Этические учения Нового времени

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Духовная жизнь Нового времени (XVII  – первая половина XIX вв.) ориентируется на новые ценности. От науки требуется практическая отдача, полезность. Главным носителем разума является человек. Моральная ценность человеческих поступков определяется характером знаний о мире природы и о собственном существовании человека. Общество как единая целостная реальность раскалывается на отдельные функциональные подсистемы с присущими ценностными ориентирами. Индивидуализация общественной жизни способствовала атомизации морали в качестве специфического и универсального средства регуляции поведения и ориентации людей. Нормы морали и нравственности были неразделимы от гражданских прав и обязанностей. Основной задачей этики предстает ориентированность на жизненные потребности и интересы людей.

Моральное сознание, поведение и нравы в Новое время складывались под влиянием индустриальной цивилизации, буржуазных революций и оформлением новых классов и социальных групп. Осуждались паразитический образ жизни аристократии и сословные привилегии. Протестантские ценности провозглашали труд, бережливость, скромность, воздержание, честность. Право на собственность наряду с правом на жизнь и свободу, провозглашенные просветителями, становятся определяющими в межличностных отношениях. Основополагающими ценностями становятся свобода, равенство и братство. Раньше этические учения и практическая мораль развивались независимо друг от друга. Теперь нравственные идеи, ценности и суждения стали достоянием широких кругов общества.

Английские философы-просветители Дж. Локк (1632–1704) и Т. Гоббс (1588–1679) нравственность выводили из естественного состояния «человеческой природы». Согласно их представлениям человек есть изначально эгоистическое существо, нацеленное на достижение собственной выгоды. Естественным состоянием людей предстает «война всех против всех». По Т. Гоббсу мораль вырастает из эгоизма и взаимного недоверия, имеет договорное происхождение. Всеобщим мерилом добра и зла являются законы государства, к которым индивид приобщается через «индивидуальный опыт», связанный с процессом воспитания.

В этику Нового времени привносятся методы, характерные для естественных наук. Так, Б. Спиноза (1635–1677) превращает этику в натурфилософию. Человек как часть природы подчиняется природным закономерностям. В человеке тело и дух – это одна и та же сущность. Он отождествил волю и разум. Поведением человека движет стремление к самосохранению и к собственной выгоде. Мыслитель обосновал тезис о рациональной сущности человека и предложил свои рецепты по изменению человеческих нравов: вразумление, личный интерес (самосохранение), личная польза.

Значительный вклад в разработку нормативной этики внесли французские просветители. Д. Дидро в своих работах дискредитировал идеи богоданности моральных норм. Идеи разумного эгоизма нашли отражение в трудах П. Гольбаха (1723–1729) и К. Гельвеция (1715–1771). Они полагали, что правильно понимаемый индивидом интерес представляет основу общего блага.

Этический рационализм достиг высшей точки развития в немецкой классической философии. Впервые была предпринята попытка обоснования автономности существования морали как самодостаточного принципа, не зависящего от социальной среды и жизненного опыта личности.

Этические воззрения И. Канта (1724–1804) явились вершиной философии морали Нового времени. Сущность морали он сводил к вечному неизменному категорическому императиву, требующему безусловного выполнения. И. Кант определяет категорический императив морали, т. е. высший принцип этики: всегда действовать таким образом, чтобы руководящие волей  принципы могли стать основой   всеобщего закона. Ему удалось обозначить целый ряд специфических черт морали, которая не сводима к совокупности душевных импульсов и переживаний человека. Она имеет нормативный характер. Свою этическую задачу И. Кант усматривал в теоретическом определении и обосновании морали.

И. Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания – в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний и непосредственных стремлений. Его заслуга состоит в указании на принципиальную всеобщность нравственных требований. Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. И. Кант усматривал в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества. Его постановка проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.

У Г. Гегеля (1770–1831) мораль представляет собой область духовных ценностей. Нравственность образуют соответствующие им социальные отношения. Мыслители рассматривают мораль как объективное состояние и как субъективный принцип долженствования. Нравственность есть действительность морали. Она представляет собой всеобщий образ действий индивидов, т. е. объективированность «Я». Г. Гегель мораль увязал со структурой сознания. В человеческом сознании «философия духа» включает в себя три составные части:

- «абсолютный дух» – высшие формы духовной активности (искусство, религия, философия), с помощью которых абсолютная идея приближается к самопознанию;

- «субъективный дух» – совокупность познавательных способностей человека;

- «объективный дух» – право, моральность и нравственность.

Помимо рационалистического подхода в Новое время оформляются иррационалистические трактовки морали. А. Шопенгауэр (1788–1860) выдвинул понятие «воля к жизни», присущее всему живому. Он полагал, что существует исходное начало – абсолютная воля, которая изначально агрессивна. Абсолютная воля проявляется на уровне неорганической природы. Она прорывается в органический мир в поисках пищи. У людей воля к жизни проявляется в трех прирожденных характерах: злобности, эгоизме и сострадании. Сострадание единственно нравственно. Однако зло неискоренимо. Он полагал, что «человек должен быть дьяволом для другого». Проблема разрешаема частично, и только посредством отвлеченного эстетического созерцания воли к жизни как таковой. В морально-этическом плане мыслитель призывал укрощать волю, не увеличивать количество зла. По существу этика А. Шопенгауэра проникнута глубоким пессимизмом.

Его последователь Ф. Ницше (1844–1900) полагал, что в мире существует антиэнтропийная сила, организующее начало, которое мы знаем в виде жизни. Абсолютную волю он раздробил на множество воль. По его мнению, воля существует на уровне всех живых организмов. Динамика развития мира заключается в столкновении волевых устремлений. Эту силу он называл «волей к власти» (квинтэссенция жизни). Для Ф. Ницше жизнь – это стремление к полноте власти. Если с точки зрения Шопенгауэра, с волей нужно бороться, то с позиции Ницше все обстоит наоборот. Следует поощрять волю к власти. Только индивид, обладающий большей волей к власти, более жизнеспособен. Проповедуя идею торжества жизни, Ф. Ницше выступает против возведения любых рамок, ее ограничивающих.

В своих воззрениях он утверждал, что этические постулаты, этические принципы являются на самом деле результатом борьбы за жизнь и власть и связаны с определенными органическими ресурсами человека как вида, с постоянством черт  его природы. По мнению Ницше, мораль «есть долгий гнет» и проявление стадного инстинкта в отдельном человеке. Нравственные нормы общества сковывают жизненную силу человека. Он отстаивал ценность индивидуализма. Главные заповеди будущей морали, предлагаемой Ф. Ницше, можно сформулировать следующим образом:

– люби самого себя;

– люди по природе не равны;

– каждый должен стать свободным;

– жизнь – это сила и красота.

В целом позитивность воззрений Ф. Ницше состояла в утверждении превосходства морали над бытием, ценностей перед знаниями.

С точки зрения З. Фрейда два инстинкта предопределяют поведение человека – инстинкт самосохранения и половой. Человек постоянно находится под натиском внешнего мира, в первую очередь, общественной морали, которая представлена соответствующими нравственными нормами, и внутреннего, где есть инстинкты, прежде всего, деструктивного характера. В его представлении этика подобно религии призвана защищать человека от собственных аффектов.

В этике марксизма нравственность есть сугубо исторический социальный феномен и производна от условий производства и воспроизводства общества. В обществе, основанном на классовых противоположностях, мораль всегда носит классовый характер, она или оправдывает господство и привилегии эксплуататорских классов, или является средством выражения интересов угнетенных.

Марксистская этика основана на убеждении во всесилии социальной практики, коренным образом преобразующей систему общественных отношений. Моральное обновление человека и общества составляет основание и предстает условием исторического процесса. Нравственность по своему существу есть явление историческое, она коренным образом меняется от эпохи к эпохе. Однако, будучи явлением вторичным, производным, нравственность в то же время обладает относительной самостоятельностью, в частности, она имеет свою логику исторического движения и играет социально-активную роль в обществе. В марксизме имеются положения, требующие известной переоценки. Прежде всего, это касается учения о классовой сущности морали, ее подчинении политике, необходимости революционного насилия и диктатуры. Мораль лишается своеобразия, превращаясь в средство оправдания утилитарной практики определенных социально-политических сил.

В целом, во всех этических учениях второй половины XIX века нашли отражение социально-экономические преобразования, и происходил поиск нравственных идеалов и морально-этических стандартов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!