Этапы развития философского знания в таблицах

11 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

АНТИЧНОСТЬ (7-6 вв. до н. э. – 5 в. н.э.)

 

Главные составляющие (части) философии Краткое содержание взглядов

и концепций

 

 

БОГ (теология)

Переход от мифологии к философии. Религиозная основа - политеизм. Монотеизм в зародыше, в философской форме как божественное «благо» (у Сократа, Платона, Аристотеля); «огнелогос» (у Гераклита, стоиков); «единое» (у неоплатоников).
 

ОНТОЛОГИЯ

(учение о бытии)

Основа мировоззрения – космоцентризм. Космос – главное понятие. Он система, порядок из хаоса, универсум. Управляется Логосом (космический закон, космический разум). Господствует целесообразность. Наивный, стихийный материализм в форме натурфилософии. Философский дуализм бытия (Аристотель, стоики). Идеализм (Сократ, Платон, неоплатоники).
 

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

 

Человек – это микрокосм в общей системе бытия-космоса (макрокосма). Распространен фатализм: («Живи согласно природе», «Согласного судьба ведет, несогласного – тащит»). Человек есть единство тела, души, воли. Он существо не просто природное, но и социальное («животное политическое» - Аристотель).
 

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

 

Высшее достижение человека – калокагатия как гармоническое единство внутреннего и внешнего, красоты и блага. Главная цель и образ жизни соответственно установке: а) стремление к счастью (эпикуреизм); б) мудрое достоинство и молчание, атараксия (стоики и скептики); в) свободная самодостаточность, анархизм (киники). Главные добродетели: мужество, справедливость, умеренность, любомудрие, невозмутимость. Создание этики как теории морали (Аристотель).
 

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Цель знания – формирование общих понятий. Деление знания на «знания-мнения», их относительность; и «знания-истины», они вне чувственного мира. Большинставо знаний – относительны (скептицизм). Основные гносеологические направления – сенсуализм (теория истечения чувственных образов Демокрита) и рационализм (интеллектуализм Платона – его теория «припоминания», Аристотель – создатель логики понятий, суждений, умозаключений).
 

СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЛОСОФИЯ

Высшая форма бытия – государство. Соблюдение социальной иерархии: ремесленники, воины, мудрецы-правители – как  образ идеального государства.

Разработка форм правления: тирания, олигархия, демократия – основные формы власти.                                                                                 История – циклически повторяемые стадии упадка и расцвета. Общая установка –телеология: движение к высшему благу.

 

ЗАПАДНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2–14 вв.)

 

Главные составляющие (части) философии Краткое содержание взглядов

и концепций

 

 

БОГ (теология)

Монотеизм. Философствование в вере: апологетика, патристика, схоластика. Философия – служанка богословия. Утверждение христианской догматики: Тертуллиан: «верую, даже если это абсурдно»; Августин Аврелий – «молот еретиков». Главная проблема – соотношение веры и разума, теологии и философии. Апологетика и патристика – приоритет веры над разумом, схоластика – гармонизация веры и разума (Фома Аквинский, теория двойственной истины).
 

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Основа мировоззрения – теоцентризм,

креационизм и провиденциализм. Дуализм бытия: мир божий (небесный) – подлинное бытие и мир земной (сотворенный) – неподлинное.

 

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Тварность (вторичность по отношению к Творцу) человека «по образу и подобию» Бога. Наделение его разумом и свободой воли. Постулирование идеи грехопадения и земной греховности человека, но, одновременно, и бессмертия души. Проповедь аскетизма и смирения.
 

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Абсолютность божественных нравственных заповедей («Десять заповедей» в Ветхом Завете; «Нагорная проповедь» в Новом Завете). Вера, любовь к богу, надежда на спасение, смирение – высшие ценности. Также декларируются добрая воля и свобода совести, вера в духовное становление человека при приобщении его к божественной благодати (крещение, причастие, исповедь – основные нравственные ритуалы). Спор о природе и наличии добра и зла в мире – теория теодицеи.
 

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Бог – абсолютная, высшая истина: «Я есмь сущее» (Библия). Человеческие знания – лишь бесконечный путь к истине. Попытка получить абсолютное знание – гордыня, смертный грех, за который человечество уже несет наказание. Путь познания: на этапе апологетики и патристики – преимущественно, мистическое откровение, этап схоластики дополняется рационализмом (доказательства бытия Бога, спор об универсалиях, рассуждения о сущностях).
 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Государство – воля Божия. Монарх – помазанник Божий (большое влияние власти  церкви, папства, кардиналов). Общество  стагнировано и традиционно. Законы монархичны и «неписаны». Понятия «исторического времени» еще нет. Господствует идея Апокалипсиса («второго пришествия Христа и конца света»).

 

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ (15–18 вв.)

 

Главные составляющие (части) философии Краткое содержание взглядов

и концепций

 

БОГ (теология)

Изменение идеи бога, отход от догматитическо- христианского вероучения. Переориентация с теологического (патристика и схоластика) постулирования бога на философское понимание:  деизм и пантеизм. Секуляризация схоластической философии.
 

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Переход от геоцентрической парадигмы мироздания на гелиоцентрическую. Полицентризм: идея бесконечности Вселенной и множественности миров. Возрождение натурфилософии и натуроцентризма: множество учений о субстанции, её атрибутах и модусах. Деизм, пантеизм, материализм, идеализм как онтологические позиции.
 

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Становление мировоззренческого антро-поцентризма и гуманизма. Реабилитация телесного начала и ограничение аскетизма. Возрождение идеи ценности земной жизни и жизненного опыта, свободы человека в его устремлениях. Культ человека-творца. Развитие веры в духовное преображение человека, в его творческие способности, в возможности морально-духовного совершенствования.
 

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Моральный и нравственный дуализм: одновременно требование заповедей Священного Писания и пропагандирование эпикурейского отношения к жизни. Развитие теорий гедонизма, эвдемонизма, «разумного эгоизма». Главный акцент делается на искусство и эстетические начала бытия: новый толчок получают живопись, архитектура, театр, музыка, поэзия, технические идеи.
 

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Укрепление позиций разума. В центре внимания – познающий субъект: «Я мыслю – следовательно, существую» (Декарт). Становление наук (естествознание) и разработка методов познания как эмпиричеческого (индуктивные методы), так и теоретического (дедуктивные методы). Складываются основные гносеологические направления: сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Зарождение и становление классической науки.
 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Создаются модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла и др.); теории государства как реализация идеи «общественного договора» (Гоббс, Руссо, Локк и др.). В поле внимания власть, мораль и политика, теория права (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье и др.). Возникновение теорий исторического времени и общественного прогресса (Гердер, Тюрго, Вико). Реформация в Зап.Европе (16-17вв.) – переосмысление не только роли церкви, но и создание новых социальных и этических теорий.

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ

(18 – 19 вв.)

 

Главные составляющие (части) философии Краткое содержание взглядов

и концепций

 

БОГ

Философское постулирование бога как высших морали, цели, разума (Кант, Фихте, Гегель) неявно присутствует; а также радикальный (Фейербах, Маркс, Энгельс) и воинствующий (Ленин, большевизм в целом) атеизм.
 

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Мировоззренческие основания: объективный идеализм (Гегель), субъективный идеализм (Фихте); материализм + субъективный идеализм (Кант); антропологический материализм (Фейербах); диалектический и исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин).
АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – единство мира природы и мира свободы; единство тела, души и духа. Сущность человека – его познающий разум и добрая воля, свобода, творчество и нравственность, т.е. духовность. Марксизм делает акцент на социальной природе и сущности человека, практическом характере его бытия: «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).
АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Учение о «категорическом императиве» - нравственном законе. Постулирование автономии морали как результата свободы воли. Долг, совесть, ответственность – основные нравственные понятия «практического разума». Человек как высшая ценность: он – цель, а не средство (Кант). Право, мораль, нравственность как исторические явления. Свобода – показатель общественного развития, реализация Духа во времени (Гегель, марксизм). Нравственные чувства (любовь), стремление человека к счастью – основа бытия, даны человеку от природы, они его сущность (Фейербах). Своеобразная философия искусства Шеллинга, которая вытекает из его философии природы. Именно в искусстве, считает он, преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического освоения мира, наступает гармония сознательной (человека) и бессознательной (природы) деятельности, устанавливаемая Абсолютом.
ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

1.Познание – процесс субъектной активности, априорной заданности субъекта на познание (Кант, Фихте), где снимается классическая противопоставленность субъекта и объекта. 2. Познание как отражение самоосуществления Абсолютного Духа, как логическое развертывание его содержания через систему понятий и законов: от простого к сложному, от «ничто» к высшим формам – искусству, религии, философии (Гегель). 3. Познание как адекватное отражение объектов реального мира: «субъективный образ объективного мира», цель- получение объективной истины; как постоянное приближение к абсолютному знанию: «от сущности 1-го к сущности  n-го и далее  порядка». Знание как единство относительных и абсолютных истин. Практика – критерий истины, основа и цель познания (марксизм). Общая методология – диалектика.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ История, по Гегелю – прогресс духа во времени, в осознании и обретении свободы и реализации нравственного закона. Общество в истории проходит ряд ступеней – семья, гражданское общество, государство. История как совокупность и смена разных культур: вавилонской, египетской, восточно-азиатской, германо-европейской. Последняя является высшей. Марксизм: теория исторического материализма – учение о смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Их пять, каждая ОЭФ совершеннее предыдущей по ряду параметров. Движение от низшей к высшей – цель и назначение истории. В целом характерен прогрессистско-формационный подход.

 

Следует обратить внимание, что схематизация философии – процесс очень сложный, здесь невозможно обойтись без значительного упрощения и потерь тех или иных положений и взглядов. Так как философия 19 – 20 вв. еще более сложная, разноплановая и неоднозначная в своих направлениях и позициях, автор не рискует продолжить далее, чтобы вместо истины не получить искажение, и тем не менее, считает, что такая трудоемкая работа была не напрасной. Компактное изложение основных позиций по отдельным предметным аспектам философии поможет лучше и быстрее сориентироваться в многообразном материале. Схемы можно использовать и как методологический материал для самостоятельной работы, например, можно дать такие задания: а) развернуть отдельные части; б) дополнить и уточнить позицию; в) подобрать соответствующую литературу, первоисточники и т.д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!