Этика и нравственные проблемы современного человека

ПЛАН

Введение          с.3
1. Этика и нравственные проблемы современного общества с.4
2. Нравственные проблемы человека и пути их преодоления с.9
Заключение          с.18
Список литературы        с.19

Введение

Современная нравственная ситуация в нашей стране вызывает всеобщие сетования. Упадок нравов и потеря ориентиров распространились повсеместно. Когда исчезло идеологическое давление, масса людей оказалась не в состоянии решать свои нравственные задачи. Одни в силу полного бескультурья и полудикости; другие - из-за приверженности к "официозной" морали; третьи - потому, что противостоять им уже нечему, а положительной программы нет.
Оздоровить же духовные тенденции предлагают самыми различными способами. Во-первых, необходимо стабилизировать экономику - основу всякого благополучия. Иногда даже считается, что это решит все проблемы - исчезнет большинство пороков, связанных с бедностью и неустроенностью. Отчасти это верно, но следует помнить, что предприимчивость и конкуренция могут стать источником как новых добродетелей, так и новых пороков. Да и нравственное благополучие никогда не сводится к сытости, ибо "не хлебом единым жив человек". Во-вторых, надо преобразовать всю систему воспитания, перейти от догматического "вдалбливания" правил к подготовке людей свободных, имеющих собственное понятие о долге. На деле, между тем, за нравственное воспитание выдаются морализаторские проповеди и сентиментальные вздохи. Даже милосердие у нас рекламируется так, словно это стиральный порошок, а не интимное движение души. Содержанием воспитания большинство предлагает сделать общечеловеческие ценности как непреходящую основу всякой нравственности. Признание их приоритета над национальными и групповыми интересами объединяет ныне нравы всего мира.

1. Этика и нравственные проблемы современного общества.

Еще со времен мудрецов известно, что нравственность есть синоним мудрости. Эта мысль была основополагающей в западноевропейской философской этике. И здесь справедливо встает вопрос: почему философы видели назначение морали в санкционировании необходимости людей безоговорочно следовать всем предписаниям разума и почему они не придавали серьезного значения тому, что трудно упорядочить, но что играет огромную роль в жизни человека - любви, надежде, радости, негодованию, отчаянию, восторгу, своеволию, капризу. Этика, которая критерий различения добра и зла сводила к критерию различия между знанием и заблуждением, которая объявляла недвижимыми границы действия, намечаемые познающим разумом, такая этика помогала науке, знанию выполнять свою основную функцию в деле господства общества над природой. Она способствовала преобразованию диктуемых внешними обстоятельствами и практической необходимостью способов поведения из принудительных сил в необходимые и желанные цели поведения, что собственно возводило нужду в добродетель (6, с. 89).
Этика решает проблемы соединения счастья и долга, личных интересов и моральной ответственности, индивидуальных притязаний и требований общества и проч. Но в обществе, где один класс или группа людей господствует над другим, она становилась школой покорности и смирения. А разум, к которому она обращалась, из силы, связывающей человека с действительностью и возвышающейся над ней, становился средством бегства от действительности. В этих условиях, гордая своей автономностью и независимостью, этика фактически оказывалась формой трусости, выражением страха перед хаосом реального бытия, его ужасами.
В наши дни человек многозначен в своем поведении. Особенно, в современном индустриально-развитом рыночном обществе, поскольку в нем все отчуждается и все продается. Мораль и нравственность не являются исключением. Добродетель и порок, скромность, совесть, любовь, симпатия, улыбка, смех - все можно купить и использовать, а фальсификация этой, якобы нравственной и духовной, «продукции» достигает высокой виртуозности и мастерства. С другой стороны, часто она через СМИ используется для манипулирования общественным мнением, в результате чего меняются местами полюса нравственности. Например, философия постмодерна через иронию, смешение высокого и низкого, деконструкцию текста и контекста культуры и прочие инструментарии меняет само мировосприятие относительно нравственных установлений. Крупнейший английский философ Карл Поппер утверждает, что в нынешнем обществе к принуждению и насилию относятся более терпимо - ненависть, страх, подозрение, лицемерие превратились почти в эпидемию, а иррациональность стала критерием разума. А Колин Уилсон обстоятельно описывает эстетику насилия и смерти (14, с. 125).
Однако, каковы критерии нравственного кризиса рыночного общества? Питирим Сорокин их насчитывал несколько. Это: господство утилитарной позиции в оценке социальных фактов и поведения, установка на чувственные наслаждения, подчинение всех стремлений личности погоне за деньгами, моральный «атомизм» и моральная анархия, что проявляется в конструировании каждым субъектом своей собственной морали, релятивизм и нигилизм в области нравов, что ведет к моральному безразличию и бессилию, увеличению социальной роли насилия и подозрительности. Последняя нередко возводится в ранг государственной политики. Американский социолог Райт Миллс писал о существовании в США «безмолвного морального опустошения». Аморализм и нравственное разложение, отсутствие чувства моральной ответственности, обесценивание общепризнанных норм и правил поведения единодушно отмечается социологами западных стран различных философских ориентации. Р. Т. Мертон говорит о «нравственной анемии», когда сознание личности оторвано от нравственных корней, не знает прочных норм, слепо подчиняется случайным иррациональным влечениям. Нигилизм продуцирует неверие и пессимизм, отчаяние и желание во что бы то ни стало идти наперекор всему, преувеличенное внимание в вопросах пола, грубый культ секса, обнаженного тела и т. п. Эрих Фромм считает, что весь уклад западного общества потерял надежду и веру и пытается путем отказа от нравственности подавить чувства безнадежности и пустоты, страха и бессилия, что в конечном итоге ведет к отказу от своей индивидуальности, к конформизму (3).
В конце XX в. индустриальная цивилизация как в капиталистическом, так и социалистическом вариантах становится достоянием истории. Исчерпанность дальнейших возможностей ее развития определила глубокий социальный и духовный кризис человечества в глобальном масштабе и поставила его перед проблемой своего собственного выживания. Вместе с тем, индустриальная цивилизация создала и определенные предпосылки для возможности выхода из кризисной ситуации. В ее недрах формируется новый тип цивилизационного развития - информационная цивилизация, которая потребовала глубоких изменений не только в экономических отношениях, но и в сфере социальной и политической жизни, а также качественных характеристиках личности.
Но новый постиндустриальный мир утверждается на основе глубоких противоречий и значительных потерь как физических, так и духовных, сопровождаемых массой негативных процессов. Слишком большой оказалась цена за потерю нравственных ориентиров, социального идеала, гуманистических установок, которые нарабатывало человечество на протяжении своей истории. Результатом этого являются гигантские масштабы отчуждения человека (не только от средств производства и результатов труда, родовой сущности человека и человека от человека, о чем писал в свое время К. Маркс, но и от самой жизни), о чем свидетельствуют итоги реформирования в России и в других странах. При озвучиваемых благих намерениях реформаторов насаждается массовая ненависть и аморализм, провоцируются конфликты, превозносится моральный цинизм, широко используются популизм и демагогия. Рыночное бесконтрольное хищничество, облекаемое в демократические упаковки, подрывает основы физического и духовного существования народа и общества.
Для утверждения новой общечеловеческой морали как необходимой системы нравственных отношений между людьми, нужны огромные теоретические и практические усилия для выработки ее современных норм и их реализации в народе. Нужна реальная социальная база и социальная сила» способная быть их носителем и воплощать их в жизнь. Современная этика - это социально детерминированная теория нравственных отношений в условиях постиндустриального общества. Смысл и основная цель современной морали - обоснование модели общества социальной справедливости в рамках информационной цивилизации, создание условий для реализации и самореализации морального потенциала личности, гуманизация всей системы общественных отношений. Нужно создание таких условий и массовое осознание того, что «человек, - по выражению К. Маркса, - высшее существо для человека». В обществе социальной справедливости возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера морального фактора, утверждаются новые виды морали: этика ненасилия, экологическая этика, биоэтика и др. (14, с. 127)
Особенностью морали современного общества является то, что знание и умение, которые требуются от работника, все глубже сращиваются с моральными качествами личности. Профессиональные решения все чаще требуют от личности тяжелейшей моральной нагрузки, а этическая взыскательность объективно необходима для обеспечения позитивных результатов профессиональной деятельности. В современном обществе этика добродетелей необходимо должна дополняться институциональной этикой, которая воплощена в соответствующих правилах функционирования социальной системы и совпадает с логикой объективного развития общества. Понятия добра, зла, совести, достоинства, справедливости, ответственности и другие конкретизируются, получают новое содержание, соответствующее возросшему уровню духовной культуры, достижениям научных знаний, технологическому процессу воспроизводства. Мораль, как один из идеологических факторов, действует не сама по себе, а опосредованно - через дисциплину и жесткие формы деятельности, специфичные для данной общественной системы.
Современный нравственный человек должен быть скромным, гуманным, деловым, требовательным к себе и другим, непримиримо относиться к двойной морали, приспособленчеству и угодничеству, иметь выдержку и самообладание, сознавать ответственность перед коллективом и обществом, дорожить доверием народа. Но такой человек не сваливается с неба. Он может сформироваться только на основе соответствующих масштабов и направленности трудовой деятельности. На состояние современной морали огромное влияние оказывает политика. Безнравственная политика сравнима с социальным вирусом, поражающим в итоге все общество и неизбежно предопределяющим социальные конфликты и потрясения. Выдающийся русский историк В. О. Ключевский, обозревая политическую историю российского общества, отмечал, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственности» (13, с. 82).
Мораль современного информационного общества необходимо должна быть: благородна по своим целям, идеалам и установкам; гуманистична; прогрессивна; научно обоснована; иметь трудовую основу; стать достоянием народа. Или человечество найдет в себе силы для нахождения и выработки современных форм нравственности и воплощения их в реальную действительность, или ему грозит откат на уровень функционирования биосоциальных законов, которые будут означать его неизбежную деградацию и вырождение. Для решения этих сложных проблем требуются сознательные усилия общества и каждого человека.
Прогресс нравственности в современном обществе многогранный и сложный. Это одновременный процесс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новой эпохе, критически позитивного переосмысления всего того, что может быть использовано в созидательных усилиях по реформированию социальной системы, и главное - обогащения теории и практики морали новыми духовными ценностями. Развитие морали - отражение реальных социальных и человеческих противоречий, решение которых во многом зависит и от состояния ее самой. Единственно возможный вариант этого в современных условиях: опора на духовные начала, требовательность в выполнении каждым своего морального долга, нетерпимость ко всем проявлениям аморализма, диалог.

2. Нравственные проблемы человека и пути их преодоления.

Конфликт (лат. - противоборство, столкновение) выражает наличие противоречий, нередко проявляет себя в исторически всегда существовавшей проблеме «отцов и детей». В настоящее время поклонники рыночной экономики без морали всячески пытаются навязать современной молодежи идеал золотого тельца, что нередко приводит к тяжелым жизненным драмам во многих семьях. Моральный конфликт выступает как разновидность социальных противоречий, является показателем несовпадения целевых установок, оценок норм поведения, определения мотивов деятельности и т. д. Высокая степень проявления противоречий, выливающихся в конфликты, отражает наличие духовного раскола общества, отсутствие в нем единой общенациональной цели, неспособность его обеспечить решение возникших проблем на основе социальной справедливости, проводить необходимую воспитательную политику, прежде всего по отношению к молодому поколению.
Существуют два вида моральных конфликтов: межличностный (например, когда в повести А. С. Пушкина «Дубровский» помещик Троекуров наносит личное оскорбление своему бывшему приятелю-соседу) и внутриличностный (драма Анны Карениной в одноименном романе Л. Н. Толстого; трагическая раздвоенность Екатерины из драмы А. Н. Островского «Гроза» и др.). Моральные конфликты определяются следующими признаками: 1) наличием альтернативных ситуаций поведения и возможностью выбора средств и путей их решения; 2) личностным характером конфликта (кроме индивида его никто решить не может); 3) способом их решения является «золотое правило» - «из двух зол выбирай наименьшее». В современном обществе в решении конфликтов ведущая роль должна принадлежать диалогу, умению находить компромиссы, достижению такого решения, когда проигравших не будет. Неумение и нежелание решать конфликтные проблемы без насилия - это показатель низкой нравственной культуры, отказ считаться с интересами других людей. Но компромисс не может считаться достижением, если он осуществляется на беспринципной основе, как покровительство зла или попустительство лжи и обману. Последнее нередко проявляется, например, в настоящее время как рыночное оправдание деформации моральных норм для достижения «стандарта успеха», вседозволенности и распущенности.
Решение моральных конфликтов тесно связано с проблемой воспитания и самовоспитания личности. В любом обществе оно всегда являлось одной из наиболее сложных и трудоемких задач, которые связаны не только с субъективными желаниями и представлениями молодых людей, но определяются и многими объективными факторами и трудностями в жизни молодежи. Это и длительный период социализации, приобретения самостоятельности (обучение и воспитание), и отсутствие жизненной закалки, и психологическая неустойчивость и ранимость, и преувеличение роли внешних факторов и форм бытия (например, понятие «быть» зачастую подменяется понятием «иметь») и т. д. Но в любом случае необходимо находить нужные формы влияния и убеждения, избегать крайностей. Нельзя систему воспитания превращать в жесткую систему запретов или, наоборот, занимать позицию попустительства неблаговидным делам. Основные качества, которые требуются от людей, претендующих на роль воспитателей и представителей общественного мнения в морали, - это доброжелательность к людям и в то же время твердость по отношению к нарушителям моральных норм. Воспитательный процесс должен быть осмысленным для воспитуемых. Провалы в моральном воспитании опасны, поскольку они ведут к разрыву духовных связей между поколениями, приводят к потере «духовного кода» в воспроизводстве всей системы общественных отношений. Основные качества, которые сегодня особенно важно воспитывать у нового поколения, - это духовность, надежность, порядочность (14, с. 167).
Если нравственный идеал выступает в качестве ведущего элемента морального сознания, то определяющими его содержание элементами являются свобода и ответственность. Моральная свобода — это возможность и способность субъекта определять и реализовывать свою нравственную позицию, обеспечивающую достижение идеала. Она проявляется как свобода выбора направленности и способов деятельности личности в сложившейся ситуации. Осуществляя свободу выбора в своих действиях, субъект проявляет себя как творческая и самостоятельная личность по отношению к окружающим людям.
В истории этики содержание моральной свободы и выбора имело различное понимание. Так представители прагматизма (Дьюи и др.) рассматривали его как возможность иметь сиюминутную выгоду, экзистенциалисты (Хайдеггер, Камю и др.) определяли как реализацию эгоистического интереса и абсолютную свободу деятельности личности. Религиозная этика учит, что свобода и выбор в морали заключаются в бесконечном постижении Бога и следовании предписаниям священного писания. Современная антропоцентристская этика, основываясь на содержании принципа социального детерминизма, рассматривает свободу как определение цели моральной деятельности и удовлетворенность результатами ее реализации.
Проблема свободы в морали требует учета субъективных и объективных компонентов в поведении человека. Моральный поступок всегда представляет собой определенным образом отраженные субъективно-объективные условия и обстоятельства, в которых осуществляет свою деятельность человек. Эту взаимозависимость субъективных и объективных аспектов морали подчеркивал Кант, когда писал: «Две вещи в мире поражают меня - звездное небо надо мной, которое говорит о том, как я ничтожен, и моральный закон во мне, который говорит о том, как я велик. Как существо природное, человек подчинен необходимости, как существо моральное - он свободен». Моральная деятельность - это различные варианты сочетания объективных условий и субъективных элементов нравственного сознания.
Нравственная свобода как выбор варианта моральной практики обеспечивает ее содержание и является показателем уровня сознательности и культуры субъекта. Ее реализация необходимо предполагает добровольность в предпринимаемых действиях. Если отношения однозначно определяются как заданные и необходимые, то о них нельзя говорить как о нравственных и свободных. Жестко регламентированные или вынуждаемые обстоятельствами действия лишаются духовного и гуманистического содержания и не могут рассматриваться свободными.
Но, если деятельность, не связанная с возможностью выбора, не может считаться свободной, то и моральная свобода, игнорирующая необходимое в содержании норм поведения, превращается в нечто противоположное своему назначению, вплоть до преступления.
Поступок может рассматриваться свободным, если он включает в себя следующие элементы деятельности:
1) знание объекта деятельности и объективных условий, определяющих соответствующее к нему отношение;
2) определение целевой установки в отношениях с объектом;
3) принятие решения о необходимости предпринимаемых действий:
4) выбор средств для достижения намеченной цели;
5) учет последствий своей деятельности и ответственность за нее;
6) собственно поведение как процесс реализации целевого намерения.
Но в любой ситуации исходным пунктом определения моральной свободы, ее смысла и содержания является признание другого человека и его свободы как высшей цели и ценности, а не средства достижения личных интересов.
Именно только на основе понимания свободы как добровольного самоопределения личности в самых высших сферах отношений с другими людьми можно определять моральную значимость ее выбора. Выбор может быть трудным, опасным или неоднозначным, а иногда и трагическим по своим последствиям для самого субъекта, но он всегда выражает сознательное предпочтение определенной системы ценностей, сформированной индивидом и обществом. Так, например, выдающийся мыслитель древности Сократ, находясь в тюрьме, предпочел принять яд после вынесения ему приговора о смертной казни, хотя у него были и другие варианты поведения. Делая свой выбор, он не использовал шанс для сохранения жизни путем побега из тюрьмы, что предлагали ему его ученики, и в то же время не мог допустить зрелища публичной казни как торжества правящих олигархов и сменивших их демократов, которые подписали ему смертный приговор.
В истории России особенно много примеров подвижничества и жизненного трагизма лучших выдающихся представителей ее народа. Так в XIV в., когда Русь находилась под гнетом татаро-монгольских завоевателей, преподобный отец Сергий в Радонежской пустыне принимал тысячи паломников, помогая им освободиться от «нравственного разорения», причиненного ордой, а затем благословил на подвиг князя Дмитрия Донского, одержавшего решающую победу на Куликовом поле в 1380 г. над завоевателями. Свой нелегкий выбор в условиях крепостной России пришлось делать многим выдающимся просветителям, деятелям науки и культуры: А. Н. Радищеву, П. Я. Чаадаеву, А. И. Герцену, Н. Г. Чернышевскому, Ф. М. Достоевскому и многим другим, а также представителям последующего поколения освободительной борьбы – революционерам-марксистам. В годы Великой Отечественной войны с гитлеровцами миллионы советских людей сражались на фронтах, уходили в партизанские отряды и народное ополчение, сознательно предпочитая смерть, если так складывались обстоятельства, во имя свободы и независимости Родины. Бессмертные подвиги совершили Н. Гастелло, А. Матросов, М. Кантария, И. Кожедуб и тысячи других героев-соотечественников. В наши дни высокий моральный выбор в исполнении служебного долга отличает профессиональную деятельность космонавтов. В то же время в современных условиях моральной деградации и растерянности обществу всеми средствами навязываются представления о том, что главной ценностью в жизни человека являются бизнес и спекуляция, на которые и должен быть сориентирован выбор (13).
Свобода выбора как возможность определения вариантов поведения и способа решения задач в реализации поступков определяет ситуации, когда человек может стать выше существующих моральных норм. Но возможность подняться над ними, проигнорировать те или иные их требования может иметь свое оправдание только в том случае, если она закладывает основы нового, более высокого и в большей степени соответствующего сложившимся условиям типа морали. Хотя мораль и является одной из самых консервативных форм общественного сознания, она необходимо должна обновляться, идти в ногу со временем. И в таких случаях предпочтение одних ценностей другим как реализация морального выбора и свободы вполне допустима и необходима. Подобного рода отступления не должны быть произволом, а главный критерий для определения этого - во имя чего, каких идеалов совершается отступление от сложившихся этических представлений. Эти проблемы приобретают особую актуальность в переходном обществе, к которому в настоящее время относится Россия.
Возможность выбора предполагает у субъекта деятельности наличие воли и требует определенных усилий. Воля - необходимое качество личности, но ценность ему придает этическая направленность. Она определяет способ решения противоречий между желаемым и разумным, ближней и дальней целью, индивидуальными и общественными интересами, нормой и отклонениями от нее. Воля у человека воспитывается с детства, и если ребенку позволено все, то это может привести к тяжелым последствиям в его дальнейшей судьбе. Великий педагог А. С. Макаренко писал: «Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя от чего-то отказаться, когда это нужно». Воля и мораль должны дополнять друг друга. Воля - способность к преодолению препятствий (внутренних и внешних), а мораль определяет содержание и направленность волевых актов.
Если воля субъекта направлена на достижение амбициозных целей, имеет антигуманистическую направленность, то она является опасной для общества. Писатель Ал. Толстой, принимавший участие в Нюрнбергском процессе, на котором происходил суд над фашистскими преступниками - ближайшими сподвижниками Гитлера, писал о своих впечатлениях: «Фашизм - квинтэссенция жадности, подлости, низости, трусости. Зачем убивать раненых? тысячами уничтожать мирных людей? Все для того, чтобы кто-нибудь, упаси боже, не узнал, что ты не гигант, а всего-навсего трусливый психопат, чтобы люди не переставали тебя бояться...» Слишком много волевых решений происходит в современном обществе, чтобы, наконец, не задуматься об их нравственном содержании. Проводимые нынешние реформы будут приносить необходимые плоды только тогда, когда будут осуществляться моральными методами и нравственными людьми.
Свобода определяет активность морали. Именно она обуславливает тот факт, что мораль может оказывать огромное воздействие на ход событий, не только реагировать, но и предвосхищать их. Изменения в жизни могут фиксироваться в морали не только в чувственно-эмоциональной, но и теоретически сознательной форме. В критических ситуациях мораль через свободу выбора играет роль внутреннего источника исторической активности как отдельной личности, так и общества в целом. Моральные ценности становятся стимулом решительных действий, когда превращаются в личное достояние, перерабатываются в психологический и рациональный компонент внутреннего мира человека, а затем реализуются в практической деятельности. Свобода - атрибут социального бытия и предполагает необходимость ответственности за результаты ее реализации. Ответственность - это определение соответствия или несоответствия поведения, результатов поступка содержанию моральных норм.
Она означает выход в непосредственную практику, связана с оценкой содержания деятельности и ее последствий. Она может рассматриваться как на личностном уровне (с точки зрения выполнения индивидом нравственных норм, предъявляемых обществом), так и на общественном (с точки зрения соответствия результатов деятельности социальных групп и общества в целом моральным требованиям и обязанностям: долгу, чести, достоинству, патриотизму и др.).
Степень моральной ответственности личности или социальной группы должна рассматриваться в соотнесении с их возможностями применительно к данным конкретным условиям. При этом необходимо выяснить: в состоянии ли человек вообще выполнить данные требования; в какой мере он правильно их понял и истолковал; насколько он дееспособен; какие внешние обстоятельства могли оказать влияние на результаты деятельности; мог ли он предвидеть результаты этих воздействий и ряд других условий. Чем выше уровень возможностей в моральном выборе личности, тем выше мера его личной ответственности за сам выбор и последствия поступка (9, с. 208).
Проблема ответственности связана с понятием вины человека, выяснением, в какой мере он виновен в негативных результатах своей деятельности применительно к конкретным обстоятельствам. Но в любом случае человек всегда должен понимать свои обязанности.
Современная этика в условиях глобального кризиса человечества и необходимости решения проблемы его выживания рассматривает мораль в качестве важнейшего средства самой возможности дальнейшего существования человека как социального существа. Однако информационное общество как следующая историческая стадия общественного прогресса автоматически не преодолевает результатов кризиса, порожденного индустриальной цивилизацией. Оно само таит в себе значительные опасности, связанные прежде всего с проблемами не только социально-экономического, но прежде всего нравственного отчуждения личности. Одной из причин такой опасности является все более опосредованный характер общественных отношений, утрата природно-чувственного, эмоционального восприятия внешнего мира, замена непосредственного общения с другими людьми опосредованными формами взаимоотношений (при помощи средств связи, технических электронных устройств, различного рода символов и т. д.). Моральное в большей мере выходит за рамки эмпирического бытия человека и перемещается на рациональный уровень его сознания.

Заключение

Нравственные проблемы современного человека не столь явно проявляются как социально-экономические, но они являются более глубокими и разрушительными для человека и общества. Общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может рассчитывать на будущее, которое диктует мораль, утверждающую реальный гуманизм, духовно обогащающую личность, требовательную к поведению человека, непримиримую к безнравственности.
Начинать решение проблемы необходимо с поиска и утверждения нового нравственного идеала, укрепления нравственных начал и повышения ответственности за результаты деятельности во всех сферах общественной жизни. Человечество всесильно в своем прогрессе, если оно осуществляет его на нравственной основе.
Для утверждения новой общечеловеческой морали как необходимой системы нравственных отношений между людьми, нужны огромные теоретические и практические усилия для выработки ее современных норм и их реализации в народе.
Таким образом, на пороге нового тысячелетия моральные устремления человечества направлены на созидание планетарной, высокогуманной этики, о чем предшествующие поколения не могли мечтать. Однако на вопрос о том, действительно ли со временем нравы человека улучшаются, может ответить только само время.

Список литературы

1. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. – М., 1983.
2. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.,1990.
3. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г.  Этика. – М., 1998.
4. Дробницкий О. Г.  Мораль. – М.: Просвещение, 1974.
5. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Минск: Тера-системс, 1998.
6. Золоухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
7. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6-ти т. – М.,1965.- Т.4.
8. Кропоткин П. А. Этика. – М.: Наука, 1966.
9. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. – М.,1995.
10. Попов Л. А. Этика. – М., 1998.
11. Росенко М.Н. Основы этических знаний. – СПб.: Лань, 1998.
12. Судызбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.
13. Этическая мысль. –  М.,1990.
14. Якобсон В.М. Моральные проблемы человечества. – М.: Просвещение, 1987.

(20.5 KiB, 67 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!