Европейская живопись и скульптура в начале ХХ века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Во второй половине XIX века уг­лубляется процесс размежевания живописи и графики, завершается он в творчестве импрессионистов. Графика выделяется в самосто­ятельный вид изобразительного искусства. Выявляется специфика графики. Ее задача - художественное воспроизведение линейных отношений, изображение формы предметов и передача их освещен­ности. Графика своими средствами как бы заново открывает мир привычных предметов, предлагает новое знание о них.

Получив относительную самостоятельность от графики, живо­пись акцентирует внимание на соотношении красок. Для импрес­сионистов важен цвет, линейное для них второстепенно. Живопись может теперь решать такие задачи, которые она не знала в класси­ческий период своего развития. Художник стремится охватить предмет со всех сторон и представить его не в статике, с чем теперь успешно справляется художественная фотография; он осваивает технику передачи объекта с переменных, движущихся точек зрения. И конечно, в живописи XX века неизмеримо возрастает роль субъективного начала. Классическая живопись, как правило, доби­валась выразительности через реалистическое изображение, новая же передает впечатление, обостряя значение личного и неповтори­мого видения, акцентируя внимание на индивидуальности воспри­ятия.

Серьезные изменения происходят в искусстве ваяния. Скульп­торы уходят от реалистического изображения, их больше интересует обобщенный символический образ, с помощью которого творец проникает в суть объекта. Скульптура открывает для себя новые пластические возможности для передачи психологических нюансов духовной жизни своего времени. Главное при этом - не портретное сходство, а выражение духовного настроя.

В изобразительном искусстве зарождается новое художественное течение - импрессионизм, просуществовавший не более 12 лет. Первая самостоятельная выставка импрессионистов состоялась в 1874 году, последняя, восьмая по счету,- в 1886.

На первой выставке была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). По названию этой кар­тины течение получило свое наименование (по-французски впечат­ление, impression). Своим творчеством художники оправдывали это название, ибо их задачей была передача непосредственного впечат­ления от мира. Непосредственно, значит так, как именно этот художник видит то или иное конкретное явление. Художники-им­прессионисты: К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и другие - учат зрителя ценить эти мгновенные впечатления как уникальные и неповторимые. Это было созвучно с теми идеями, которые получили распространение в философии и психологии того времени, когда настойчиво звучала мысль об уникальности и не­повторимости каждой личности, которой надо уметь дорожить. Эта творческая установка была подхвачена художниками театра, музы­ки, литературы.

Принцип творчества импрессионистов предполагал разработку новой техники. Чтобы создать иллюзию света и движения воздуха, передать богатую световоздушную среду, художники разлагали цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре. Их творческие поиски напоминают поиски физиков, которые разлагали материю, пытаясь обнаружить «чистую» перво­основу.

Виртуозная техника художников рождала образ мира почти ирреальный из-за ощущения зыбкости и мерцания. Это было непривычно для европейского ценителя искусства. В скульптуре наиболее близок к импрессионистам французский скульптор Опост Роден (1840-1917), который в ряде своих работ стремился передать «мгновения», временное, изменчивое в челове­ке, уходя от традиции запечатлевать «вечность». Воплотить трепет жизни - задача ваятеля в работах «Бронзовый век», «Граждане Кале» и других.

На смену, импрессионизму приходит постимпрессионизм, кото­рый проявился в творчестве Сезанна, Ван-Гога, Гогена. У них нет общей программы и общего метода. Каждый из них яркая индиви­дуальность со своим миропониманием. Французский художник Поль Сезанн (1839-1906) исследует пространство подобно физи­кам, но художественными средствами. Он возвращает картине по-новому прочувствованную форму, пластическую материальность и устойчивую композицию. Мир, природа, человек утверждаются им во всей их цельности и крепости, по определению самого художника, как «реализация натуры». Через цветовое решение Сезанн ищет неизменную вечность реальности, выявляет устойчи­вые, фундаментальные геометрические структуры природных форм. «Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра»,- утвер­ждает художник. Примечательно, что в античности философы для выражения своих идей прибегали к художественной форме, а в XX веке рождаются художники-философы не по профессиональному признаку, а по мироощущению, по состоянию духа, по способности к глубокому проникновению художественными средствами в суть вещей.

Голландский живописец Винсент Ван-Гог (1853-1890), вобрал в себя всю душевную смятенность современного человека, поэтому его картины отличает пессимистический, тревожный настрой, а творчество носит экспрессивный характер. Художник и восторгает­ся миром, и очеловечивает его, и выражает пронзительное чувство одиночества человека в этом мире.

Французский художник Поль Гоген (1848-1903) бежит от ци­вилизации в экзотические страны, надеясь найти там первозданный покой и гармонию. Через примитивные формы, предельно упро­щенный рисунок, нарочито плоское изображение предметов и чистые, яркие краски и орнаментальные композиции художник старается показать человеку не видимость предметов, а их «чистую суть». Это направление получило название «примитивизм» творче­ство, не испорченное цивилизацией, не искаженное холодной рассудочностью и прагматизмом. Эти настроения были столь близки людям, что направление получило распространение в разных стра­нах: А. Руссо во Франции, А. Мозес в США, М. Ларионов, Н. Гон­чарова в России.

В начале XX века развивается реалистическое направление в изобразительном искусстве, активно вбирающее в себя новые настроения, методы и средства. Приемы экспрессионизма в реализме помогают ярче и острее выразить гуманистические, общественные идеи, протест против гнета и насилия немецкой художнице Кете Кольвиц (1867-1945) в ее графических сериях «Восстание ткачей», «Крестьянская война», в скульптуре «Родители», а также англий­скому графику и живописцу Ф. Брэнгвину (1866-1956) в экспрес­сивных офортах «Пильщики», выразившему суровый облик городов и тяжесть труда.

В рамках реализма создаются лирические пейзажи французского живописца Мориса Утрилло (1883-1955), певца городского пейза­жа, его соотечественника Альбера Марке (1875-1947), который, пройдя увлечение фовизмом, возвращается к ясным и утонченным по колориту пейзажам. В России продолжают творить яркие и самобытные художники И. Репин, В. Суриков, В. Серов и другие.

В скульптуре реализм представлен творчеством А. Майоля (1861-1944), основная тема творчества которого - красота и есте­ственность прекрасного тела, выраженная в камне; его соотечест­венник скульптор А. Бурдель (1861-1929) увлекает зрителя динамикой пластических масс, его творчество насыщено драматиз­мом и экспрессией.

Откровенно противопоставляют себя реализму футуристы, В 1909 году в парижской газете «Фигаро» публикуются 11 тезисов итальянского писателя, главы и теоретика нового движения Ф. Ма-ринетти (1876-1944). Он заявляет о необходимости бунта против традиционной культуры, о важности «наступательного движения». «Долой археологов, академии, критиков, профессоров» - вот ло­зунг футуристов. Художники-футуристы К. Карра (1881-1966), Дж. Северини, Дж. Балла и другие - обожествляли культуру боль­ших городов и машинную индустрию. Они были убеждены, что жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины.

В начале XX века изобразительное искусство прошло через разные художественные течения и увлечения. Франция стала роди­ной фовизма и кубизма и его разновидности пуризма.

Фовизм (от фр.- дикий) - течение в живописи, которое воз­никло в 1905 году. Его представители: А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк. На первой же выставке их работы вызвали шок у публики. Критика назвала их произведения дикими за упрощенные формы и резкое противопоставление цветов. Самая яркая фигура в этом направлении Анри Матисс (1869-1954), фран­цузский художник, у которого линия рисунка всегда лаконична, изысканна и ритмична, а цвет буквально звучит («Музыка», «Та­нец»).

Кубизм - модернистское направление, сложившееся в 20-е годы XX века представлено творчеством П. Пикассо, Ж. Брака, М. Дю-шана, X. Гриса. Художники этого направления вдохновлялись геометризацией форм Сезанна и африканской скульптурой, откры­той европейцами в недалеком прошлом. Основное кредо этого направления - отказ от иллюзорности пространства на картине, от всякого намека в ней на воздушную перспективу. Главное для них, как и для современных естествоиспытателей, писать не так, как они видят, а так, как знают, опираясь на научные знания. Их творчество отличает и еще одна особенность: сведение к минимуму традици­онных социальных задач живописи. Им прежде всего важно конст­руировать объемы на плоскости, выявляя простые и устойчивые формы; для этого они деформируют образы реального мира.

Начало кубизму положила картина французского художника, испанца по рождению П. Пикассо (1881-1973) «Авиньонские де­вушки». Объект изображался с многих точек зрения, как комбина­ция геометрических форм.

Это течение оказало огромное влияние на архитектуру и при­кладное искусство. Не случайно после первой мировой войны многие кубисты ушли в декоративное искусство. А. Глез стал заниматься стенописью, Ф. Леже и А. Люрса - коврами и керами­кой. Продолжатели- кубизма - пуристы (от лат.- чистый) - А. Озанфан (1886-1966) и его друг Ле Корбюзье затем создали конструктивизм в живописи и архитектуре.

Кубизм открыл дорогу абстрактному искусству. В Голландии появляется группа единомышленников, которые объединяются вок­руг журнала «Стиль». Группа провозглашает создание универсаль­ного мира через простейшие геометрические фигуры разного цвета, отделенные друг от друга жирной черной линией. Появляются бесчисленные композиции без названия под номерами или буквами. Художники настаивают на необходимости простоты, ясности, кон­структивности и функциональности форм, которые способны пре­одолеть «хаос», случайность, неопределенность и произвол природы. Нидерландский живописец, лидер «неоплатицизма» Пит Мондриаи (1872-1944) провозглашает «чистую пластику для создания чистой реальности».

Появляется «супрематизм» К. Малевича (1878-1935). Русский художник также оперирует комбинациями простейших геометриче­ских форм. Квадрат он считает в высшей степени (supre- от лат.- высший) очищенным от всех содержательных ассоциаций («Черный квадрат»).

В этих течениях пробивается попытка художественно выразить возрастающий интерес к изучению космоса. Художникам кажется, что взаимодействие элементов на холсте соответствует космическим закономерностям.

Искусство XX века - это искусство не общего стиля, господст­вовавшего в традиционных искусствах классики, а искусство худож­ников-одиночек, таких, как А. Модильяни (1884-1920), создавший особый мир интимных хрупких образов, Мориса Утрилло (1883- 1955) - мастера лирического пейзажа или Анри Руссо (1844-1919), творчество которого отличается чистотой и наивностью мироощу­щений.

Такой же самодостаточной и самоценной фигурой в изобрази­тельном искусстве XX века стала фигура Пабло Пикассо, в творче­стве которого выразилась вся эволюция живописи XX века. В ранний (так называемый «голубой период» творчества с 1901-1904) его особенно волновала тема обездоленных людей, а сине-зеленая цветовая гамма, острый рисунок и изломанные контуры выражали настроение усталости и обреченности. С 1905 по 1906 год наступает «Розовый» период: тема остается та же, но рисунок становится мягче, а общее настроение, передаваемое теплой розово-серой дымкой, более лирично. Затем наступает период кубизма, который продолжается до 20-х годов, а с 1921 года художник возвращается к реалистическим формам. Затем Пикассо увлекается сюрреализ­мом. Сам художник подчеркивал, что в творчестве ему важны не поиски, а находки, и таких находок, удивительных и ярких, было много на разных этапах его творчества. Одна их них - знаменитая «Герника», где художник находит сильные выразительные сред­ства - деформация пропорций, цветовой фон, композиция,- пе­редающие ощущение ужаса, трагедии, отчаяния и безумия людей, подвергшихся варварской бомбардировке. Картину художник пишет сразу после того, как 26 апреля 1937 года маленький испанский городок Герника был снесен с лица земли фашистскими бомбарди­ровками.

Изобразительное искусство начала XX века, творчески освоив новое мироощущение и выразительные средства, естественно по­дошло к новому течению - сюрреализму, который заявляет о себе в те же годы, а в 30-е годы выходит за пределы Европы. Наиболее ярко сюрреализм представлен в творчестве С. Дали, И. Танги в 50-е годы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!