Этапы стратегического менеджмента

16 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В управлении под стратегией принято понимать долговремен­ную программу действий, направленных на достижение глобальных целей организации.

Необходимость стратегического управления в современной эко­номике обусловлена рядом факторов:

- высоким уровнем концентрации и обобществления произ­водства;

- ростом выпуска сложных товаров (самолеты, автомобили компьютеры и др.), производство которых требует координа­ции усилий множества предприятий;

- усложнением межотраслевых и региональных хозяйственных связей;

- превращением НТП в главную производительную силу обще­ства и необходимостью, с одной стороны, координировать научные исследования, а с другой - обеспечивать ускоренное внедрение их результатов в производство;

- динамикой внешней среды: конкуренцией на рынке, новы­ми запросами покупателей, новыми предложениями конку­рентов и т.п.

Практическое осуществление стратегического управления на уровне организации позволяет решить ряд задач:

- предвидеть и проводить стратегические изменения;

- создать потенциал фирмы, способствующий стратегическим изменениям;

- определять приоритеты в развитии фирм;

- обеспечивать концентрацию сил и средств на наиболее пер­спективных направлениях развития фирмы;

- готовить специалистов, способных проводить стратегические изменения.

Применение стратегического управления на практике возможно при наличии определенных условий, важнейшими из которых яв­ляются:

- высокая культура производства и управления;

- наличие добротных коммуникаций, достоверной и обширной информации о требованиях рынка, ценах, ресурсах, партне­рах и конкурентах, а также о затратах и потенциале самой организации;

- наличие специалистов, владеющих инструментарием страте­гического управления и обладающих стратегическим мыш­лением.

Широкое использование стратегического управления на россий­ских предприятиях требует проведения определенных предвари­тельных работ:

- создания системы стратегического информационного обеспе­чения предприятий и организаций;

- разработки достаточно простых моделей стратегического ана­лиза, позволяющих выбирать (или разрабатывать) реальные модели стратегического развития;

- подготовки и переподготовки кадров, владеющих навыками стратегического управления.

Разные авторы теории стратегического менеджмента дают раз­ные определения стратегического управления. Так, Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящей в реализации вы­бранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимо­отношений с окружением посредством распределения ресурсов, по­зволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».

По Хиггенсу, «стратегическое управление - это процесс управ­ления в целях осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением».

Стратегическое управление можно рассматривать как дина­мичную совокупность пяти взаимосвязанных управленческих про­цессов, логически следующих один из другого: 1) анализа среды; 2) определения миссии и целей; 3) определения и выбора страте­гии; 4) выполнения стратегии; 5) оценки и контроля выполнения стратегии. Однако существуют устойчивая обратная связь и обрат­ное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокуп­ность. Это - важная особенность структуры стратегического управления.

Анализ окружающей среды включает анализ макроокружения, конкурентной среды и внутренней среды.

Анализ макроокружения (макросреды) предприятия - это анализ состояния экономики, правового регулирования и управления, по­литических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющей общества, научно-технического и техно­логического развития общества, инфраструктуры и т.д.

Анализ конкурентной среды ведется по пяти составляющим: кон­курентам внутри отрасли; покупателям, поставщикам, потенциаль­ным конкурентам, производителям заменяющей продукции. Цель анализа - выявление конкурентной силы и конкурентных возмож­ностей каждого субъекта.

Анализ внутренней среды показывает потенциал предприятия, на который может рассчитывать руководство в процессе достижения поставленных целей. Такой анализ позволяет более верно сформу­лировать миссию.

Миссия предприятия должна в лаконичной форме отразить смысл существования предприятия. После составления миссии оп­ределяют долгосрочные цели. Завершается эта часть стратегическо­го управления процессом постановки краткосрочных целей. Опре­деление миссии и целей организации позволяет прояснить, зачем она существует, к чему стремится. Знание этого позволяет более обоснованно выбрать стратегию.

Выбор и реализация стратегии - ключевой процесс, так как именно от стратегии зависит достижение организацией целей. Час­то предприятие оказывается не в состоянии реализовать выбранную стратегию. Причины этого заключается в том, что либо была вы­брана неверная стратегия, либо произошли непредвиденные изме­нения во внешней среде. Но могут быть и чисто управленческие ошибки, когда руководитель не может должным образом включить имеющийся у предприятия потенциал для реализации стратегии. Это в особенности относится к использованию кадрового потен­циала. Реализация стратегии высшим руководством предприятия проходит в несколько этапов:

- 1-й этап - углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий;

- 2-й этап - принятие решения по использованию имею­щихся ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, принимаются решения по их распределению, -а также по соз­данию условий для вовлечения сотрудников в процесс реали­зации стратегии; *-„

- 3-й этап - принятие решения по организационной струк­туре предприятия. Цель таких решений - привести структуру в соответствие с реализуемой стратегией;

- 4-й этап - проведение необходимых изменений на пред­приятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Важно сконцентрировать внимание не только на том, что и как следует изменить, но также и на том, как эти изменения будут восприняты, какие силы и в какой форме будут сопротивляться, какие методы будут использованы для успешного проведения изменений;

- 5-й этап - пересмотр плана осуществления стратегии, если этого требуют обстоятельства. Стратегический план при определенных обстоятельствах может и должен подвергаться корректировке.

Оценка и контроль выполнения стратегий - логически послед­ний процесс стратегического управления. Этот процесс обеспечивает устойчивую обратную связь. Прежде всего устанавливают, что и по каким показателям проверять, затем проверяют соответствии конт­ролируемого объекта принятым стандартам и нормативам, выясняют причины отклонений, если таковые выявлены при контроле, и вно­сят коррективы, если они необходимы и возможны.

При контроле выполнения стратегий эти задачи приобрета­ют вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выявление того, в какой мере реализация стратегий приводит к достижению целей фир­мы. Это принципиально отличает контроль от оперативного контроля, так как он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовать принятие стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам такого контроля может касаться как стратегий, так и целей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!