Факторы развития личности. Проблема соотношения факторов развития личности в современной педагогической науке

Развитие человека - очень сложный, длительный и проти­воречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте.

Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания чело­века. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность воз­никновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития.

Биологическое развитие организма учащегося принято называть специальным термином "созревание", в ходе ко­торого преобразуются анатомические структуры и физио­логические процессы (нервная, эндокринная, дыхатель­ная, пищеварительная и другие системы). Согласно совре­менным исследованиям биологическое созревание орга­низма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиоло­гические процессы в головном мозге (связанные с мыш­лением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь. Биологические системы организма развиваются не­равномерно; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Био­логическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фак­тора: состояние центральной нервной системы (ЦНС) и наследственность.

Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.) ребенка, среди которых раз­личают природные психические функции (общие у че­ловека и животных) и культурные психические функ­ции, возникающие благодаря абстрактной знаковой деятельности, в том числе речи; они присущи только человеку и подразделяются на простейшие и высшие. Развитие психических функций индивида относится к онтогенезу.

Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитан­ником духовной культуры народа под руководством вос­питателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

В процессе развития закономерно изменяются ка­чества и характеристики личности, в соответствии с когорыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, со­вершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определенные стадии и закономерности.

Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагоги­ческих концепциях изложено различное количество ста­дий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: раннее, дошкольное дет­ство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др. Они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако, уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста мо­жет соответствовать дошкольному уровню (в случае отста­вания), либо уровню подростка (в случае акселерации — опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсив­но развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

  1. От рождения до 2—3 лет — стадия развития природ­ных психических функций.
  2. От 2-3 лет до 12—14 лет — стадия развития простейших культурных психических функций.
  3. От 12—14 лет до старости — стадия развития высших культурных психических функций. Основополож­ником данной классификации является Л.С. Выготский — автор культурно-исторической теории развития психики.

Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подгото­вительный период развития в предшествующей стадии и свою базу — одну или несколько более элементарных функций. Высшие функции "наслаиваются" на преды­дущие. При этом более простые функции, вплоть до ин­стинктов, продолжают действовать и управлять поведени­ем человека. Психика воспитанного человека имеет слоис­тое строение. Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.

Факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и вос­питания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания (например, объект наказания и поощрения). С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни наряду с самообслужива­нием, играми и увлечениями. Условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребенок осваивает культуру тремя путями. Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. В ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, зако­ны и нормы поведения, принятые в данной группе. Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, опреде­ленным взрослым — воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. В-третьих, ученик может осваивать культуру по соб­ственной инициативе, в плане самовоспитания и самораз­вития. Как правило, это случается с учащимися, находя­щимися на третьей стадии развития, когда рефлексия до­стигает существенного развития.

Социализация - третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования - высшие психические функции, в составе которых знания об обще­ственных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации различают культурную и социальную под­системы.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира­тельный характер. Развитие личности происходит под воздей­ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра­щены к его личности, опираются на его собственное отноше­ние к действительности.

Отечественная педагогика не отрицает влияния биологическо­го фактора на формирование личности, но и не отводит ему ре­шающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли за­датки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т. е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными ус­ловиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных разли­чий, лежащих в основе индивидуальных способностей.

Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формиро­вания личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт об­щественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическо­му строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

Природные особенности обусловливают разные пути и спосо­бы формирования психических свойств. Они могут влиять на уро­вень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врож­денная особенность не является нейтральной, так как она социа­лизируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неоди­накова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формиро­вании личности.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факто­ров формирования личности. Еще Аристотель писал, что «душа — есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasd). Французский фи­лософ К.А.Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного раз­вития и различия в психических особенностях объясняются ис­ключительно различным влиянием среды и различными воспита­тельными воздействиями.

Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу че­ловека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!