Европейская литература XIX века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Романтизм в литературе — сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства.

Для романтизма характерна неизвестная для того в литературе степень проникновения в глубины человеческой души. Романтики часто противопоставляли действительности мечту. Презирая весь буржуазный уклад жизни, они считали его предметом скучным, пошлым, недостойным изображения и искали большие чувства и страсти.

Романтизм главенствовал в европейской литературе многие десятилетия. Именно в этот период расцвела лирика. Поэт стал романтическим героем, противопоставлявшим себя унылым буд­ням, живущим иной жизнью: жизнью своих поэтических эмоций и переживаний.

Романтики открыли многообразие поэтических форм, богатство интонаций; отказавшись от правил классицизма, они смогли пере­дать подлинные человеческие чувства.

Мир и человек в романтической литературе оказались сложнее и многозначнее, чем в романах просветителей. Культу разума клас­сицизма и просветительства романтики противопоставляли культ чувства, принципу отражения жизни — принцип условности.

Новый романтический герой был одинокой загадочной лично­стью. Уйти от обыденной жизни можно было по-разному: в прош­лое — и возникает исторический роман, просто уехать — и герой-романтик бежит от общества в иные, как правило, экзотические страны, можно было уйти в себя, сосредоточившись на собственных переживаниях, и необходимой становилась всепоглощающая лю­бовная страсть, проявляющая всю непохожесть романтического героя на обычных людей с их мелкими чувствами.

Романтизм стал эпохой поэзии, востребовав именно поэтов и основным жанром стали именно поэмы, романы в стихах.

Джордж Байрон (1788—1842) представлял собой яркий тип художника-романтика, дав название целому художественному яв­лению — байронизму. Сама жизнь Байрона стала легендой. Родив­шись в аристократической семье, он связывает свои устремления, как с литературой, так и с политикой.

Самым известным героем поэзии Байрона стал Чайльд Гарольд, герой поэмы «Паломничество Чайльда Гарольда» (1812). Именно это произведение сделало Байрона знаменитым. Образ Чайльда Гарольда — это образ английского аристократа, отправившегося в путешествие по дальним странам. Поэма стала эталоном романти­ческой жизни.

В поэме Байрона присутствует целый ряд деталей его биографии, что дало основание для отождествления автора и его героя. Сначала Байрон протестовал, а затем и сам стал вести повествование от первого лица.

Кем бы ни был байроновский герой, он всегда чужой среди людей. Он презирает законы общества, нарушает моральные запре­ты, но последней надеждой его благородного сердца оказывается любовь. Эта любовь всегда обречена и оказывается последней трагедией героя. В творчестве Байрона мы встречаем и романтиза­цию Наполеона (он пишет несколько од, посвященных отречению императора, а затем его непродолжительному возвращению). Напо­леон будет героем произведений еще многих романтиков.

Другом Байрона был Перси Биши Шелли (1792—1822), проис­ходивший также из аристократической семьи. Как и Байрон, Шелли покинул родину, провел много лет в Италии. С большим сочувст­вием относился к идеям Французской революции. Творческое наследие Шелли, несмотря на его короткую жизнь, было достаточно разнообразным. Его перу принадлежат стихотворения, поэмы, оды. Особую известность получила лирическая драма «Освобожденный Прометей». Шелли романтизировал и саму поэзию как вид творче­ства, считая, что она является не просто воображением, но и создает вечные образы. Поэты — это законодатели мира.

Будучи поэтом-романтиком, Шелли широко использовал биб­лейские и мифологические образы, символы и аллегории. Его яркий поэтический путь был прерван ранней смертью.

Обращаясь к истории, писатель стремился понять ее тенденции, позволяющие осмыслить современную действительность.

В центре произведений Шелли находится романтический герой, развертывается увлекательная любовная линия. Шелли верил в могущество поэзии. Его поэтическое творчество выделялось дейст­вительно необыкновенным разнообразием, тонкостью лирического переживания. «Перси Биши Шелли — сердце сердец» — это над­пись высечена на могиле поэта.

Шотландский писатель Вальтер Скотт (1771—1832) открыл но­вый жанр в литературе — исторический роман. На прошлое писа­тель смотрел глазами романтика, видя в нем ту яркость событий и переживаний, которой не доставало в обыденном течении жизни. Для своих романов В. Скотт выбирал исторически переломные моменты, когда решались судьбы целых народов. Самыми извест­ными его произведениями стали: «Пуритане», «Айвенго», «Квентин Дорвард». У Вальтера Скотта всегда вызывало живой интерес прошлое его семьи, его родины — Шотландии, причем его память не упускала мельчайших подробностей и деталей. Романтизм в творчестве В. Скотта сочетался с реалистическим началом. В его романах судьба отдельного человека зависит от хода исторического развития. Перу Скотта принадлежат 28 романов, в которых перед читателем разво­рачиваете» делый мир событий и чувств, панорама жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от XII до XIX в. В. Скотт считал, что для писателя точность должна стать необхо­димым условием создания исторического романа: он тщательно изучал обычаи, костюмы, документы. Источниками сведений для Скотта служили летописи, он строил повествование с опорой на исторические факты. Эпоха Средневековья увлекает писателя своей суровостью и благородством, не случайно романы В. Скотта помо­гают не только узнать, но и почувствовать историю.

Английский писатель Чарльз Диккенс (1812—1870) представляет реалистическое направление в литературе. В его романах показана жизнь Англии XIX в. с ее конфликтами и противоречиями. Осо­бенности творчества Диккенса во многом определялись чертами личной биографии писателя. Сын мелкого чиновника, попавшего в долговую тюрьму, он с детства познал нужду. Обстоятельства его детства нашли отражение в романе «Дэвид Копперфильд», повест­вующем о судьбе мальчика, который, пройдя через испытания, не разочаровывается в жизни, сохраняет доброту и отзывчивость.

Слава пришла писателю после публикации романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», в котором перед читателем предстает целая галерея смешных и гротесковых персонажей.

В творчество Диккенса входит социальная тема: в романах «Холодный дом», «Домби и сын», «Тяжелые времена» Диккенс критикует жестокость собственников, бюрократизм государства, алчность и двуличие людей. Диккенс был сторонником нравствен­ного перевоспитания членов общества. Он прославляет людей из народа, всегда добрых и великодушных, даже романтизирует их. В истории литературы остался термин «диккенсовская Англия», на­столько огромен и многолик мир его романов, населенный множе­ством персонажей, принадлежащих к разным социальным слоям.

Диккенс много путешествовал, был дружен со многими писате­лями и актерами. Современники отмечали и у самого писателя незаурядный актерский дар, так, например, Диккенс часто выступал с чтением своих произведений, и о нем писали как о величайшем чтеце века. День похорон писателя стал днем национального траура.

Еще один мастер реалистического романа Уильям Меикпис Теккерей (1811—1863). Самым значительным произведением писа­теля стал роман «Ярмарка тщеславия». В нем представлено англий­ское общество, которое писатель уподобляет ярмарке: все его персонажи одержимы лишь жаждой наживы, все продается и все покупается. В отличие от Диккенса, часто прибегавшего к идеали­зации, Теккерей язвителен и саркастичен.

В литературных произведениях Теккерея реалистическая основа сочетается с игровой, комической. Современные литературоведы отмечают, что в то время, когда у писателя доминировала позиция всезнающего автора, Теккерей, вовлекая читателя в своеобразную игру, предвосхищает литературу XX в., где распространение получит относительность и смена авторских позиций в тексте.

Рассказ об английской литературе был бы неполным без упо­минания имени Оскара Уайльда (1856—1900). С юных лет вбирая в себя атмосферу, царящую в доме (его мать была писательницей), Уайльд уверовал в то, что окружить себя красотой— это единствен­ное достойное человека занятие. Уайльд получил прекрасное обра­зование. В Оксфорде он слушал Джона Рескина, читавшего курс истории искусств. После смерти Рескина его сменил на кафедре Уолтер Пейтер, сделавший вывод о том, что искусство вдохновля­ется самим же искусством и существует само для себя.

Обратившись к жанру сказки, Уайльд опубликовал сборник «Счастливый принц». Затем появился второй сборник сказок «Гра­натовый домик». Эти произведения обращены не только к детям. Сказочный мир Уайльда был необыкновенно уточненным, замыс­ловато образным, многозначным.

В предисловии к своему известному роману «Портрет Дориана Грея» Уайльд писал: «Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Роман является одной из версий мифа о Фаусте: молодой Дориан Грей продает душу искусителю, чтобы сохранить свою молодость и красоту.

Уайльд был известен и как драматург. Его пьесы: «Идеальный муж», «Саломея» входят в мировой репертуар. Сам Уайльд в одном из писем назвал себя символическим выражением своего века.

Творчество Уайльда закономерно относят к символизму.

Цель искусства, по мнению Уайльда,— доставлять людям эсте­тическое наслаждение.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) — выдающийся дея-тель немецкой культуры эпохи романтизма. Дарование его было многосторонне: он был и композитором, и дирижером, и театраль­ным критиком, и декоратором, и писателем. Получив юридическое образование, он почти всю жизнь проработал в канцеляриях, но все свободное время посвящал искусству.

Как писатель Гофман прославился своими фантастическими новеллами — сказками, в которых пересекается мир реальности и фантастики. Персонажи его сказок делятся на романтиков — худож­ников, поэтов, музыкантов и прошлых обывателей.

Сатирическим пафосом проникнута сказка «Крошка Цахес», заглавному герою которой благодаря вмешательству феи окружаю­щие приписывали все лучшее, что совершалось в его присутствии. Именно сказка давала возможность для полета фантазии автора. В сказке «Крошка Цахес» Гофман показывает, какую опасность несет в себе неограниченная власть, вызывающая массовый психоз и паралич здравого смысла.

Творческое наследие Гофмана обширно и разнообразно — ро­маны, новеллЫ, либретто, эссе. Лучшими из них сам автор считал два произведения: сказку «Золотой горшок» и роман «Житейские воззрения кота Мурра». Почти во всех произведениях Гофмана присутствует герой — художник.

Многогранным было и творчество Генриха Гейне (1797—1856). Подобно Гофману он получил юридическое образование и рано увлекся искусством, начав публиковать стихи, а затем выпустив «Книгу песен». Поэзия Гейне стала высшим выражением немецкого романтизма. Он говорил о своих чувствах без патетики, просто и естественно, временами даже иронично. В поэтическом творчестве Гейне тесно сплетены литературное мастерство и задушевность, идущая от традиций народной немецкой поэзии. Стихотворения поэта становились даже народными песнями. Как и в немецкой песне, стихи Гейне представляют собой лирический монолог, в котором перекликаются чувства и явления природы.

В историю литературы Гейне вошел не только как поэт и прозаик, но и как публицист и сатирик. Он симпатизировал Фран­цузской революции 1830 года, долгие годы прожил во Франции, выступая в роли посредника между культурами двух стран.

Политическая направленность творчества Гейне проявилась в поэме «Германия. Зимняя сказка». Используя фантастические об­разы, сны и видения, Гейне однако обращается к реальным и злободневным проблемам. Поэма написана под впечатлением по­ездки на родину из новой Франции. Кроме образа родины в поэме предстает и образ поэта, глубоко эмоциональной и ранимой твор­ческой личности, каким и остался в истории литературы Гейне как представитель романтического направления.

Основоположником французской литературы романтизма счи­тается Франсуа де Шатобриан (1768—1848). Выходец из знатной семьи, он увлекался и религией, и политикой, жил в Америке и Англии, а в историю литературы вошел как создатель ярких образов романтических героев.

Главное произведение Шатобриана трактат «Гений христианст­ва», произведение, в котором автор рассматривает католицизм как самую поэтическую религию, раскрывшую новый мир человеческих чувств. В текст трактата включены две повести: «Атала» и «Рене», ставшие особенно знаменитыми и публиковавшиеся отдельно. Именно Рене стал первым в литературе героем, от которого берет начало череда романтических персонажей, страдающих «мировой скорбью». Шатобриан оказал решающее влияние на формирование французского романтизма.

Французского писателя Стендаля (настоящее имя Мари Анри Бейль) (1783—1842) нельзя отнести к какому-либо одному направ­лению, в его творчестве сплелись как романтические, так и реали­стические тенденции. Включившись в борьбу романтиков за новую литературу, он создал, однако, иную реалистическую эстетику. Стендаль был историком и исследователем нравов общества. Как художник-психолог Стендаль со всеми тончайшими оттенками анализирует мысли и чувства человека, его противоречивые порывы. Писатель стремился создать многогранный образ эпохи, а не только описать характеры. В романе «Красное и черное» Стендаль создал картину жизни современного общества, не случайно роман имеет подзаголовок — «Хроника XIX века».

В книге «Красное и черное» проступают черты романа воспи­тания: не знающий жизни юноша Жюльен Сорель постепенно набирается опыта, приходя к выводу, что честному и умному человеку нет места в обществе. Для героя характерно умение и стремление познавать себя и окружающий мир, соединение таланта с расчетом. Развитие психологии героя Стендаль связывает с воз­действием внешнего мира, и в его романе Сорель является тонким и внимательным наблюдателем жизни.

В романе «Люсьен Левен» автор рассказывает историю духовного развития молодого человека, при этом главным оказывается изо­бражение общества, увиденного глазами прозревающего, освобож­дающегося от иллюзий молодого человека.

Замысел романа «Пармская обитель» появился у Стендаля в Италии. В центре сюжета также судьба юноши Фабрицио даль Донго. В этом романе Стендаль выражает свою мысль о том, что человек не может быть счастлив в этом несчастном обществе религиозных догм и тирании власти.

Главой реалистической школы в первой половине XIX в. был Оноре де Бальзак, считающийся классиком социального романа. Бальзак создал большой цикл произведений, романов и повестей, который впоследствии объединил под общим названием «Челове­ческая комедия». Этот цикл включает более 90 романов.

Бальзак был поразительно работоспособен. Европейскую славу ему принесли романы «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», новелла «Гобсек». Стремление писателя дать широкую панораму жизни современной ему Франции не могло найти полного воплощения в одном романе и Бальзак приходит к идее целого цикла произведений, которые должны были стать энциклопедией общественной жизни. И действительно, без «Человеческой комедии» наше представление о XIX в. было бы неполным.

Если Вальтер Скотт раскрывал движение истории через судьбы простых людей, то Бальзак избрал историю нравов своего времени. Писатель рассматривает современное ему общество через изобра­жение личных отношений, семейных историй. Причем каждый из героев представляет отдельную социальную группу и выражает ее суждения. Ставший нарицательным именем Растиньяк представля­ет молодых честолюбцев, использующих полезные связи — типич­ный образ своего времени. Образ Растиньяка Бальзак показывает в развитии от наивного провинциала до утратившего все иллюзии, научившегося жить по правилам этого мира министра и миллионера.

Бальзак умело сочетал социально-типическое и индивидуаль­ное, он был мастером-психологом, использовал обширнейший ху­дожественный материал. Романы Бальзака стали образцом реализма первой половины XIX в.

Эмиль Золя (1840—1902) был главой натурализма. Как писатель Золя весьма осознанно подходил к избранному им методу, считая, что произведение искусства похоже на уголок природы, увиденный через темперамент художника. Мировую известность Золя принес цикл романов «Ругон-Маккары». Естественная и социальная исто­рия одной семьи в эпоху Второй империи», в котором он попытался на примере одной семьи изучить вопросы влияния на судьбы людей наследственности и среды. В романе «Западня» Золя обратился к теме социальных низов, расширяя сферу художественного в соот­ветствии с принципами эстетики натурализма. Золя выступил и как теоретик натурализма, выдвинув концепцию научного эксперимен­тального романа. Тщательное наблюдение и изучение натуры дол­жно быть, по его мнению, методом не только ученого, но и писателя.

К натурализму как литературному направлению можно отнести и творчество Ги де Мопассана (1850—1893). В историю литературы Мопассан вошел прежде всего как новеллист, но огромную извест­ность принесли ему и романы («Жизнь», «Монт-Ориоль», «Милый друг»). Важное место в новеллистике Мопассана занимала тема любви. Во многом это объясняется тем, что Мопассан, как и другие писатели-натуралисты, обратился к запретной прежде для литера­туры теме плотской любви. Многие произведения Мопассана по­священы раздумьям о существовании людей, заслуживающих лучшей доли, о неизбежной трагедии старости и смерти.

В конце XIX в. в искусстве сложилось новое направление — символизм. Наиболее крупными представителями французского символизма были Шарль Бодлер, поэты Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо.

Шарль Бодлер (1821—1867) рано начинает литературное твор­чество. Самым значительным его произведением стал стихотворный сборник «Цветы зла», представляющий собой исповедь поэта. От­кровенно изображает Бодлер самые темные стороны своей души. Предметом исследования он избирает зло, порок. Поэт становится чужаком, которого не принимает толпа, обвиняя в безнравственно­сти. Его любовь всегда трагична. В образах бодлеровской поэзии начинается стирание грани между воображаемым и реальным. Творчество Бодлера продолжало романтические традиции француз­ской поэзии, и вместе с тем он уже являлся предтечей символистов. В поэзии Бодлера передано мучительное раздвоение личности, ее колебание между добром и злом, для выражения которого автором был найден новый поэтический язык.

Поль Верлен (1844—1896) был завсегдатаем французских лите­ратурных салонов. Большое влияние на него оказало творчество Бодлера. Однако у Верлена сложился собственный стиль, которому свойственны музыкальность, способность к передаче самых тонких движений души и меланхолическая интонация. Полотнами Ватто и Фрагонара навеян сборник «Галантные празднества». Для Верлена характерна тенденция к субъективизации художественного мира:

даже зарисовки природы растворялись в глубоко личном восприя­тии поэта, складываясь в особый «пейзаж души». Лучшей книгой Верлена стал сборник «Романсы без слов», где сделан шаг к слиянию музыки и поэзии, к замене смысла звучанием. Верлен считал музыкальность важнейшим принципом новой поэзии. Задача поэ­зии, по мнению Верлена,— выражение невыразимого, а поэт — это медиум, движимый интуицией, а не логикой. Будучи мэтром сим­волизма, Верлен был связан с импрессионизмом, поскольку стре­мился скорее к передаче впечатлений, чем к созданию символов.

Главой символизма стал Стефан Малларме (1842—1898), от­крывший для себя поэзию Бодлера, которая была ему весьма созвучна по неприятию пошлой действительности. Среди друзей Малларме были импрессионисты, а К. Дебюсси создал оркестровую прелюдию к поэме «Полуденный отдых фавна». Малларме пытался «выразить невыразимое», передать тайну поэзии, зашифрованную в символах. Он стал и теоретиком символизма, провозгласившим задачей поэзии выражение «сверхчувственного».

Артюр Рембо (1854—1891) уже в юном возрасте обнаружил свое поэтическое дарование. Он болезненно пережил разгром Коммуны в 1871 году. Для Рембо характерен разрыв со всем, что сковывает свободу поэта, мешает проявиться стихийности его творчества. В одном из своих стихотворений поэт сравнивает себя с кораблем, потерявшим управление. Целью поэтического творчества для Вер­лена являлось ясновидение, способность раскрыть сверхчувствен­ную реальность — сны, пророчества, галлюцинации. Поэзия становится высшей реальностью, единственным способом саморе­ализации поэта.

Представление о символизме как направлении будет неполным без упоминания имени австрийского поэта Райнера Марии Рильке (1875—1926). В поэзии Рильке мир также делится на внешний и внутренний, на «видимое» и «невидимое» и поэт подобно Орфею становится проводником в этот иной мир. В конце XIX в. поэзия Рильке по своим основным характеристикам примыкала к позиции символизму.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!