Этапы развития Римского права. Источники права

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

История римского права охватывает целое тысячелетие, и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни государства. Однако периодизация истории римского права не может быть сведена к периодизации Римского государства. Обилие литературных источников по римскому праву уже предполагает множество вариантов этапов его развития. С точки зрения интересов учебного процесса представляется наиболее удобной традиционная периодизация истории римского права.

  1. Древнейший период (VI – сер. III вв. до н.э.). Право этого периода не выходит за рамки римской общины (цивитас), распространяется только на ее граждан (квиритов), и в силу этого называется цивильным, или квиритским. Праву римской общины, носящей замкнутый характер, присущи пережитки первобытно-общинного строя, примитивность правовых институтов, формализм, значительное влияние религии.
  2. Классический период (сер. III в. до н.э. - конец III в.  н.э.). В этот период римское право переживает пору расцвета, выходит за национальные рамки, освобождается от архаичности и религиозности, становится светским. Цивильное право сохраняется, но параллельно функционируют набирающее силу «преторское право» и выросшее из него «право народов». После предоставления римского гражданства всему свободному населению империи (212 г. н.э.) эта двойственность римского права исчезает, и оно становится единым для всех жителей Римского государства. Римское право этого периода превращается в гибкую универсальную систему с высокой  степенью разработанности как общетеоретических положений, так и конкретных отраслей и институтов права, имеющих непреходящее значение не только для античной, но и любой цивилизационной системы.
  3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.). Право этого периода находится под жесточайшим прессом тех внутренних процессов, которые обусловлены общим кризисом римской рабовладельческой системы. Право практически перестает развиваться. Главным достижением периода является проведение крупномасштабных работ по систематизации римского права, постепенному приспособлению его к нуждам нарождающегося феодального общества.

Под источником права понимается форма образования права или форма выражения права. В римском праве на протяжении его тысячелетней истории формами правообразования служили различные нормативно-правовые акты.

В древнейший период источниками права были правовые обычаи и законодательство эпохи царей, особенно Сервия Туллия. Формированием и толкованием складывающегося права занималась жреческая коллегия понтификов, состоящая из патрициев. По сути это были первые римские юристы, контролировавшие длительный период времени всю судебно-правовую деятельность в Риме. Первым источником права ранней республики стали Законы XII таблиц, принятые в 450 г. до н.э. Закрепленная в них система права получила название цивильной, поскольку распространялась на всех жителей римской общины. Несмотря на недостатки (формализм, неразвитость правовых институтов, низкий уровень юридической техники), Законы XII таблиц являлись «источником всего публичного и частного права» (Т.Ливий) и пользовались огромным авторитетом на протяжении многих столетий.

С укреплением институтов государственной власти источниками цивильного права становятся и другие законы, принимаемые народным собранием, а также сенатус-консульты (постановления) сената и в исключительных случаях решения магистратов. Законотворчество в раннем республиканском Риме было редким явлением, чаще издавались сенатские постановления по административным, финансовым, военным и другим вопросам. Привилегией понтификов являлось по-прежнему толкование законодательства, составление судебного календаря и форм исковых требований; и только в конце IV  в. до н.э. эти функции отошли к преторам.

В классический период формально основным действующим источником права являются Законы XII таблиц, но это всего лишь дань традиции, поскольку происходит фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Таблиц и цивильного (квиритского) права в целом. Нужны были новые правовые формы, своевременно учитывающие меняющиеся общественные отношения.

Таким новым источником права, тонко улавливающим потребности практики, становятся эдикты преторов, которые, не отменяя норм Законов XII таблиц, вместе с тем формируют две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» и «право народов».

Всю сферу социально-экономических отношений римлян регулировало цивильное право, но под его действием не попадали иностранцы – перегрины, издавна проживавшие на территории римской общины. Римляне во всевозрастающих масштабах начинают вступать с ними в различные отношения (экономические, семейные и т.п.). Эти отношения нуждались в правовом урегулировании. Это стало возможным благодаря деятельности специально  созданного магистрата – претора перегринов, который при вступлении в должность излагал в своем эдикте правила, подлежащие применению к перегринам, а также к римским гражданам в их взаимоотношениях с перегринами. Совокупность таких правил и образовала «право народов». Последнее исходило из признания того, что эталоном права следует считать «добрую совесть» и «справедливость», а естественным состоянием судопроизводства – отказ от ненужных и вредных формальностей, вынесенных из древности, простой и дешевый суд, основанный на принципах состязательности и свободной оценки доказательств. Вновь созданное «право народов» стало представлять наиболее совершенную составляющую единого римского права, постоянно обогащаемого в процессе своего дальнейшего развития.

Не менее важную роль сыграли эдикты городского претора, с именем которого связано возникновение «преторского права». Именно он, являясь высшем должностным лицом республики, раньше других увидел углубляющееся несоответствие между активной коммерческой деятельностью и старыми архаичными формами правового регулирования, основанными на цивильном праве. Претору, как вершителю суда по гражданско-правовым искам, лучше других магистратов было видно это несоответствие, и он стал решать дела по «разуму» и «справедливости», но в обход Законов XII таблиц. Нет, он не отменял установления Таблиц, но действовал вопреки им с учетом интересов сторон в условиях возросшей предпринимательской активности. Свои правообразующие предписания претор облекал в форму эдикта.

Положения, которые содержались в эдикте (особенно юридические формулы для рассмотрения дел в суде), сами не имели силу закона, но подлежали обязательному исполнению в силу властных полномочий претора (империя) и его итердиктов (приказов), исполнение которых обеспечивалось принудительными санкциями. Как правило, эти судебные формулы вводили новое право, отклоняясь от права цивильного.

Позднее, в период ранней империи и роста полномочий императорской власти, роль и значение преторов в политической системе Рима падает. Они перестают быть творцами нового права; их инициатива подавляется. По поручениям императора Адриана один из выдающихся юристов Рима Сальвий Юлиан в 130 г. н.э. переработал вариант эдикта в качестве закона императора, названного «постоянно действующим» или «вечным эдиктом» («эдиктум перпетуум»). С этого времени преторский эдикт утрачивает значение источника римского права.

В период принципата народное собрание лишается законодательных полномочий. Принцепс наделяет сенат правом издавать сенатус-консульты, имеющие силу закона. Некоторое время они являются наиболее важным источником римского права.

Во II в. н.э. римские юристы научно обосновали переход законодательной власти народа к императору. С этого времени его нормативные акты (конституции) приобретают силу закона и становятся важнейшим источником права.

Как  форма  права, императорские конституции подразделялись на: 1) эдикты, содержащие общеправовые установления; 2) рескрипты, имевшие значение частноправовых предписаний или распоряжений; 3) декреты, выносимые императором решения по конкретным судебным делам; 4) мандаты, устанавливающие административные полномочия и объем юрисдикции правителей провинции.

В развитии источников римского права в классический период не меньшая роль, чем претору, принадлежала деятельности юристов, благодаря которой римская юриспруденция достигла своего наивысшего расцвета. При поддержке принцепсов, которые стремились сделать юристов непосредственным орудием своей политики, юристы классического периода проделали огромную работу по совершенствованию всей правовой системы империи; они творили право в неразрывной связи науки с практикой, и в этом была их  сила.  Принцепсы, начиная с Августа, стали предоставлять выдающимся юристам особое  право давать официальные консультации, которые приобрели значение правотворчества. Правотворческая деятельность юристов проявлялась в трех формах, т.е. в выработке: а) формул для юридических действий; б) консультаций частным лицам по юридическим вопросам; в) консультаций магистратам по ведению дел  в судах. В такой форме юристы давали толкование действующему праву, а в случаях его пробельности или практической непригодности предлагали свои собственные решения.

Классическая юриспруденция совершенствует судопроизводство по гражданским делам. И этому были свои причины. Расширение пределов государства, появление на его территории иностранцев (перегринов), все увеличивающийся объем обмена и торговли, денежного обращения, в том числе между римскими гражданами и перегринами, делают актуальным введение новых форм судебной защиты интересов сторон. Легисакционный процесс, отличавшийся строгим формализмом, не отвечал требованиям новых отношений.

На смену ему пришел формулярный процесс, возникший первоначально в преторском праве, а затем легализованный законами Эбуция и Юлия (II в. н.э.). Общий смысл совершившейся реформы заключался в переложении обязанности формулировать предмет спора с заинтересованных сторон на претора. В легисакционном процессе стороны сами должны были формулировать свои претензии, облекая их в соответствующие закону формулы. В формулярном процессе стороны перед магистратом могли излагать дело в любых выражениях и в любой форме; дать же претензиям сторон соответствующее юридическое выражение составляло теперь заботу претора.

Так, претор из пассивного участника гражданского процесса превратился в центральную фигуру, поскольку из его правовой формулировки спора вытекало предоставить защиту или отказать в ней, опираясь не на устаревшие нормы цивилизации права, а на принципы справедливости и доброй совести. В связи с этим первая стадия судопроизводства (ин юре) приобретает иное значение, чем прежде. Особенность ее заключается в правовом предписании (формуле) претора, адресованном судье, как решить данное дело. Неисполнение исключалось, судья четко следовал формуле претора. И как следствие – возникали новые иски и формулы, обеспеченные преторской защитой, что способствовало интересам собственников и торгового оборота, наполнению частного права новым содержанием.

Императорская эпоха вносит свои коррективы в судопроизводство по гражданским делам. Уже первые принцепсы ограничивают независимое правотворчество претора, а с введением окончательной редакции «вечного эдикта» (130 г. н.э.) развитие преторского права прекращается. Пробелы в праве восполняются декретами принцепса, обязательными к исполнению, эдикты претора и его исковые формулы остаются невостребованными. Сам претор становится исполнителем воли принцепса. Императорские чиновники, даже не имеющие судебной юрисдикции, рассматривают гражданские споры в форме административного производства. Этот новый порядок  рассмотрения, в обход действующего формулярного, получил название экстраординарного процесса. Его юридическое закрепление в качестве единственной формы гражданского процесса было осуществлено в конституции Диоклетиана 294 г. н.э. Многовековое размежевание исполнительной власти и суда, являвшееся свидетельством существования демократии, было устранено, административная юстиция стала вершить суд по гражданским делам.

Рассмотрение дела, по существу, осуществлялось чиновником единолично. Он принимал заявление к рассмотрению, обеспечивал явку ответчика, решал вопросы о допуске адвокатов. В подчинении судей-чиновников были асессоры и многочисленные канцелярии, имевшие существенное влияние на исход процесса. Делопроизводство становится письменным, вводятся судебные пошлины, ограничивается публичность судоговорения, но сохраняется состязательность. В ходе судебного разбирательства судья выслушивал объяснения сторон и свидетелей (не менее двух, ибо «один свидетель значения не имеет»), адвокатов, давал оценку письменным документам. Решение по делу являлось мотивированным и конкретным: удовлетворить иск полностью или частично, отказать в иске. Исполнение решения производилось не истцом, как прежде, а органом государственной власти, в том числе в принудительном порядке с наложением взыскания на имущество должника. Обжалование (от лат. апелляцио) решения допускалось в вышестоящий суд. За неосновательно поданую жалобу апеллянт подвергался штрафу в размере до трети цены иска или нес уголовную ответственность.

Великое переселение народов, происходившее в 4-7 веках, сыграло очень важную роль в падении Западной Римской империи. Во время Великого переселения народы из глубин Азии двинулись на запад. Гунны, вышедшие из Китая теснили племена, жившие на пути их продвижения, которые снимались с места и вынуждены были с семьями переселяться на территорию Римской империи. Самыми многочисленными и воинственными были германские племена готов и вандалов. Римляне давно уже сталкивались с германцами и отражали их натиск на империю. Некоторые германские народы стали союзниками (федератами) Рима. Германцы служили и в римской армии. Представители германских племен достигали высокого положения в империи, занимали почетные государственные должности. Однако с конца 4 века продвижение германцев приняло характер нашествия, противостоять которому становилось все труднее и труднее.

До того как прийти в соприкосновение с римлянами, готы жили в Причерноморье. Здесь они усвоили элементы скифской культуры. Еще раньше готы обитали в Скандинавии.

С 3 века готы стали постоянно беспокоить римлян. Многие племена постепенно сливались с народом готов, образуя объединение варваров, враждебных Римской империи.

Во главе готского союза стоял вождь, которого избирало боеспособное мужское население. Избранника воины поднимали на щит под ликующие возгласы соплеменников и бряцание оружия. Вождя окружали дружинники. Доблесть готского воина заключалась прежде всего в безудержной отваге, даже свирепости, в совершенном владении оружием.

Сначала готы были язычниками; Как и другие германцы, они почитали бога Одина (Вотана), повелителя бури, вихря и небесного вождя-воина. После Никейского собора, когда арианские епископы были осуждены и высланы на окраины империи, готы были крещены этими епископами как ариане.

Племена готов делились на две большие группы - остготов и вестготов. В 375 году на готов напали гунны, и готы, перейдя Дунай, оказались на римской территории. Им было разрешено поселиться здесь в качестве союзников-федератов. Среди готов свирепствовал голод, гибли их семьи. Вспыхнул мятеж против римлян, которых готы посчитали виновниками их бед.

В 378 году у города Адрианополя сошлись в жестокой битве римляне и готы. Римляне были разгромлены, а их император исчез, тело его не было обнаружено,

Древние историки сообщают, что в начале 5 века готы снова двинулись на Италию. В 410 году они, возглавляемые вождем Аларихом, подошли к стенам Вечного города и осадили его. В Риме начался голод, стали распространяться болезни. За снятие осады Аларих потребовал огромный выкуп. Римляне должны были отдать все имевшееся у них золото, драгоценности, рабов, имущество. На вопрос римлян: "Что же тогда у нас останется?" - Аларих жестоко ответил: "Жизнь". Пытаясь умилостивить вождя варваров, римляне переплавили множество статуй, в том числе и Римской Доблести, чтобы сделать слитки драгоценных металлов. Однако Алариху надоело ждать, и он решил взять город. Впервые за много веков Рим был захвачен варварами. Через три дня, пресытившись кровью, нагруженные огромной добычей, готы покинули почти вымерший, полуразрушенный город. Римская слава была растоптана. Среди пленников Алариха оказалась и сестра римского императора. Позже ее насильно выдали замуж за племянника Алариха.

Вестготы ушли за Альпы. На юге Галлии они образовали первое варварское королевство со столицей в городе Тулуза.

Стремительно слабевшее государство уже не могло защищать своих подданных. Перед врагами были беззащитны и богатые, и бедные. Однако, как писал римский историк, "римляне сами себе были врагами худшими, чем внешние враги. И не столько враги их разгромили, сколько они сами себя уничтожили".

Колоны, рабы, бедняки страдали от непосильного бремени налогов. Их земли приходили в запустение. Нечем было кормить детей. Императоры, чиновники грабили народ не меньше варваров. Чтобы выжить, жители Рима и Италии нередко перебегали к варварам, служили им, предпочитая лучше смириться с различием нравов и несвободой, чем терпеть несправедливость и жестокость от собственных чиновников и землевладельцев.

Христианская церковь призывала защищать отечество от варварского нашествия. В то же время она осуждала кровавую историю языческого Рима и злодеяния римских властей. Отец церкви святой Августин в сочинении "О Граде Божием" назвал гибель Рима расплатой за его страшные грехи в прошлом. Он не видел возможности спасения Рима. Все его помыслы были устремлены к царству небесному, к Божьему Граду, который должен прийти на смену граду земному.

Последним императором Западной Римской империи был мальчик Ромул Августул. По иронии судьбы, он носил имена основателя Рима и основателя империи. Ромула Августула сместил предводитель варварских племен, напавших на Италию в 70х годах 5 столетия.

Смещение последнего императора Западной Римской империи произошло в 476 году. Этот год условно считается датой падения Западной Римской империи, хронологическим рубежом конца античности.

Константин завершил и административную реформу, начатую Диоклетианом. Прежде всего он упразднил тетрархию и установил единоличное управление империей, однако элементы соправительства в лице сыновей и племянников сохранились. Существенным преобразованиям подверглось местное управление. В каждой половине империи – Западной и Восточной – было образовано по две префектуры. Каждая префектура возглавлялась префектом претория, наделенным исключительно гражданскими полномочиями. Военная власть в префектурах обособилась в самостоятельное управление во главе с  магистром войск и начальником конницы.

Префектуры делились  на  диоцезы, возглавляемые викариями, диоцезы – на провинции во главе с ректорами, провинции – на общинные  округа, которыми  управляли декурионы. Каждый чиновник имел собственную канцелярию и соответствующий штат служащих.

Вся система  органов  местного  управления  находилась  под жестким правительственным контролем и тщательно регламентировалась. Все они были наделены широкими административными и  судебными полномочиями  по выполнению общегосударственных повинностей – сбора налогов и податей, рекрутского набора и т.д.

Константин решительно  отмежевался  от религиозной политики Диоклетиана, считая  преследование  христианства  ошибочным.  Он увидел в христианской религии силу, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй.  Поэтому Миланским эдиктом 313 г.  он признал христианство равноправным  с  другими религиями,  существовавшими в империи. А вскоре и сам (незадолго до смерти) принял обряд крещения. В 337 г. н.э. христианство было объявлено  государственной религией,  а Константин столпами церкви наречен Великим.

Доминат обрел в лице христианства  мощную идеологическую поддержку. С этого времени христианская церковь наряду с армией и  чиновничеством  становится  главной опорой домината.  Эти три постоянные опоры домината являлись связующими империю силами при фактически  отсутствовавшем социально-экономическом единстве.  И пока они материально обеспечивались, доминат сохранялся как система власти, порабощения и эксплуатации.

Реформы Диоклетиана и Константина вывели Римскую империю из кризисного состояния, укрепили римскую государственность, возродили на  короткий  срок былое политическое могущество и международный престиж.  В условиях «затишья» Константин перенес столицу империи в  ее восточную половину,  экономически более развитую и менее пострадавшую от войн,  в старинный Византий, дал ему новое название Константинополь и провозгласил официально 11 мая 330 г.  столицей империи.

В 395 г. н.э. произошло окончательное разделение империи на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Западная Римская империя, раздираемая внутренними социально-классовыми противоречиями, восстаниями рабов и колонов, общим кризисом  рабовладельческой системы хозяйства под напором германских племен в 476 г. н.э. прекратила свое существование. Восточная Римская  империя – Византия просуществовала как феодальное государство до 1453 г.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!