Эволюционное развитие психики

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Этапы развития нервной системы.

Нервная система выполняет две функции: обеспечивает связь со средой и объединяет в единое целое и регулирует работу всех частей организма.

  1. Диффузная (сетевидная) нервная система. Состоит из множества клеток. [медуза, гидра…];
  2. Узловая (ганглиозная). [насекомые];
  3. Трубчатая. Выделяются центральные отделы спинного и головного мозга. [позвоночные];
  4. Кора больших полушарий головного мозга [человек];

Мозг человека можно разделить на 3 блока:

а) энергетический (ответстветсвенный за тонус коры, внимание, утомление);

б) информационный (задний отдел, височный, затылочный);

в) регуляторный (передний отдел - лобные доли; ответственный за принятие решений).

Развитие психики характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в форме филогенеза онтогенеза (!).

В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие: 1) усложнение форм поведения - форм двигательной активности; 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм психического отражения - как следствие и фактор предыдущих тенденций.

Этапы развития психики. В эволюционном развитии психики выделяются три стадии.

  1. Элементарная сенсорная психика - уровень ощущающей психики (организм отражает отдельные свойства предметов [паук - вибрации, муха - движения]). Характерная форма поведения - инстинкты.
  2. Стадия перцептивной психики (воспринимательная психика) - более сложное строение деятельности выражается через идею выделения операций. Происходит восприятие целостных образов предметов. Возможны такие формы поведения как навык (автоматизированное, бессознательное выполнение действий, возникшее в результате многократных повторений). Он не врожденный, а приобретается при жизни (формируется). Это индивидуальная форма поведения (каждая особь должна учиться сама); а также более гибкая, изменяющаяся форма поведения, зависящая от условий.

На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путём реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Это связано с тем, что каждый поведенческий акт состоит из двух основных фаз: 1) Поисковая фаза (подготовительная) - обычно начинается с эндогенной (внутренней) активации и проявляется в общем беспокойстве и поисковых действиях животного; обычно в результате происходит встреча животного с ключевыми стимулами, включающими собственно инстинктивное действие, а чаще - целую цепь таковых. В этой фазе поведение обладает наибольшей пластичностью, именно здесь находятся и осваиваются новые способы поведения.2) Завершающая фаза - чем ближе к ней, тем более стереотипными становятся движения; в самой завершающей фазе они становятся вполне стереотипными и "принудительными".

"Удельный вес" этих фаз в различных поведенческих актах бывает различным даже у одного и того же животного. Но общее правило - в том, что чем выше психическая организация животного, тем более богатый и разнообразный индивидуальный опыт животное может приобрести. И часто такой опыт накапливается впрок - за счёт выполнения поведенческих актов, состоящих лишь из поисковой фазы при отсутствии фазы завершающей. Выполнение таких действий производится исключительно за счёт познавательной активности.

Также характерна и инстинктивная форма поведения, характеризуемая способностью решать задачи, не встречавшиеся ранее в опыте, и двухфазные задачи (особый вид задач, предполагающий выполнение, помимо основного действия на удовлетворение потребностей, подготовительного этапа - нейтрального прогностического действия (необходимого для реализации основного). При наличии подобных препятствий возникает интеллектуальное поведение. Оно имеет примитивный характер. Животные используют предметы в качестве орудий, но они (орудия) не сохраняются.

  1. Сознание [стадия интеллекта] (со-знание) [специфически человеческая форма поведения] - высшая форма развития психики, возникающая в совместной деятельности и общении людей. С появление сознания организм изменяет среду под свои потребности (приспосабливает её).

Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих её преобразование.    Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения. Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.  Инстинкты - комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды.    Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.

С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира. Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды. У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в индивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях).

Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!