Этикет: становление и развитие. Типология и принципы этикета

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Этикет является внешней формой выражения нравственных и эстетических норм, регулирующих поведение людей. Содержание этикета – это признание значимости человека, проявление уважения к нему, почитание его, выраженное в форме вежливости, учтивости. Культура поведения человека характеризует его духовный облик, показывает степень овладения им культурными достоинствами человечества, уровень его социализации, самодисциплины, нравственности.

Этикет – слово французского происхождения (ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений. Оно имеет интересное происхождение. Во дворе французского короля Людовика ХIV имелось много красивых цветов. Но небрежные прохожие часто топтали и рвали их. Тогда король приказал сделать надпись (т. е. этикет), которая напоминала о том, что культурному человеку необходимо бережно относиться к цветам. Тот, кто умел читать, конечно, не рвал и не мял цветы, а кто не умел читать, если он не был хорошо воспитан, допускал небрежное отношение к цветам. Так прохожих стали делить на культурных и некультурных.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. Основу составляют принципы индивидуализма и полезности. Установленные правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Правила этикета признаются в той мере, в какой они полезны в качестве регулятора взаимоотношений между людьми. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Нормы этикета призваны сближать людей различных социальных статусов, способствовать их взаимопониманию и взаимоуважению. Общепринятые нормы этикета регламентируют правила поведения людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Современный этикет весьма многообразен. В научной литературе присутствуют несколько подходов в его типизации. Различают речевой этикет (совокупность норм, применяемых в устном общении) и поведенческий этикет (правила поступков и действий).

По применению этикета в различных общественных сферах выделяют:

– придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

– дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

– воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

– общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Некоторые специалисты различают повседневный (деловой), ситуативный (окказиональный), праздничный виды этикета и церемониал. Повседневный этикет регламентирует повседневную жизнь человека в быту, в общественных местах, на транспорте, на службе. В узком смысле слова деловой этикет – специфическая культура деловых отношений, включает в себя сложившиеся ритуалы и субординацию, требования, предъявляемые к деловому общению, манеры поведения, стиль письма, телефонных разговоров, оформление деловых бумаг. Разновидностью делового этикета является бизнес-этикет, который определяет стандарты корпоративного поведения, отраженные в корпоративном кодексе компании[1]. В литературе деловой этикет часто называют служебным, хотя точнее служебный этикет – составная часть делового этикета. Служебный этикет – это свод определенных правил поведения, принятых в административной деятельности, сфере производства, услуг, науки, культуры, образования и т. д.

Ситуативный (окказиональный) этикет требует более четкого соблюдения правил, которые регламентируются не только повседневным этикетом, но и правилами учреждений, организаций, в которых оказывается человек. Поведение в театре, библиотеке, ресторане, банкете оформлялось веками и нормы более консервативны и требуют от человека большей точности соблюдения.

Праздничный этикет зачастую называют карнавальным. Правила поведения допускают нарушение требований повседневного этикета.

Церемониал – это строгое соблюдение определенных формальностей. Он основан на традиции и национальных особенностях. Церемониал – форма выражения манер в отношениях между государствами. Протокол кодифицирует и вводит в практику правила церемониала и наблюдает за их применением.

[1] Сорокина Г. Г. Деловая культура как конкурентное преимущество организации: из опыта консультирования // Вопросы культурологи. – 2009. – № 2. – С. 63.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!