Факторы, определяющие развитие международного туризма

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Международный туризм стал феноменом XX в. Из занятия, доступ­ного в начале века лишь богатым, он превратился в массовое увлечение миллионов людей нашей планеты благодаря тому, что желание путешествовать соединилось с доступностью туристских дестинаций и улучшен­ными материальными возможностями путешественников.  В пределах одной страны может быть несколько туристских дестинаций, которые пред­ставляют собой однородные туристские регионы, объединенные общими природно-климатическими ресурсами и (или) управляемые единым адми­нистративным органом либо ассоциацией.

Многие удаленные туристские дестинаций приблизились к нам и ста­ли доступными благодаря мощному развитию пассажирского транспорта, в особенности авиационного, созданию надежных и комфортных реактив­ных воздушных лайнеров, способных переносить большие группы людей на дальние расстояния.

Туризм уверенно вступает в третье тысячелетие, и это вступление ознаменовано первым туристским путешествием в космос американского гражданина Дениса Тито на борту российского космического корабля.

Как и в XX в., в XXI в. международный туризм будет развиваться под воздействием факторов, свойственных, собственно, индустрии гостепри­имства и туризма, а также факторов внешней среды, таких, как политика и право, экономика и финансы, культура, социодемографические измене­ния, развитие торговли, транспорта, инфраструктуры и научно-техниче­ского прогресса.

Политика и право. В зависимости от того, какую политику государ­ство проводит по отношению к туризму в целом, туристские ресурсы ис­пользуются с разной степенью интенсивности. Как правило,тесли государ­ство заинтересовано в развитии туристской отрасли, это выражается в общей концепции приоритетного развития туризма, принятии законода­тельных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих разви­тие туризма, а также в финансово-экономических мерах по поддержанию и развитию туристской инфраструктуры, строительству гостиниц и разви­тию индустрии гостеприимства.

Безопасность путешествия. По мере роста объемов туризма вопро­сы безопасности занимают все большее место. Для современных путеше­ственников стало нормой ожидать от правительства стран, заинтересован­ных в приеме иностранных гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и на транспорте.

Международные конфликты или военные действия, вспышки между­народной преступности и терроризма являются не только препятствием на пути развития туризма, но зачастую и причиной того, что министерства иностранных дел стран - генераторов международного туризма публи­куют списки стран, нежелательных для посещения резидентами этих стран. Путешественники проявляют также обеспокоенность по поводу санитар­ного состояния средств размещения и предприятий общественного пита­ния в посещаемых странах, им необходима, например, объективная ин­формация о состоянии питьевой воды, возможных рисках инфекционных заболеваний во время путешествия.

На протяжении всей истории развития туризма вопросы безопасно­сти всегда занимали путешественников. Согласно проведенному ВТО оп­росу в 1994 г. 66% путешественников заявили, что криминальная обста­новка является для них самым важным негативным фактором в принятии решения касательно выбора направления путешествия и места отдыха.

Обращает на себя внимание тот факт, что сообщения об убийствах или актах насилия в отношении местного населения не так сильно волну­ют путешествующих, как подобные акты в отношении туристов. Если это случается, то такого рода сообщениям всегда отводятся первые страницы газет и ведущее место в телевизионных программах новостей.

Экономика и финансы. На индустрию гостеприимства оказывают влияние как макроэкономические, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост безработицы и инфляции бу­доражат общество, и это нередко приводит к тому, что население предпо­читает оставаться дома и воздерживается от дальних поездок.

Когда экономика находится на подъеме, т.е. ее производственные воз­можности, измеряемые величиной накопленного капитала, растут, увели­чиваются объемы валовых инвестиций. В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на стро­ительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. Вместе с тем рост национального дохода, в особенности рост уровня расходов населения на личное потребление, оказывает стимулирующее воздействие на склонность людей к путешествиям.

Уровень цен на продукты и товары туристского спроса рассматрива­ется как один из важных факторов, определяющих выбор места отдыха. В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значе­ние имеет валютный курс, простота и доступность валютного обмена. В этом отношении введение евро с 1 января 2002 г. упростило путеше­ствия по европейским странам, находящимся в единой зоне евро, и сокра­тило туристские расходы, связанные с обменом валюты.

Культура. Культурное наследие, культурная среда являются тем маг­нитом, который притягивает путешественников. Не любой продукт, соз­даваемый человеком, является предметом культуры, а только уникальные, хранимые обществом произведения, благодаря которым организуется де­ятельность в обществе .и накапливается опыт, передаваемый от поколе­ния к поколению. Туристы посещают определенные места, такие, напри­мер, как знаменитый музей Прадо в Мадриде или Лувр в Париже, едут в Вену, чтобы послушать Венский симфонический оркестр.

Культуру принято подразделять на духовную, материальную и физи­ческую" - все три аспекта имеют непреходящее значение для развития международных туристских связей. Действительно, понимание ценностей родной культуры возможно лишь в смысловом соотношении с подобны­ми ценностями культуры других народов. Вечностные культурные ценно­сти не утратят своей притягательности, но и появление новых произведе­ний и талантов будет стимулировать тягу к путешествиям.

Однако подлинные ценности культуры, служащие предметом нацио­нальной гордости, являются не единственным притяжением для туристов. В последнее время для туристского «потребления» стали тиражироваться популярные предметы народного быта, появились копии известных па­мятников, которые воссоздают уникальную атмосферу туристского город­ка. Следует также учитывать и то, что туристов интересует жизнь и быт других народов, поэтому для них представляет интерес выступление мест­ного хора, ансамбля, элементы народного быта, фольклора, народных за­бав, игр, развлечений, праздников. Особенно туристов привлекают совре­менные культурные центры, например, Центр Помпиду в Париже посещают 8 млн человек в год. Наиболее посещаемым местом в мире является «DisneyWorldFlorida», куда приходит ежегодно 12 млн посетителей.

Социодемографические изменения. В начале третьего тысячелетия население земного шара достигнет 6 млрд человек, произойдут некоторые социодемографические изменения, которые будут оказывать воздействие на дальнейшее развитие международного туризма. Наиболее важны для международного туризма возрастной и семейный факторы. Молодые люди в возрасте 18-34 лет составят основную массу путешественников, с осо­бой силой этот фактор будет проявляться в туристских потоках, генериру­емых странами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.

В развитых в экономическом отношении странах наиболее быстрыми темпами будет возрастать сегмент населения старше 50 лет. Данный сег­мент пополнится только что вышедшими на пенсию людьми, у которых достаточно много времени и денежных средств, чтобы совершать продол­жительные путешествия. Их скорее всего заинтересуют дестинации, спо­собные предложить условия для укрепления здоровья, интеллектуального и культурного обогащения.

Семейный фактор будет оказывать все возрастающее воздействие на развитие международного туризма. В настоящее время продолжается рост числа семей, в которых есть дети. Данный сегмент требует особых усло­вий отдыха и должен учитываться при планировании туристских дестина­ции и в дизайне средств размещения для семейного отдыха.

Состояние транспорта и инфраструктуры. Пассажирский транспорт и туристская инфраструктура «прокладывают путь», по которому турист следует от своего дома в аэропорт или на вокзал, из одного города в дру­гой, с вокзала в гостиницу, из гостиницы в место проведения досуга и об­ратно, обеспечивая максимально комфортное и безопасное перемещение и пребывание туриста. Дальнейшее развитие международного туризма немыслимо без развития и совершенствования'транспортных средств, рав­но как туризм немыслим без путешествия.

Между состоянием пассажирского транспорта и туризма существует прямая зависимость: прогресс в совершенствовании транспортных средств и появление новых более мощных моделей с улучшенными характеристи­ками непосредственно отражаются на возрастании объемов туристских путешествий. По мере того, как спрос на международные путешествия уве­личивается, вместимость транспортных средств становится одним из клю­чевых факторов, способствующих туристскому обмену или сдерживаю­щих его рост.

Для многих популярных туристских дестинации еще более важное значение приобретет состояние инфраструктуры, в особенности аэропор­тов и автодорог, их пропускная способность может сыграть решающую роль в сдерживании туристских потоков.

Первое впечатление от города посетители получают в аэропортах, на железнодорожных вокзалах. Заинтересованные в поступательном разви­тии туризма города должны иметь развитую инфраструктуру, хорошие транспортные связи с аэропортами и вокзалами, дающие возможность ту­ристу добраться до центра города быстро и беспрепятственно. Например, лондонский аэропорт Хитроу (22 км от города) имеет прямую линию мет­ро, по которой поезда курсируют каждые 5 минут. Перевозка авиапассажиров осуществляется и регулярными автобусными маршрутами, автобу­сы отправляются через каждые 20-30 минут и останавливаются у круп­ных отелей.

Туристская инфраструктура представляет собой совокупность пу­тей сообщения (дороги, подъездные пути, аэропорты, пристани и т.п.), коммуникаций (водопроводная и электрическая сеть, центральное отопле­ние, канализация, мусоросбор, телефон, телекоммуникации) и местных учреждений (почтовые отделения, учреждения охраны общественного порядка, медицинские учреждения, предприятия службы быта, магазины, спортивные объекты), тесно связанных с туристским движением и необ­ходимых для обслуживания туристских предприятий.

Туристская инфраструктура предназначена для обеспечения необхо­димых условий работы туристских предприятий и безопасности жизни и здоровья путешественников. Туристы предпочитают ехать туда, где им обеспечиваются безопасность и комфорт. Турист чувствует себя в безо­пасности, когда уверен в том, что, где бы он ни находился - в автомоби­ле, поезде, гостинице, - ему везде будет оказана необходимая помощь, он сможет, если потребуется, срочно связаться с любой точкой планеты, получить квалифицированную медицинскую помощь и другие необходи­мые ему услуги. Органы охраны должны обеспечить его защиту от пре­ступников. Во многих государствах существует туристская полиция, ко­торая Занимается вопросами обеспечения туристской безопасности.

Турист чувствует себя комфортно, если дороги, по которым он пере­двигается, отвечают международным стандартам, это относится в том числе к придорожному автосервису.

В местах временного пребывания современный турист требует наличия необходимых удобств и оснащения для поддержания своей физической фор­мы, поэтому необходимы спортивный зал с современными тренажерами, пла­вательный бассейн, спортивная дорожка для легкой пробежки и т.д.

Не менее важна и информационная поддержка, благодаря которой иностранный турист может узнать о наличии в месте его нахождения не­обходимых услуг. Во многих крупных европейских городах есть инфор­мационные центры, где можно получить любые сведения о жизни города и услугах для иностранных гостей на родном для них языке.

Развитие торговли. Отправляясь в зарубежное путешествие, турист, как правило, интересуется, что можно купить в стране пребывания. Это могут быть уникальные изделия местных народных промыслов, сувениры на память о поездке, подарки для родных и друзей. Повсюду в местах, посещаемых туристами, имеются сувенирные магазины и киоски, где про­даются товары туристского спроса.

Некоторые страны ориентируют свою экспортную промышленность на нужды иностранных гостей и получают выгоду не только от продажи туристских услуг и сувениров, но и от продажи товаров длительного

пользования. Целый ряд стран, например, Объединенные Арабские Эми­раты, Турция, Греция, Италия, Сингапур привлекает к себе иностранных туристов во многом благодаря активной торговле уникальными товарами по выгодным ценам.

Новые технологии. Достижения научно-технического прогресса широко используются в индустрии гостеприимства и туризма, особенно в таких областях, как пассажирские перевозки, система дистрибуции и по­требительская информация. Благодаря новым технологиям в авиационной промышленности стали возможны перевозки пассажиров на сверхзвуко­вых самолетах, теперь от Нью-Йорка до Шанхая можно долететь всего за 3 часа. Однако экономический фактор пока сдерживает внедрение сверх­звуковой техники, требуются значительные инвестиции для модерниза­ции аэропортов, производства самолетов, обучения персонала и создания прочих необходимых условий.

На железнодорожном транспорте также наблюдается воздействие тех­нологического фактора, что находит отражение прежде всего в увеличе­нии скорости движения поездов и повышении уровня комфортности путе­шествия. В Японии, Франции и других странах высокоскоростные поезда уже движутся со скоростью 483 км в час, и это не предел. Преимуществом железнодорожного транспорта по сравнению с авиационным является удоб­ное расположение вокзалов ближе к центру города и короткое время по­садки на поезд;

Развитие телекоммуникационных технологий и электронной промыш­ленности привело к созданию компьютеризованных систем бронирования, которые позволяют бронировать места на транспорте и в средствах разме­щения в режиме реального времени. Благодаря применению новых техно­логий произошло качественное изменение в системе формирования и при­обретения турпродукта. Глобальные системы дистрибуции предоставляют легкий доступ миллионам пользователей: теперь потребитель сам может составить себе турпакет, провести необходимое бронирование и отпра­виться в путешествие по «собственноручно скроенному» маршруту.

Дальнейшее развитие международного туризма будет зависеть от со­вершенствования турпродукта в туристских дестинациях, развития про­фессиональной турагентской сети, сферы туроператорского продукта и услуг, степени использования возможностей маркетинга, состояния си­стемы дистрибуции и человеческого фактора. Перечисленные факторы дей­ствуют в рамках туристской индустрии и находятся под влиянием субъек­тов туристской деятельности.

Совершенствование турпродукта в туристских дестинациях. Тур-продукт туристских дестинаций является результатом усилий представите­лей разных секторов туристской индустрии. Наиболее важной представляет­ся связь между секторами размещения, пассажирского транспорта и сектором организаторов и продавцов туристских услуг. За последние годы отельеры

научились работать с авиакомпаниями и туроператорами, ориентируясь на определенные целевые сегменты туристского рынка. Однако качество турпродукта во многом зависит от состояния окружающей среды и инф­раструктуры, в этом отношении велика роль туристских организаций: ре­гиональных туристских администраций, правительственных структур, профессиональных ассоциаций, которые могут объединить усилия для со­здания подлинной атмосферы гостеприимства, привлечь необходимые инве­стиции. Немаловажная роль в совершенствовании туристского продукта от­водится предприятиям досуга, розничной торговли, а также общественного питания.

Развитие сферы туроператорского продукта и услуг. Туроператор­ский продукт представляет собой комплекс туристских услуг, именуемый турпакетом, который формируется фирмой и продается конечным потре­бителям. Туроператоры работают в тесном контакте с отельерами и авиа­компаниями, обычно заранее договариваются о квоте мест в гостиницах и на транспорте, что позволяет им вести продажу туров без переброниро­вания. В настоящее время 10 крупнейших туроператорских компаний кон­тролируют примерно 30% рынка. Политика туроператоров в отношении продукта, услуг и цен во многом определяет конъюнктуру рынка между­народного туризма.

Развитие профессиональной турагентсткой сети. Турагентская сеть составляет основу распределительной сети, по которой оптовики продают свои туры. Помимо этого они выполняют другие важные функции - под­держивают связь с местными сервисными организациями и организуют выполнение туристской программы и предоставление дополнительных услуг. От их работы во многом зависит качество оказания туристских ус­луг начиная от встречи в аэропорту и доставки в отель и заканчивая орга­низацией экскурсий, мероприятий и спортивных состязаний.

Системы дистрибуции. Такие системы сводят в единую цепь постав­щиков, продавцов и покупателей туристского продукта. Новые информа­ционные технологии позволили значительно упростить систему дистри­буции туристских услуг, сделать ее более информативной и эффективной для всех участников. Путешественник XXI века во многом отличается от своего предшественника времен 60-х. Современные системы дистрибу­ции легко адаптируются к нуждам покупателей, предоставляя им всевоз­можные варианты путешествия.

Использование человеческих ресурсов. Развитие туристской инду­стрии способствуют повышению занятости, причем не только в развитых, но и в развивающихся странах. В связи с тем что в развитых в экономиче­ском отношении странах наблюдается замедление темпов прироста насе­ления, в недалеком будущем могут возникнуть трудности с набором пер­сонала для туристских предприятий. Возможно, для этих целей некоторым странам придется импортировать рабочую силу.

В развивающихся странах проблема иного рода. Все большую долю населения будут составлять молодые люди, не имеющие образования и на­выков для работы в туристском секторе. Нехватка квалифицированных рабочих, а также возрастающий спрос на туристские услуги в этих стра­нах вызовут повышенные потребности в образовании и подготовке работ­ников для туристской индустрии. Особенно это относится к странам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.

Маркетинг - это философия современного предприятия, работаю­щего с целью удовлетворения туристских нужд и желаний, он также слу­жит инструментом сильнейшего воздействия на вкусы и предпочтения потребителей туристских услуг. Значение маркетинга для развития меж­дународного туризма усиливается по мере того, как, с одной стороны, по­требительские нужды и желания становятся все более разнообразными, с другой стороны, усиливается конкуренция на туристском рынке, вынуж­дая «игроков» турбизнеса прибегать ко все более изощренным маркетин­говым стратегиям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!