Европа в Новое время 3

11 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План:

1. Капитализм и модернизация в XVII – XIX  веках.
2. Теории экономического либерализма.
Литература.

1. Капитализм и модернизация в XVII – XIX  веках.

Новая история открывается в XVI веке расширением европейской торговли: смелые предприятия народов западной окраины материка пролагают пути к Дальнему Востоку, Индии, Китаю, Японии, а также начинают завоевание громадного материка Америки. Одновременно происходит Реформация, т.е. разрушение большой папской державы. В духовном смысле Реформация означает начало высвобождения умов от авторитета церкви.
Несмотря на перемены, внесенные Реформацией, строй общества и приемы управления остались при "старом", или "феодальном" порядке, выработавшемся еще в Средние века. В XVII и XVIII вв. положение крестьян даже ухудшилось, особенно в Средней и Восточной Европе, где установилось тяжелое крепостное право; в европейских колониях Америки возникло в эту пору рабовладение. Между тем, просвещение сделало большие шаги; в XVIII в. в образованных кругах резко сознавался устарелый характер абсолютной монархии и сословного строя. Среди американских новопоселенцев впервые стали слагаться демократические и автономные порядки, послужившие примером для Европы.
С конца XVIII в. промышленная энергия, опираясь на успехи науки и техники, начинает разбивать старый общественный уклад. Происходит индустриальный переворот и политическая революция. Производство товаров расширяется в неслыханных  до того времени размерах, а вместе с тем развиваются пути и средства ускоренного сообщения. Направляемые капиталом заводы и фабрики разрушают ремесло и мелкую торговлю, увлекают из деревень и сгоняют с земли массы крестьян. Образуется новый класс безземельных подвижных рабочих. Старые правительственные силы, монархия и церковь, должны уступить напору промышленного общества: все владения втягиваются в оборот, превращаются в национальный капитал, происходит освобождение крестьян, устанавливается равенство прав и политическая свобода.
В начале промышленного переворота каждая нация стремилась составить особое капиталистическое общество. В странах раздробленных, таких как Германия и Италия, промышленники набились политического объединения для того, чтобы открыть простор приложению капитала. Перестроенные вновь государства на вступили между собой в соперничества, более жестокие, чем были прежние торговые войны XVI—XVIII вв. Всюду вводится всеобщая воинская повинность, а во второй половине XIX в. все  европейские государства начинают непрерывно и усиленно вооружаться. Так как, однако, на европейском материке ввиду тесноты населения трудно добиться значительных изменений, промышленные государства устремились на приобретение колоний в разных частях света: для выселения избыточного народа, для продажи европейских изделий, для получения дешевого сырья. Таким образом, от националистической политики крупные европейские государства стали переходить к империалистической.
Конечно, сдвиг от феодализма к капитализму проложил достаточно четкую границу между новым временем и ранним новым временем, когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов. Но одновременно с этим происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом.
В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации. В этом смысле XVII и XVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру.
Модернизация — это сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:
урбанизацию — небывалый рост городов; город впервые в истории получает экономическое преобладание, оттесняя на второй план деревню;
индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во второй половине XVIII века.;
демократизацию политических структур, закладывающую предпосылки для становления гражданского общества и правового государства;
секуляризацию — обмирщение сознания и развитие атеизма;
невероятно быстрый по сравнению с прошлыми эпохами рост знаний о природе и обществе.
Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей и прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружавшей его природы и общества, в котором он жил. И то, и другое воспринималось как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Современный человек смотрит на общество и природу иначе, считая, что их возможно и даже желательно контролировать и видоизменять.
Принципиально другим становится отношение к государственной власти: она лишается в глазах людей божественной санкции, ее воспринимают рационально, о ней судят по результатам более или менее удачных действий тех, кому общество вручило бразды правления. Не случайно эпоха модернизации - это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем переустроить мир.
Модернизированный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей жизни. В отличие от человека средневекового он не ограничен социальными рамками своего сословия, корпорации или географическими рамками своего города, родной деревни. Поэтому современный человек ощущает себя частью более крупной общности - класса или нации;
Иным становится и массовое сознание. Благодаря распространению грамотности и появлению средств массовой информации пропасть, отделявшая его в средние века от сознания интеллектуальной элиты, сужается.
Конечно, не все процессы, связанные с модернизацией, проявили себя сразу и в полном объеме. В XVII и особенно в XVIII веке росли города, но сельское хозяйство не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большая часть населения. В аграрном секторе долго сохранялась техническая отсталость и мелкое производство.
Во второй половине XVIII в. начали использоваться первые машины, но экономика в целом не была индустриализована. Увеличивалась роль изобретений, но установка на постоянное усовершенствование производства еще не превратилась в ведущий принцип.
И все-таки происходившие в эту эпоху изменения подрывали основы традиционализма, а в XIX в. его крушение в передовых странах Западной Европы стало совершенно очевидным.
Каким же образом утверждение капитализма соотносится с модернизацией? История до сих пор подтверждала, что оба эти процесса неразрывно связаны, как бы подпитывают друг друга. Капитализм еще ни разу не был построен в традиционном обществе. Ни одна страна не смогла стать в истинном смысле модернизированной, минуя капитализм. И это естественно: капитализм ориентирован на постоянные новации, на свободную конкуренцию, которая стимулирует частную инициативу. И в этом смысле он противоречит самому духу традиционализма.
XIX век стал для Запада эпохой торжества индустриальной революции, которая одерживала одну победу за другой в большинстве стран Европы, в США и в России. В конце века индустриализация проникла и на Восток, охватив Японию.
В XIX веке начинается особый этап в развитии цивилизационного процесса, который историки называют индустриальным, или машинным. Это название указывает не только на то, что машины все более широко внедряются в производство и вытесняют ручной труд. Машины превращаются в некую самоценность, так как без постоянного изобретения и усовершенствования машин невозможно существование такой цивилизации. Машинная индустрия занимает едва ли не главное место в жизни общества, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус.
Еще в конце 18 века была изобретена паровая машина, что привело к развитию фабричного производства. Это изобретение устранило зависимость промышленных предприятий от  энергии рек, для работы паровой машины требовался уголь; благодаря этому стала усиленно развиваться угольная промышленность. Потребность в металле стимулировала новые способы выплавки железа и привела к усовершенствованию металлургии, которая тоже стала работать на угле, а не на древесине.
В аграрных доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, а орудия труда не менялись столетиями. Машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технологического обновления. Динамика, технический прогресс являются основой жизни цивилизации нового типа. Такая скорость технического прогресса возможна только благодаря тесному союзу между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели. Заложенный в Англии во второй половине XVIII в., в XIX в. он оформился окончательно, создав огромные возможности для наращивания производства и для удовлетворения материальных нужд в масштабах, каких человечество еще не знало.
Машинная цивилизация, как представлялось тем, кто стоял у ее истоков, должна была освободить людей, преодолеть зависимость человека от сил природы, устранить вечную угрозу неурожаев и голода, смертоносных эпидемий, стихийных бедствий.
На самом деле зависимость от природы не исчезла, она просто стала иной. Одним из первых новые проблемы, грозящие человечеству бедами, осознал известный английский экономист Т. Мальтус (1766— 1834). Его книга «Опыт о принципе народонаселения», написанная в 1798 году, приобрела огромную популярность в следующем столетии. У теории Мальтуса было много поклонников и не меньшее число противников.
По прогнозам Мальтуса, человечество, жизнь которого определяется двумя важнейшими «интересами» — влечением полов и добыванием пищи, ждет мрачное будущее. Улучшение уровня жизни большой массы людей приведет к снижению смертности и повышению рождаемости. Но со временем экономический рост не будет поспевать за ростом населения. А это обрекает человечество на голод и вымирание от перенаселения. Вывод экономиста получился весьма суровым: необходимо ограничить рост рождаемости, прежде всего — у низших классов.
Важным препятствием на пути развития цивилизации была ограниченность источников энергии, без которой невозможно использование машин. Главным же источником тепловой энергии являлся уголь, запасы которого отнюдь не бесконечны.
Однако человечество нашло выход, предсказать который заранее было невозможно. Были найдены новые источники энергии и новые, более экономичные способы ее использования. Во второй половине XIX в. резко возросло значение нефтяной промышленности. В 1870 г. во всем мире было добыто только 0,8 млн. тонн этого ценного топлива, а в 1900 г. — уже около 200 млн. тонн.
Важнейшее значение имело изобретение паровых турбин англичанином Ч. Парсоном в 1884-1885 годах и шведским инженером К.Г, Лавалем в 1889 году. В начале 1990-х годов российским инженером П.Д. Кузьминским и немцем Гольвартом были созданы газовые турбины.
Последняя треть XIX в. стала эпохой освоения электричества, которое дало производству новую энергетическую базу. Источником электроэнергии стал турбогенератор; позже был изобретен двигатель внутреннего сгорания, которому предстояло совершить настоящий переворот в сельском хозяйстве, транспорте и военной технике – Двигатели внутреннего сгорания с али использоваться в появляющихся автомобилях и самолетах.
Наиболее экономичная модель, работающая на жидком топливе, была предложена в самом конце века немецким инженером Р. Дизелем и быстро получила распространение во всех областях производства и на транспорте. В 1870— 1880 гг. французский ученый М. Депре и русские — Д. Лагинов и М. Доливо-Добровольский — проводили опыты, пробуя передавать электричество на расстояние. 1891 год, когда Доливо-Добровольскому у далось передать переменный ток на большое расстояние — 175 км, стал переломным в развитии электротехники. Возникли новые отрасли промышленности — электрохимия и электрометаллургия, стали использоваться электросварка, изменился городской транспорт: на улицах появились первые трамваи.
Был получен новый материал, имеющий огромное производственное значение - сталь. Она открывала большие возможности для увеличения скорости, прочности и мощности машин, а потому стремительно вытесняла железо и дерево. Уже в 1870-х гг. выплавка стали являлась важнейшим показателем промышленного потенциала страны.
Успехи в области химии сделали возможным быстрое развитие химической промышленности, которая производила красители, искусственные удобрения, резко повышавшие урожайность, синтетические (каучук, искусственное волокно, этилен, пластмассы и др.) и взрывчатые вещества.
Уже в конце XIX в. появилась очень важная тенденция, которая в XX столетии будет определять практически всю индустрию: от использования органических веществ перешли к минералам, которые стали основной базой для промышленного производства.
Научные открытия, большая часть которых приходилась на последнюю треть XIX и начало XX века, изменили облик цивилизации: электрическое освещение, радио, телефон, телеграф, воздухоплавание, кинематограф, автомобиль — это еще далеко не полный перечень всех изобретений, которыми была так богата эпоха.
«Железный», машинный век преобразил облик городов, быт человека и его труд, изменил представления людей о расстояниях благодаря транспорту и системам связи, расширил поток информации.
Человечество, обладающее важнейшей способностью — изобретать, успешно справилось с очередным вызовом природы. Но все-таки это не означает, что проблемы, которые английские экономисты поставили почти два столетия назад, ушли в прошлое. Пусть их выводы спорны, но они уловили основную особенность индустриальной цивилизации - ее зависимость от энергетической базы, которая нуждается в постоянном обновлении.
В XIX в. появилась еще одна проблема, которая и в наши дни не потеряла своей остроты. Машины изменили характер труда, роль человека в производстве и отношение людей к своей деятельности. Безвозвратно миновало время средневековых мастеров, любовно и неторопливо создававших вещи, на которых лежала печать индивидуальности. Новое производство, с одной стороны, требовало изобретений, мобилизации всех творческих возможностей человека, его освобождения от цеховых и корпоративных связей. С другой стороны, поточное, массовое производство превращало работника в придаток машины. Это стало очевидным в самом начале промышленного переворота, а особенно ярко проявилось в начале XX в., когда Г. Форд ввел конвейер на своих автомобильных заводах в США (1912—1913). Уровень производительности труда резко вырос, но труд был до предела механизирован, обезличен.
Большие изменения происходили и в организации производства. Сама природа производительных сил в ту эпоху требовала большой концентрации производства и капиталов. В последней четверти XIX века мелкие и средние предприятия стали поглощаться крупными компаниями. Зарождался монополистический капитализм. Формы слияния были различны: возникали картели, которые определяли цены и делили рынки сбыта; синдикаты - объединения, созданные для совместной продажи товаров; тресты, в которых происходило полное объединение собственности для совместного производства и сбыта; концерны - объединения трестов или предприятий на основе финансовой зависимости от какой-либо монополистической группы.
Результаты этого процесса были очень неоднозначны. Монополии давали возможность осуществить централизованное управление множеством компаний и предприятий, усовершенствовать техническую базу, снизить затраты по производству и обуздать стихию рыночной конкуренции. Вместе с тем в образовании монополий таились и свои угрозы, в том числе политического характера. В руках небольшой кучки людей, владельцев гигантских промышленных империй, концентрировалась финансовая власть, которой могли бы позавидовать короли. Монополистическая олигархия могла влиять на внешнюю и внутреннюю политику страны. И не случайно уже в 1870— 1880-е года в США, где процесс монополизации шел очень быстро, в этом увидели угрозу демократии.
Итак, уже в XIX в. достаточно резко обозначилась грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества - доиндустриальным и индустриальным. Вслед за изобретением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Эти изменения принесли и положительные, и отрицательные результаты, но главное - поставили перед человечеством новые проблемы, неизвестные прошлым поколениям.

2.Теории экономического либерализма.

Наиболее крупными представителями либеральной теории в экономике следует считать Франсуа Кенэ, Давида Юма, Давида Рикардо.
В трудах Рикардо нашла своё наиболее полное выражение система классической буржуазной политэкономии. Все свои исследования Рикардо строил на основе трудовой теории стоимости. Рикардо пытается установить законы распределения, исходя из условий и интересов производства. Одним из блестящих научных достижений Рикардо был анализ природы и величины дифференциальной земельной ренты.
Давид Рикардо развивал в основном взгляды Адама Смита на заработную плату, прибыль и ренту как на первичные доходы трёх главных классов общества. Трудовая теория стоимости дала Рикардо твёрдое основание для его теории распределения. Рикардо правильно исходит из того, что единым источником стоимости общественного продукта  является наёмный труд рабочих. С позиции трудовой теории стоимости Д. Рикардо опровергает теорию «производительности капитала» и концепцию о земле как источнике ренты. Трудовая теория стоимости позволяет Д. Рикардо подойти к научному анализу законов, регулирующих доходы основных классов буржуазного общества. Научная заслуга Рикардо состоит в попытке дать объяснение процесса распределения, исходя из единой основы - трудовой теории стоимости.
Именно  в установлении законов распределения «продукта земли» (то есть национального дохода и национального богатства) между тремя главными классами общества Рикардо видел основную задачу политэкономии.
Рикардо нигде не рассматривает прибавочную стоимость обособленно от её конкретных форм - прибыли, ссудного процента и ренты, хотя и подходит к такому пониманию, трактуя процент и ренту как вычет из прибыли, которые промышленный капиталист вынужден делать в пользу собственника ссудного капитала и землевладельца. В сущности, тот факт, что рабочий создаёт своим трудом большую стоимость, чем получает в виде заработной платы, представляется Рикардо очевидным и не нуждается, по его мнению, в каком-то особом анализе. Его интересует лишь количественное соотношение, распадение на зарплату и прибыль. Маркс отмечал, что этот взгляд Рикардо вытекал из представления о капитализме как о «естественной форме» всякого общественного производства.
Рассматривая структуру стоимости и цены товара, Рикардо обычно игнорировал ту её часть, которая отражала перенесенную конкретным трудом стоимость постоянного капитала, т.е. следовал «догме Смита». Поскольку стоимость товара распадается на зарплату и прибыль, последняя находится в обратном отношении к первой и зависит от неё. Прибыль всегда выступает у него как остаток после вычета из стоимости товара затрат на зарплату. Понимаемая таким образом прибыль представляет собой, по сути, прибавочную стоимость. Но далее Рикардо переходит к рассмотрению прибыли в том виде, как она выступает на поверхности явлений, т.е. прибыли после уплаты земельной ренты. Кроме того, он считает прибыль пропорциональной величине авансированного капитала. Главная проблема, которая занимала его при трактовке прибыли, заключалась в тенденции к понижению её нормы. Эту тенденцию он объяснил не специфическими особенностями капиталистического производства, а действием природных факторов, а именно так: Рикардо принимал теорию народонаселения Мальтуса и считал, что для прокормления неудержимо растущего населения неизбежно приходится переходить к обработке всех худших земель, дающих пониженную отдачу. Это вызовет рост цен сельхозпродукции и земельной ренты. Денежная зарплата наёмных рабочих соответственно должна повысится (т.к. у Рикардо она определяется физическим минимумом средств существования). а так как промышленные капиталисты не могут в условиях свободной конкуренции повышать цены своих товаров по мере роста зарплаты, то их прибыли оказываются зажатыми между растущей номинально и реально рентой и растущей только номинально зарплатой. Поэтому норма прибыли снижается.
Рикардо опасался, что понижение нормы прибыли в конечном счёте приведёт к уменьшению накопления капитала. Капиталом он считал средства производства, а также затраты капиталистов на зарплату. Для Рикардо характерно натуралистическое и внеисторическое понимание капитала. В его представлении капиталом обладал уже первобытный охотник или рыболов.
Рикардо был сторонником так называемого «железного закона заработной платы», т.е. сводил зарплату к физическому минимуму; объяснил, что факт существования зарплаты не противоречит закону стоимости. Он пришёл к выводу о противоположности интересов капиталистов и наёмных рабочих, о том, что единственным источником стоимости является труд. Распределение национального дохода в обществе представлялось Рикардо как делёж пирога, более чем скромную долю из него получают рабочие. Всё остальное достаётся капиталистам, которые вынуждены делиться с землевладельцами.
Франсуа Кенэ (1694 — 1774). Доктор медицины, врач при дворе Людовика XV. Проблемами экономики занялся только в 60 лет. Он считал общество организмом и различал в нем здоровье (норму) и болезнь (патологию). Здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо не деньги копить, а развивать сельское хозяйство, поскольку только земля обладает уникальной способностью увеличивать реальное богатство.
Главным его достижением служит создание «экономической таблицы», при построении которой он исходил из следующих предпосылок:
1) цены неизменны в течение года;
2) все доходы расходуются на потребление;
3) покупки и продажи внутри каждого класса не принимаются во внимание;
4) внешняя торговля игнорируется;
5) вся земля обрабатывается фермерами-крестьянами, арендующими ее у землевладельцев;
6) промышленные товары производятся ремесленниками.
В своей таблице, которая стала первой моделью процесса общественного воспроизводства (кругооборота ежегодно создаваемых продуктов и доходов), Кенэ показал, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, циркулирует между тремя классами: производительным (крестьяне), земельными собственниками и ремесленниками (бесплодным классом). Последние производят столько, сколько потребляют, то есть в промышленности доход равен издержкам. Обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных средств в сельском хозяйстве и в промышленности, а также реализует экономические связи между всеми тремя классами.
По оценкам Кенэ, валовой продукт сельского хозяйства во Франции равен 5 млрд. ливров (4 млрд. продовольствие и 1 млрд. сырье). Помимо этого продукта, крестьяне имеют 2 млрд. ливров за реализацию прошлогоднего урожая, которые будут выплачены собственникам в качестве арендной платы за землю. Ремесленники выпускают продукцию на 2 млрд. ливров. Следовательно, совокупный доход страны равен 7 млрд. ливров.
Кругооборот всей хозяйственной жизни начинается с того, что крестьяне уплачивают землевладельцам 2 млрд. ливров аренды или ренты. На эти деньги землевладельцы закупают у крестьян зерна на 1 млрд. ливров и у ремесленников других потребительских товаров на 1 млрд. ливров. На этом их участие в обороте завершается.
Ремесленники весь полученный доход в 2 млн. ливров тратят на покупку у крестьян зерна (1 млн.) и сырья (также 1 млн.).
Крестьяне получают валовой дохода 5 млн. ливров, из них они расходуют 2 млн. ливров на пищу и посевы и 1 млн. ливров на закупку товаров у ремесленников. Остается еще 2 млн. ливров чистого продукта, созданного землей, который уйдет на арендную плату землевладельцам в следующем году, и весь процесс повторится снова.
Вся экономика, следовательно, может быть представлена в виде направленного графа с тремя узлами (классами общества), в каждый из которых входит товаров на такую же сумму, на какую из него выходит товаров. В результате экономика находится в устойчивом равновесии, реализующем себя в виде постоянно возобновляющегося ежегодного кругооборота дохода.
По мнению Кенэ, крестьяне и ремесленники должны освобождаться от налога — это будет способствовать росту чистого продукта. Налоги должны платить лишь земельные собственники, которые безвозмездно получают свою долю (иначе производство не будет равновесным). Величина налога должна равняться 1/3 чистого продукта.
Поскольку законы экономики естественны, то государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Оно должно только охранять порядок, заботиться о просвещении и о дорогах. В остальном каждый имеет право действовать, как ему угодно. При хорошем урожае, однако, надо способствовать вывозу зерна, чтобы сохранить хорошую цену на хлеб, а при плохом урожае следует разрешить ввоз зерна, чтобы избегнуть чрезмерной дороговизны.
А. Р. Жак Тюрго (1727 - 1781), автор работы «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.). Как и всякий либеральный экономист считал, что чистый продукт дает только земля. Однако это не мешает ему детально анализировать поведение «бесплодного класса», в котором он выделяет владельцев капитала и наемных рабочих. Капитал приносит доход, который распадается на часть, возмещающую издержки создания продуктов (сюда входит и оплата труда рабочих), и другую часть, составляющую прибыль на капитал и состоящую из заработной платы владельца капитала, предпринимательского дохода и земельной ренты. Такое понимание капитала оказало огромное влияние на последующее развитие экономической мысли.
В центре внимания Тюрго, как и многих других экономистов XVIII века, находится обмен товаров. В основе обмена лежит обоюдная потребность товаровладельцев в товарах друг друга. Поэтому обмен взаимовыгоден и приводит к уравниванию ценностей обмениваемых благ.
Перечислим основные положения физиократов, сыгравших роль в дальнейшем развитии экономической мысли.
1. Поведение экономики естественной закономерно. Поэтому функции государства должны быть ограничены, а личности должна быть предоставлена экономическая свобода.
2. Воспроизводство можно представить как статическое равновесие.
3. Необходима свободная торговля.
4. Прямые налоги лучше косвенных.
Таким образом, экономический либерализм отстаивает идею экономической свободы, когда государство не вмешивается в производственную, торговую и финансовую деятельность граждан. Они платят ему налоги, оно обеспечивает охрану их жизни, имущества и свобод, и все. Отсутствуют ограничения на ввоз - вывоз, на применение и перемещение капиталов. Нет никаких законов о минимальной или максимальной заработной плате, о товарных стандартах и о ценах. Все решают сами экономические субъекты, свободно продавая и покупая товары, заключая контракты, беря взаймы и выплачивая долги.
Труд и использование богатства должны быть свободными (не должно быть монополий и привилегий), а их плоды неприкосновенными. Частная собственность объявляется священной.

Список использованной литературы.

1. Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи экономистов до Маркса. – М.: Издательство политической литературы, 1975.
2. История экономических учений / Под ред. В.С.Афанасьева, В.И.Громеко – М.: Мысль, 1965.
3. История экономических учений / Под ред. Аникина А.В.  – М.: Высшая школа, 1983.
4. Новая история стран Европы иАмерики/ В.Н. Виноградов, А.М. Зверев, Т.М. Исламов и др.; Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е. Юровской- М: Высшая школа,1998.
5. Виппер Р.Ю. История нового времени.- М.: «Вист-С», 1997.
6.  Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. В 2 ч. – М.: Прогресс, 1996.
7. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996.

(18.0 KiB, 17 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!