Этика приказа и просьбы

Приказ и просьба — требования представления неко­торой ситуации или выполнения определенного действия. Разница между ними лишь в степени категоричности. Уместность использования той или иной степени катего­ричности всецело определяется ситуацией.

Приказная форма, жесткий стиль требования оправ­даны в экстремальных ситуациях. Приказ — синоним ад­министрирования (если не брать его простые формальные аналоги).

Пожалуй, самым главным критерием уместности при­каза будет следующий: приказ неуместен везде и всегда, где можно обойтись просьбой.

И эта сентенция не либеральное заигрывание. Жест­кая форма администрирования самая невыгодная форма управления. Чем жестче отдан приказ, тем более он «обез­воливает» подчиненного, лишает его возможности прояв­ления инициативы, однозначно навязывает лишь один вариант исполнения. В этом случае требовать ответствен­ности за результат было бы просто аморально.

Тем более недопустима форма приказа, сопровожда­емая угрозой наказания. Уровень эффективности сразу значительно снижается, и у исполнителя возникает чув­ство протеста и сопротивления.

Просьба тоже не всегда бывает уместна. По крайней мере, если речь идет о выполнении элементарных служеб­ных обязанностей, просить об этом, почти как об услуге, достаточно нелепо. Наиболее индифферентная форма, подходящая к большинству служебных ситуаций обще­ния, — поручение. Соответственно, поручение трансфор­мируется в просьбу, если его содержание выходит за рам­ки обычных служебных обязанностей.

Здесь речь идет не столько об эффективности наказа­ния (выговора, порицания, взыскания, штрафа и т.п.), сколько о наказании как элементе служебного общения. А это предполагает, что свершившийся факт наказания не должен стать в дальнейшем непреодолимым барьером в служебном общении.

Поэтому наказание должно быть, прежде всего, заслу­женным, соответствовать по своему уровню ответствен­ности, степени проступка, глубине последствий и мере осознанности. Если хотя бы по одной из данных позиций будет несоответствие, эффективность, а также и мораль­ная оправданность наказания приведут к деструктивным результатам. Нужно учитывать несколько принципов на­казания.

Принцип 1. Чтобы наказание послужило делу, необхо­димо достичь полного принятия позиции руководителя подчиненным.

Принцип 2. Если подчиненный как личность прини­мает позицию руководителя, требуется осуждать совер­шенный личностью поступок (проступок), а не саму лич­ность.

Принцип 3. Наказывая подчиненного, нужно не оттал­кивать его, а, наоборот, привлекать к себе, в том числе, предлагая вместе подумать, как можно исправить ту или иную оплошность.

Идеология наказания должна основываться на том, что выговор или взыскание никого в восторг не приводят. Даже если все правила выполнены, после наказания было бы противоестественным ожидать появления радости на лице подчиненного. Это просто противоречило бы психо­логическому механизму действия наказания. Но главное, чего нужно добиваться, это того, чтобы отрицательные эмоции, возникшие в данной ситуации, были направлены не на вас, а на поступок.

Специалисты в области менеджмента советуют, чтобы механизм взысканий действовал наподобие закона «горя­чей печи».

1.   Горячая печь излучает жар, т.е. предупреждает всех, что прикосновение к ней вызывает ожог. Никто не может утверждать, что ожог был для него неожиданным, что он не мог этого предвидеть. Подобным же образом систе­ма взысканий должна содержать определенную дозу пред­упреждения.

2. Горячая печь обжигает сразу же в случае прикосно­вения к ней. Никто не подвергает сомнению связь между прикосновением к горячей печи и ощущением боли. Ана­логичным образом должен действовать механизм взыска­ний, чтобы не оставлять ни малейшего сомнения в логи­ческой связи между нарушением и взысканием.

3. Горячая печь обжигает всегда, при любом прикосно­вении; нет такого положения, чтобы «ожог был в отпус­ке». Таким же должен быть и механизм взысканий — он должен функционировать без перерыва.

На кого обижается обжегшийся человек? Вероятно, на печь, но несильно и недолго. В принципе он злится на себя за неосмотрительность. Здесь возникает последняя анало­гия: если механизм взысканий является системой, то он действует последовательно и объективно, исключая влия­ние личных связей, ясно показывая причинную связь, и подобно горячей печи не вызывает к себе ненависти.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!