Этический пафос легенды об Атлантиде

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Традиционно считается, что античность открыла человека. Однако существует чрезвычайно притя­гательная легенда об Атлантиде, где жили люди необыкновенной кра­соты, доброты и силы. Это были высокоодаренные личности, кото­рые могли общаться путем передачи мыслей на расстоянии и поэтому не нуждались в письменности. Атлантида использовала мыслительную энергию, что утрачено в настоящее время. В золотой век атланты жили по несколько сот лет. После 23-25 лет основным различием считал­ся уровень мудрости, опыта, чистоты мыслей в отношении друг к другу. Дети с самого раннего возраста обучались математике, а под1 ростки интересовались изобретениями; причем они могли произво­дить расчеты в уме со скоростью современных компьютеров.

В Атлантиде женщина считалась цветком, а мужчина - лучом солнца. Согласно легенде, атланты сами решали, когда покинуть свою физическую оболочку^ т.е. умереть. Концентрируя свою волю и внимание, они так ясно представляли себе другой мир, что пере­ходили в него с полным сознанием.

В течение многих поколений жители Атлантиды сохраняли высо­кие моральные нормы. Но со временем они стали слишком честолю­бивы и жадны. Когда атланты начали заботиться каждый о себе и лишь "о собственном благополучии, утилизировали знание в собственных целях и уверовали, что всякий сам для себя является законом, начался упадок Атлантиды. Сокровенные знания, направленные в противопо­ложную сторону эволюции, в сторону эгоизма и недоброжелатель­ства, превратились в деструктивную силу невиданных размахов.

Платон, в диалогах которого мы найдем легенду об Атлантиде, дал этому идеальному государству географическое место в Атланти­ческом океане и определил исторический период его существова­ния - 11500 лет тому назад. Время вспомнить об Атлантиде пришло, когда Платону исполнилось 70 лет. В диалогах «Тимей»и «Критий» рассказывается легенда об Атлантиде, которую Платон слышал от своего деда Тимея, а последний - от близкого друга своего отца по имени Солон, который, в свою очередь, узнал ее от жреца, буду­чи в Египте по государственным делам. «Девять тысяч лет назад за проливом, который вы называете Геракловы столбы (Гибралтарский пролив), находился огромный остров, который назывался Атлантида. На этом острове возникла сильная и удивительная династия коро­лей. Эта династия попыталась побороть многие страны. Однако не­сколько сильных землетрясений раскололи этот остров, и он затем погрузился в воду и полностью исчез».

Этический пафос легенды об Атлантиде очень высок, и, пере­ходя к анализу философских размышлений о природе человека, сле­дует сопроводить их словами Н.Бердяева, который отмечал: «Чело­век- двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к ве­ликой любви и к великой жестокости и беспредельному эгоизму». И в то же время он считал, что «...наступает пора писать оправдание человека -антроподицею». Понять человека в его конкретных эмпи­рических проявлениях, его недостатках и достоинствах, сделать во­прос о человеке главным пунктом философского творчества - вот перспективная задача для многих поколений мыслителей.

Русской философской школе очень близка идея двойственной природы человека. Однако в различные эпохи и в различных фило­софских системах человека определяли по-разному. Нолю 5ар1епх - «человек разумный», наиболее употребительное из определений. «животное рациональное», фигурирует в зоологи­ческой классификации Линнея; - «животное, производящее орудия» - определение Франклина; - «человек как символическое животное» - итоговый вывод Кассирера. Идеи Кьёркегора можно проинтерпретировать так: чело­век - существо, делающее выбор. А как не упомянуть суждение Ниц­ше: «Человек - это животное, способное обещать», выводящее нас в мир нравственных императивов, или очень отрезвляющий вывод Руссо: «Размышляющий человек - просто испорченное животное». О человеке говорят как о звере, алчущем нового. Иногда его воспри­нимают как живоесущество, которое может относиться принципи­ально аскетически к своей жизни. Подчас говорят о прямо-таки про­тивоположном свойстве человека, а именно о том, что изначальным родовым признаком человека является избыток влечений.

М.Шелер уверен, что при слове «человек» в сознании обра­зованного европейца сталкиваются три круга идей. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия об его особом положе­нии, и человек является человеком благодаря тому, что у него есть ум, речь, разумность. В-третьих, вспоминается круг пред­ставлений современного естествознания, согласно которому че­ловек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способ­ностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей, по сравнению с человеческой, природе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!