Европейская литература в начале ХХ века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На рубеже XIX-XX веков в литературе сосущест­вуют разные течения. Сильны традиции реализма. Литература всегда обращалась к проблеме человека - главной своей теме. Не изменяет она себе и в условиях меняющихся представлений о мире и человеке. Но новая информация о человеке, новые выразительные возмож­ности, которые открываются в этот период, позволяют реалистиче­ской литературе расширить свой творческий диапазон, глубже понять и выразить сложный мир человека и человеческих отноше­ний.

Литература реализма проявляет себя в разных формах (крити­ческого, социалистического и других направлений). Появляется литература экзистенциализма, экспрессионизма и символизма. Осо­бое место занимает литература модерна. Каждое из этих направлений по-своему раскрывает человека. Разные подходы в литературе не исключают, а дополняют друг друга, создавая мир человека топографически объемным, многогранным и потому убедительным.

Принципы литературы критического реализма развивают Т. и Г. Манны в Германии, Дж. Голсуорси и Б. Шоу в Англии, Р. Роллан во Франции, Э. Хемингуэй в США. Они выражают критическое отношение к отжившим ценностям, передают интел­лектуальные и нравственные искания художественной интеллиген­ции своего времени. Немецкий писатель Томас Манн (1875-1955), лауреат Нобелевской премии 1929 года в романе «Будденброки» показывает распад буржуазных форм жизни, в философском романе «Волшебная гора» - кризис буржуазного сознания, в повести «Смерть в Венеции» кризисные явления в культуре. В 1933-1943 годах выходит его замечательный роман «Иосиф и его братья», где художник обращается к библейскому сюжету об Иосифе Прекрас­ном. Обращение к нему не случайно. Писатель настаивает, что формула счастливой жизни скрыта в далеких временах; каждый человек должен найти свой миф - основу и усовершенствовать ее в соответствии с требованиями времени. Иосиф - главный герой романа - образ интеллигента с душевным благородством, тонкой душой, чувствующий ответственность за дела в мире, но он отли­чается от своего племени пастухов. В нем пробуждается самосозна­ние, пастухи же живут в единстве с природой, почти не осознавая своего «я». В их жизни заложены первоосновы, матрицы человече­ских характеров и ситуаций, которые остаются неизменными на протяжении всей истории человечества. В своем романе об Иосифе писатель хочет сказать, что нельзя изменять своей первооснове, «должному» в себе.

В 20-е годы XX века актуальна тема «потерянного поколения». Она звучит в произведениях Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона, Дж. Пас-соса, У. Фолкнера, Э.М. Ремарка. Выражение «потерянное поколе­ние» было использовано лауреатом Нобелевской премии 1953 года Э. Хемингуэем (1899-1961) в эпиграфе к роману «И восходит солнце» (1926). В романе «Прощай, оружие» он повествует о моло­дых людях, которые прошли мировую бойню, и хотя после войны минуло уже десять лет, они все еще потеряны, не позволяют себе иметь идеалы, надежда им ненавистна. Основания для этических норм у них задушила война. В предисловии автор пишет, что не может оставаться равнодушным к наглому, грязному преступлению, которое представляет собой война, потому что она калечит замеча­тельных людей.

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк (1898-1970) так же, как и Хемингуэй, обращается к теме «потерянного поколения». В романе «На западном фронте без перемен» автор рисует картины Первой мировой войны. К книге предпослан эпиграф, где автор поясняет: «Эта книга не является ни исповедью, ни обвинением». Автор действительно никого не осуждает, ничего не пропагандирует, он бесстрастно «протоколирует» жизнь четырех юношей, которые в хаосе и безнадежности жизни ищут какую-то основу, опору. Главный герой находит этот стержень в дружбе, любви, фронтовом товариществе. Картина, изображенная писателем, настолько рель-ефна, емка и жива, что вызывает горячий отклик у читателей. Не случайно Ремарк был одним из любимых писателей молодежи.

Американский писатель Уильям Фолкнер (1897-1962), лауреат Нобелевской премии 1949 года в романах «Сарторис», «Шум и ярость», «Свет в автобусе» также «протокольно» показывает мир - хаос, в котором неуютно живется человеку, поэтому его поступки бывают не мотивированы, его мучают душевные терзания, но он стоически сопротивляется обстоятельствам. Чтобы точнее передать настроения и переживания своих героев, писатель использует те новые приемы, которые открывает литература XX века - прерыви­стость сюжета, поток сознания, глубинный психологизм, язык, символов.

Громко звучит экспрессионистическая нота в творчестве немец­ких писателей Г. Кайзера и Б. Келлермана. В романах Б. Келлермана (1879-1951) «Туннель», «9 ноября» со всей остротой выражена социальная критика хаоса жизни, ее запутанности и неустроенно­сти. В этих условиях лишь искусство, убеждает писатель, способно создать элемент «должной» жизни. Цель искусства - извлечение человека из хаоса бытия. Писатель не изображает, а скорее выражает эту действительность и ему помогает в этом миф. Художник дефор­мирует явления, чтобы извлечь из них первооснову, матрицу по­длинного бытия.

Литературу социалистического реализма, оптимистического и жизнеутверждающего пафоса представляют М. Горький, А.Н. Тол­стой, В. Маяковский в Советской России, Луи Арагон во Франции, Дж. Олдридж в Англии, Ал. Мальц в США, И. Бехер, А. Зегерс, Б. Брехт в Германии. Писатели этого направления, критикуя суще­ствующее положение в мире, беспокоясь о судьбах людей, считают, что есть все основания для оптимистических прогнозов и предла­гают свои варианты для решения злободневных проблем.

Реалистическая литература представлена в творчестве А. Франса, Р. Мартена дю Гара во Франции и отчасти в произведениях М. Пруста. В Германии эту традицию представляли Э.М. Ремарк, Г. Фаллада, Г. Белль, В. Кеппен, в Англии - Т. Гарди, Г. Уэллс, Г. Грин, в США - М. Твен, Дж. Лондон, Т. Драйзер, Дж. Стейнбек, У. Фолкнер, в Норвегии - Г. Ибсен.

Для этой литературы характерна позиция «над схваткой». Ху­дожник как бы выходит за пределы личных пристрастий, симпатий и антипатий, он как пушкинский летописец: «спокойно зрит на правых и виновных, добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева». Такая авторская позиция помогает писателям всесторонне и полно передать всю сложность жизни во всех ее проявлениях, предоставляя право на существование всем истинам.

Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924), лауреат Нобелевской премии 1921 года в своих романах бесстрастно опи­сывает современную ему действительность («Преступление Силь­вестра Боннара», «Суждения господина Жерома Куаньяра» и других). В романе «Таис» действие происходит в период раннего христианства в Александрии. Таис - актриса, которая выступает в театре. Она язычница, хотя христианство уже принято. Панфуций, полюбивший Таис и уже принявший христианство, во имя любви готов отречься от своей новой религии. А Таис увлекается христи­анством и оно оказывается настолько созвучным ее духовному миру, что она уходит в монастырь. Автор незаметно подводит к мысли о том, что никакие ценности и идеалы не выдерживают испытания жизнью, если они не выражают сути личности, человек легко отказывается от них, меняет веру. Настоящие же ценности человека не в манере мышления, которую легко изменить, а в этическом настрое личности, убеждает писатель.

Французский писатель Марсель Пруст (1871-1922) создает цикл романов «В поисках утраченного времени», где внутренняя жизнь человека представляется через «поток сознания», как субъективное восприятие мира. В европейской литературе это было нечто новое, так как классика, как правило, почти не показывала сумбурную, хаотичную, сложную картину внутреннего мира своих героев. Мы знакомились уже с ясными мыслями, оценками, позициями. Только в произведениях Л. Толстого появляются неупорядоченные, сбив­чивые мысли и чувства героев. Этот опыт продолжает М.П. Пруст.

Особое место в литературе занимает модерн. Творчество авст­рийского писателя Ф. Кафки (1888-1924) в романах «Америка», «Процесс», «Замок» обращается к самым мрачным и безысходным ситуациям современной жизни. Писатель показывает трагическое бессилие человека перед абсурдностью бытия. В мире есть лишь одно человеческое начало, утверждает писатель,- страдание.

В этот сложный период обновления фундаментальных ценно­стей по-особому звучит поэзия. Авангардистски выражают мир символисты П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме. У них возникает необходимость «изобретения» нового размера - велибра. Это сво­бодный стих, нечто среднее между прозой и поэзией. Велибр становится «лицом» символической поэзии. Э. Верхарн и А. де Ренье нередко пишут в форме смешанного стиха, но всех их роднит необыкновенная музыкальность. Недаром Малларме говорит, что музыка встречается со стихом, чтобы стать поэзией, а у Верлена мы читаем:

О, музыка, всегда и снова! Стихи крылатые твои Пусть ищут, за чертой земного, Иных небес, иной любви.

Яркие имена, интересные открытия и проникновенные образы возникают в творчестве русских поэтов: А. Блока, В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, С. Есенина.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!