Этапы развития психологии как науки

В научном употреблении термин «психология» появился впер­вые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек лег­ко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаб­людения.  Позднее, в XVII-XIX вв., сфера исследований психо­логов значительно расширилась, включив в себя неосознавае­мые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

С древнейших времен потребности общественной жиз­ни заставляли человека различать и учитывать особеннос­ти психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические филосо­фы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образо­вание, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, сущес­твует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа на­чинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистичес­кая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. За­слугой идеализма того времени явилось то, что им была поставлена (но не решена) проблема дуализма –  вопрос о соотношении тела и души, показана невоз­можность наивно-материалистического объяснения сложных ду­шевных явлений, относящихся к сфере разума и сознания че­ловека. Был введен в психологию ее основной метод, до­минировавший в научных исследованиях на протяжении почти двух столетий – интроспекция. Душа рас­сматривалась как высшее разумное начало, способное к само­познанию – рефлексии.

Затем пришло атомисти­ческое учение (Аристотель), согласно которому мир представляется состоящим из мно­жества мельчайших, неделимых частиц – атомов, наиболее мелкие и самые подвижные из них – это атомы души. Она стала рассматриваться как материальный орган, оживот­воряющий тело и управляемый таким же материальным нача­лом – духом (разумом).

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способнос­тях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность челове­ка – ощущение, оно принимает формы чувственно вос­принимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и кон­трасту, тем самым указав основные виды связей – ассо­циаций психических явлении. В XIV-XVI вв. появляется термин «психология», используе­мый как новое название для науки о душе.

Эпоха Возрождения освободила все науки от религиозных дог­матов. Под влиянием развивающейся механики тело человека и животных теперь рассматривает­ся как сложно устроенная машина, однако продолжает сохра­няться идея, что работа тела человека в отличие от тела живо­тных регулируется не органическими потребностями, а душой. В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Лейбница, содержащие первые идеи о бессознательном (неосознанное вос­приятие) и его связи с сознанием.

В XVIII в. на свет появляются  эмпиризм и сенсуализм. Первый представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом, а второй – о доминировании чувственного познания над рациональным. С XVIII в. учение о психике связывается с мозгом (до этого психические явления «размещали» во многих частях тела, вклю­чая сердце и печень).

Со второй половины XIX в. психология – самосто­ятельная наука. В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуа­ция. Ее причин было несколько: отрыв психологии от прак­тики; почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным; не­возможность объяснить ряд основополагающих проблем са­мой психологии, в частности – связь психических явлений с физиологическими и поведением человека Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были на­правлены на решение сформулированных выше проблем. Та­ких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность из них получили три, вскоре оформившиеся в самостоятельные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм). В XX в – происходит процесс интеграции знаний, им появляются новые концепции:  когнитивная психология, неофрейдизм.

Когнитивная психология, рассматривает то, как человек воспринимает, пере­рабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении.

Неофрейдизм. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, пред­ставленных в этом направлении, весьма радикально от нее от­личается.

Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух ты­сяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Спо­собность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение чело­века за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возни­кает в XX веке. Задача психологии — ставить экспери­менты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции чело­века (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объек­тивные закономерности, проявления и механизмы психи­ки.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!