Этнотуризм как составная часть экологического туризма на Южном Урале

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Экологический туризм в настоящее время наиболее перспектив­ная и развивающаяся отрасль мировой индустрии туризма и гос­теприимства. По прогнозам экспертов Всемирной туристской ор­ганизации экологический туризм входит в число пяти основных направлений развития туризма на период до 2020г. Н. В. Ершова, рассматривая перспективы развития экологическо­го туризма в Тюменской области, отмечает, что «наиболее перс­пективными и востребованными направлениями экотуризма яв­ляются:

1. природно-познавательный туризм, который базируется на пот­ребности людей получать информацию о природе;

2. Реабилитационный туризм способствует сохранению и улучше­нию природных территорий, вовлеченных в рекреацию;

3. Сельский туризм базируется на стремлении городских жителей избавиться от эмоциональных и экологических нагрузок города в деревне, почувствовать уют сельской жизни;

4. эколого-этнографический основан на стремлении людей уви­деть не порушенную природу, познакомиться с бытом и тради­циями людей, живущих в гармонии с окружающей природой» [3, с.136].

Вне всякого сомнения, эти направления экологического туризма распространяются на Уральский регион в целом. В последние годы у россиян ярко выражен интерес к эколого-эт-нографическому туризму. Посещая рекреационные территории ближнего и дальнего зарубежья, регионы России отдыхающие с удовольствием погружаются в атмосферу их быта, питания, на­родных праздников.

Чем же вызван такой интерес к национальным особенностям дру­гих народов? Интересна в этой связи точка зрения известного ис­торика Л. Н. Гумилева, который пишет, что «человечество обла­дает замечательным свойством - оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов - этносов. Этнос - это коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам исходя из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей» [2, с.8-9].

Связи этносов с окружающей природой рождают пространствен­ные взаимоотношения этносов между собой. Основное отличие членов одного этноса от другого - усвоенные исторические тра­диции (стереотипы).

Вот эта необычность традиций, противопоставление «мы - они» и пробуждает познавательный интерес туристов, гостей региона. Во время экотуров проявляется и воспитывается такое качество как толерантность, интерес к своим традициям и истории. «Только люди и народы, знающие кто они такие, способны быть толерантными по отношению к другим» [5, с.27]. А это так необходимо в современном мире! Способность услы­шать и понять другого человека, принять и вынести «чужое мне­ние рядом со своим».

Каждый народ имеет свой идеал человека, адекватно которому строится окружающая этническая культура пространства, в осно­ве которой лежат такие понятия как:

1) история культуры, содержащая коллективную память о своих этнических культурных традициях;

2) Положительная комплиментарность (термин Л.Гумилева), вы­ражающая «ощущение подсознательной взаимосимпатии к искус­ству отдельных народностей».

Нравственное начало в этнохудожественной культуре, которое на­блюдают туристы экотуров, складывается из живой жизни, не от­деляется от понимания мира, переживания добра и справедли­вости. Всякий этнос - это эколого-человеческая специализация, на протяжении тысячелетий доводившаяся до совершенства в оп­ределенных условиях. Она притягивает, вызывает интерес и жела­ние приобщиться к новой, необычной для человека культуре. Маркетологи туризма выявили этот познавательный интерес и строят программы по этнокультурному туризму, используя раз­личные виды рекреаций:

1. Природно-познавательный туризм. Этот вид рекреации хорошо разрабатывается в Тюменской области. В природном парке «Кон-динские озера» созданы маршруты: Северное кольцо Сибири; Древний путь Европа - Азия; В гостях у тапсуйских манси.

Программы маршрутов разнообразны - от посещения этногра­фических и архитектурных памятников сибирских городов до вод­ных и пешеходных ознакомительных экскурсий, рассчитанных на группы людей разного возраста.

В традиционную культурную программу гостей Ханты-Мансийс­кого автономного округа включается посещение природного пар­ка «Самаровский Чугас», поездка в поселение русских старожилов Шапша, посещение этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» [3, с. 139].

2. Сельский туризм. По этому направлению интересные маршру­ты предлагает отдел культуры Нагайбакского района Челябинс­кой области:

- Увидеть Париж и...» умереть»;

- Сердцу милая сторонка - Остроленко;

- Фершампенуаз - столица Нагайбакии.

Нагайбакский район обладает своеобразным природным ланд­шафтом полей и лесов, сохранившейся самобытной культурой коренного народа. На территории района проживают потомки ка-заков-нагайбаков.

Программы маршрутов предлагают посещение памятников при­роды (озеро Кара-Чура, Ольховая роща, урочище Яр Батыр Тау - застывшая миллионы лет назад магма вулкана); посещение музеев в казачьих поселках Фершампенуаз, Париж, Арси; реконструкцию свадебного обряда нагайбаков и проживание в домах местных жи­телей с питанием из блюд национальной кухни.

3. Этнографические и художественно-географические туры или праздничный туризм. Это наиболее перспективное направле­ние в шоу-бизнесе туризма.

Данные туры включают в себя участие в праздниках и фестивалях, которые проводятся в регионах России и за рубежом. Наиболее ин­тересны из них праздники по народному календарю. Фольклорная среда - это не только внешнее присутствие атрибу­тов традиционной культуры (этнографические костюмы, наличие различных росписей, предметов декоративно-прикладного искус­ства), но и духовное начало, присущее фольклорному наследию. Народная мудрость гласит, что «всякая душа празднику рада». Они необходимы как потребность в проявлении положительных эмо­ций. Праздничные туры дарят людям радость приобщения к празд­нику, радость общения в коллективе, радость познания нового.

В России инициаторами возрождения народных праздников, ре­конструкции обрядов стали учреждения культуры: музеи, Центры национальных культур, парки культуры и отдыха. Так, праздник может подарить экскурсия в парк культуры и отды­ха им. Ю. Гагарина города Челябинска. Несколько сотен народных музыкантов собираются здесь ежегодно на Фестиваль «Где гармо­ника поет, там гуляет весь народ».

В июне на Уральской земле (с. Непряхино Чебаркульского райо­на Челябинской области) проводится Всероссийский Бажовский Фестиваль, который привлекает тысячи туристов. В эти дни лес звенит не только птичьими голосами, но и народной песней, му­зыкой. Выставки Фестиваля, творческие мастерские и ярмарки мастеров народных промыслов, Славянский и Восточный база­ры Уральского поселения, концертные программы, выступления Театров Моды сливаются в настоящий спектакль под названием «Сказка Синего озера». На этом празднике нет духа соревнования, а есть слияние души в едином порыве любви к народной культуре: русской, башкирской, нагайбакской, таджикской, украинской, та­тарской... участвовать в таком празднике - большое счастье. Замечательные праздники проводит АНОК «Дворец националь­ных культур «Строитель» города Тюмени. Так, гости из Магни­тогорска с огромным удовольствием погрузились в атмосферу народной культуры, народного праздника на Фестивале «Мост Дружбы-2006». Большое количество национальных культурных центров - участников Фестиваля, насыщенность программы, качество выступлений в различных номинациях отличают это зрелищное мероприятие. Очень интересно было знакомиться с музеем под открытым небом (национальные подворья). Зрители попадали из знойного Израиля и крепости Иерусалим на снеж­ный Север, в чум оленеводов; из татарской юрты в чувашскую крепость. И везде ощущались гостеприимство, уважение к гостям, а, главное, насыщенные экспозиции и желание приобщить гостей к культуре своего народа, познакомить с народными промыслами, угостить национальными блюдами.

Развлекая, этот праздник нес познавательный элемент, воспитывал толерантность. Здесь еще раз можно было убедиться, что воспи­тание толерантности легко удается там, где люди вне зависимости от национальности осознают, что объединены принадлежностью к одной большой стране - России. И чем больше они будут об-

щаться между собой, тем лучше научатся понимать друг друга. Южный Урал - уникальная территория по своим природным и этнографическим ресурсам. Челябинская область - многонаци­ональный регион. Она выступает связующим звеном между евро­пейской и азиатской частью России, между национально-культур­ными традициями Запада и Востока.

Магнитогорск не является исключением. Расположенный в двух частях света: Европе и Азии, он граничит с республикой Башкор­тостан. Через Магнитогорск проходят основные пути сообщения с Казахстаном. По итогам переписи населения 2002 г. в городе про­живает 96 национальностей. Наиболее многочисленные из них: русские, татары, башкиры, украинцы.

Базой эколого-этнографического туризма могут служить програм­мы МУ «Магнитогорский центр национальных культур»:

- Праздники по народному календарю: Сабантуй, Масленица, Навруз и другие;

- Экскурсия «Башкирия - мой край родной» с посещением озе­ра Банное и музея генерала Т. Кусимова с селе Старо-Кусимово. Интересны маршруты экскурсий, организуемые туристической компанией «Талисман»:

- Уездный город Троицк (старинный центр Урала);

- Протогород Аркаим;

- Старинный казачий город Верхнеуральск. Город-музей;

- Экстремальный кантри-тур в Фершампенуаз (сельский ту­ризм).

Участие в этих программах дает возможность туристам полюбо­ваться прекрасной природой горной Башкирии, побывать на ста­ринной и современной границе России, соприкоснуться с исто­рией арийского народа, жившего на территории нашей области 4 тысячи лет назад и принять участие в празднике их потомков

- таджиков (Навруз).

Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты этнотуризма как составной части экологического туризма, мы можем сделать вывод, что эколого-этнографический туризм - наиболее зрелищ­ный, яркий, познавательный ресурс историко-культурного потен­циала туризма, позволяющий человеку расслабиться, отдохнуть и вместе с тем, расширить свой кругозор, получить новые знания. Это и наиболее перспективное направление шоу-бизнеса туриз­ма.

© Л. В. Золотова

Литература

  1. Nicholson, P. Toleration as a Moral Ideal// Aspects of Toleration// J. Horton, S. Mendus, eds. Methuen, 1985.

2. ГумилевЛ. Н. От Руси до России/ Л. Н. Гумилев. - М.: Дрофа - Наталис, 1996. - 8-9с.

3. Ершова Н. В. Экологический туризм и перспективы его разви­тия в Тюменской области/ Н. В. Ершова// Туризм в социокультур­ном пространстве Тюменского региона. - Изд-во Тюменского Государственного университета, 2006. - 77-82с.

4. Кораблина М. В. Толерантность на сибирском фоне в контек­сте глобализации/ М.В. Кораблина// Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона. - Изд-во Тюменского Госу­дарственного университета, 2006. - 77-82с.

5. Туризм как социокультурное явление. - Изд-во Тюменского Государственного университета, 2003г.

6. Федотова Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инс­трументальная ценность/ Н. Н. Федотова// Философские науки. - 2004.-№4.- 5-27 с.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!