Европейская архитектура и скульптура XIX века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Первая половина XIX в. проходит как период позднего расцвета неоклассицизма. В середине XIX века архитек­торы находятся в поисках стиля, в связи с чем пытаются возродить в обновленном виде различные стили прошлого: необарокко, неоре­нессанс, неоготика.

Именно в первой половине XIX в. европейские столицы обрели свой архитектурный облик.

Начало революции во Франции было ознаменовано не построй­кой (строили мало и здания были временными), а разрушением здания Бастилии, королевской тюрьмы, олицетворявшей ненавист­ный «старый порядок». Площадь Людовика XV была переименована в Площадь революции и именно здесь были казнены на гильотине сначала Людовик XVI и Мария Антуанетта, а затем Дантон и Робеспьер. В годы революции Париж украшался новыми монумен­тами и скульптурными памятниками, парижские улицы и площади оформлялись для массовых праздников. В 1791 г. церковь Святой Женевьевы была переименована в Пантеон национальных героев Франции, сюда поместили останки Руссо и Вольтера.

Революционная эпоха выбрала неоклассицизм своим официаль­ным стилем (решение было принято Конвентом как высшим зако­нодательным и исполнительным органом Французской респуб­лики). Была образована Комиссия художников, планировавшая изменения в облике города. Неоклассицизм сохранился и в напо­леоновскую эпоху и получил название ампир (от франц. «империя»). Этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном.

Предпринимается реконструкция Парижа и обновление плани­ровки столицы. Проектировщики вдохновлялись древнеримскими памятниками, прославляя военные победы Бонапарта. Так поступил Жан Франсуа Шангрен, сооружая Триумфальную арку на площади Звезды (1806—1807 гг.). Арка стала памятником воинской доблести, не случайно и сама площадь была переименована в 1970 г. в площадь генерала де Голля, политического деятеля, возглавившего в годы Второй мировой войны французское Сопротивление, а затем став­шего президентом Французской республики.

Если Франция избрала неоклассицизм, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика. Ее приме­ром является здание парламента в Лондоне. Архитектором был Сэр Чарлз Бэрри (1795—1860). Здание напоминает памятники английской готики XVI века, оно отличается четкостью планировки и особой роскошью.

В Германии архитектурным центром была столица — Берлин.

Берлинские постройки чаще всего были вариациями на тему различных исторических стилей (преимущественно древнегреческо­го зодчества или эпохи Возрождения). Примером может служит Старый музей в Берлине (архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781-1841).

В скульптуре господствующим стилем также оставался неоклас­сицизм, поддерживавшийся живейшим интересом к античным ше­деврам. Романтизм способствовал проявлению интереса к личности, что отразилось в появлении многочисленных памятников великим людям прошлого. Среди самых значительных имен скульпторов XIX в. следует назвать итальянца Антонио Канова (1757—1822) («Эрот, слетающий к Психее», «Геракл и Лихас», «Паолина Борге-зе-Бонапарт»). Скульптор работал в Италии и во Франции, где создал изображение императора и его близких.

Бертель Торвальдсен (1770—1844), датский скульптор, работав­ший в основном в Италии, затем и по всей Европе. Он создал скульптурные образы Коперника, Гуттенберга, Байрона. В конце жизни он вернулся в Копенгаген и возглавил там Академию худо­жеств.

В середине века облик многих европейских столиц изменился, города росли и перестраивались: шли процессы индустриализации и урбанизации. Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала — металла. Однако оригинальное художественное решение было признано далеко не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной. Время расставило все по местам. Теперь башня — это символ Парижа.

В европейской архитектуре появляется эклектизм (от греч. эклектиос — выбирающий). Эклектизм соединяет элементы различ­ных стилей как в одной постройке, так и в ансамблях. Примером эклектичного архитектурного ансамбля стал венский Ринг, приме­ром отдельного здания — театр «Гранд-Опера» Шарля Гарнье (1825—1898), церковь Сакре-Кер в Париже, построенная Полем Абади.

Завешает вереницу архитектурных стилей XIX в. стиль модерн, своеобразие которого проявилось в освобождении от влияния ан­тичного ордера и в удивительном разнообразии декоративного оформления зданий. Модерн развивался в разных вариантах, по­скольку главным для архитекторов стал принцип импровизации. Если в Америке модерн связан с сооружением первых небоскребов (высотных деловых зданий), то в Европе это были абсолютно непривычные здания, архитекторы которых работали в несхожих манерах.

Модерн завершил поиски XIX в. и стал основанием для развития архитектуры в XX в.

Среди архитекторов модерна можно назвать имя Антонио Гауди (1852—1926). Его здания поражают богатством конструктивных решений и разнообразием в украшении интерьеров. Среди них жилые и доходные дома (Дом Висенса и дворец Гуэль в Барселоне). Там же был построен по его проекту уникальный храм, похожий на готический собор: церковь Саграда Фамилия («Святое семейство»).

Бельгийский скульптор Виктор Орта (1861—1947) подобно гра­фикам и живописцам стремился освободиться от стилевых ограни­чений. Для его творений характерна любовь к орнаментам и комфортабельности жилища, что делает интерьеры модерна немно­го похожими на интерьеры рококо. В Брюсселе им были построены особняки: Отель ван Этевельде, Дом Тасселя, дом Сольве.

В оформлении интерьеров в стиле модерн художники проявляли бесконечную фантазию, могли причудливо сочетать различные исторические стили и эпохи. Появились импульсивные нервные линии, орнамент, изогнутые лестницы, колонны уподобляются деревьям. Орнаменты вызывают в памяти то растения, то морские волны. Окна принимают самую необычную форму. В элементах интерьера и декоративного убранства часто угадываются фантасти­ческие существа. Использовались витражи и мозаика, линии леп­нины могли напоминать улиток и морские звезды.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!