечной территорией. Природно-климатические  и географические условия стран влияют на плотность населения, рож­даемость, распространенность тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей и т. д.  Общество — понятие в основном политико-социо­логическое. Оно характеризует совокупность сложив­шихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, про­фессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество пред­ставляет собой целостный организм со своей экономи­ческой и социальной структурами, идеологией и куль­турой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

В каждом обществе объективно складываются спе­цифические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономичес­кого развития общества определяет, с одной стороны, уровень жизни, образ жизни и качество жизни его членов, а с другой — возможности каждого реализовать определенный стиль жизни. Чем более экономически развито общество, тем больше эти возможности, а сле­довательно, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации.

Государство — понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппа­рат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих управление обществом. Государ­ство — звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Государство можно рассматривать как фактор со­циализации в двух аспектах. 1) оно яв­ляется таковым постольку, поскольку политика, идео­логия, социальная практика, для него характерные, создают определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети и взрослые, функцио­нируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и, в еще большей мере, реализуемые в социальной практике. 2) государство осуществляет со­циализацию своих граждан, создавая для этого как орга­низации, имеющие своими функциями социализацию определенных возрастных и социальных групп насе­ления, так и условия, которые вынуждают заниматься социализацией организации, в чьи непосредственные  функции это не входит. Наиболее последовательно го­сударство влияет на социализацию подрастающих по­колений через создание специальной системы воспи­тательных институтов.

К мезофакторам социализации относят этнос, ре­гион, тип поселения, средства массовой коммуникации. Под этносом понимается исторически сложивша­яся устойчивая совокупность людей, обладающих об­щими чертами и стабильными особенностями культу­ры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Каждый этнос имеет специфические черты и свой­ства, совокупность которых образует национальный характер или психический склад этноса, проявляющи­еся в национальной культуре.  Различия в том, как реально осуществляется соци­ализация в этносе, связаны с особенностями, которые можно объединить в две группы — витальные (бук­вально —жизненные, в данном случае биолого-физи­ческие) и ментальные (фундаментальные духовные свойства.

Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер. Природно-климатические особенности региона влияют на здоровье человека любого возраста неоднозначно. Так, суровые условия Сибири, с одной стороны, могут способствовать ранне­му закаливанию организма, а с другой — более быст­рому его «износу», особенно, если человек переехал жить в Сибирь уже взрослым.

Следующим мезофактором социализации являет­ся тип поселения. Рассмотрим особенности и влияние на социализацию личности города и села. Город — тип поселения, для которого характерны концентрация большого числа людей и высокая плот­ность населения на ограниченной территории; высо­кая степень разнообразия человеческой деятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированная социально-профессиональная и этническая структура населения, его высокая про­странственная, профессиональная и социальная мо­бильность.

Социализация в средних и крупных городах осу­ществляется в условиях городского образа жизни, ос­новными характеристиками которого можно считать: преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличност­ном общении, высокую меру избирательности в эмоци­ональных привязанностях; снижение значимости тер­риториальных общностей, неразвитость соседских связей; многообразие культурных стереоти­пов, ценностных ориентации и стилей жизни; ослабление влияния тра­диций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль, значительная роль самоконтро­ля поведения и пр. Средние и особенно крупные города — средото­чие криминальных структур и групп, а также всех видов девиантного поведения (проституции, нарко­мании, азартных игр и пр.). Это обстоятельство игра­ет большую роль в социализации всех возрастных групп. Сельские поселения являются эффективным фак­тором социализации, поскольку в них достаточно си­лен социальный контроль жизнедеятельности челове­ка со стороны его окружения, стабилен состав жителей, слаба социально-профессиональная и культурная диф­ференциация, характерны тесные родственные и со­седские связи. Особенности социализации сельских жителей свя­заны со спецификой сельского труда: подчиненность труда ритмам и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость работы в домашнем и подсобном хозяйствах; малые возможности для трудо­вой мобильности жителей.

Средства массовой коммуникации (СМК) — тех­нические средства (печать, радио, кинематограф, те­левидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредото­ченные аудитории. Непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдель­ный индивид, а сознание и поведение больших соци­альных групп, т. е. массовое сознание и поведение.

Микрофакторами социализации являются семья, институты воспитания, группы сверстников, микросо­циум, организации (в том числе религиозные).

Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образова­тельного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью чле­нов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жи­лища, гигиенических особенностей образа жизни. На­конец, демографический — определяется структурой семьи.

Институты воспитания — это специально созда­ваемые обществом и государством организации, основ­ной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного соци­ально-профессионального слоя. Наибольшее число таких институтов создается для воспитания подрастающих поколений: общественно-государственные, государственные, религиозные и частные учебно-воспитательные учреждения различ­ного типа (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, колледжи, курсы, вузы и т. д.); детские и юношеские общественно-политические и клубные организации (постоянные, сезонные и временные); организации, занимающиеся социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды подрас­тающих поколений и пр. Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих чле­нов, а с другой, создать условия для реализации каж­дым своих возможностей, удовлетворения потребнос­тей и развития способностей и интересов.

В процессе социализации человека институты вос­питания играют двоякую роль. 1)  имен­но в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. 2)  влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему харак­теру может не совпадать с целями и нормами, культи­вируемыми в институтах их организаторами.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстника­ми существует в любом возрасте. В силу особенностей своего психологического раз­вития подростку необходимо демонстрировать протест против официальной, общепринятой культуры, норм и ценностей взрослых, что он и делает, приобщаясь к неформальной группе. Кроме того, неформальная груп­па отвечает потребностям юноши в новой информации, в проявлении эмоций и чувств, в реализации личност­ных притязаний на ту или иную социальную роль.

Микросоциум — это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие. Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъек­тивных характеристик самого человека. Влияние микросоциума на социализацию человека во многом зависит от его культурно-рекреационных возможностей: наличия и качества работы учебно-вос­питательных учреждений, кинотеатров, клубов, спорт­залов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек. Немаловажной характеристикой микросоциума следует считать демографическую, т. е. состав жителей. Важнейшей характеристикой микросоциума, с точки зрения направленности его влияния на социа­лизацию, является сложившийся в нем социально-пси­хологический климат. Микроклимат определяется со­отношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, на­личием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населе­ния в жизни микросоциума.

Религиозные организации, особенно в последнее время, становятся значительным фактором социализа­ции. В современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимо­сти от страны и конфессии (вероисповедания), в-тре­тьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти. В процессе социализации религиозные организа­ции выполняют ряд функций. 1. Ценностно-ориентационная функция проявляет­ся в том, что религиозные организации предлагают своим членам и стремятся сформировать у них опреде­ленную систему верований. 2. Регулятивная функция заключается в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нор­мам. 3. Коммуникативная функция реализуется в созда­нии условий для общения верующих. 4. Милосердная функция религиозных организа­ций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности 5. Компенсаторная (утешительная) функция про­является в гармонизации духовного мира верующих. 6. Воспитательная функция заключается в религи­озно-нравственном воспитании человека

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!