Этапы рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Важным этапом пересмотра дел об административных правонарушениях выступает подготовка к рассмотрению жалобы, так как это обязательный элемент процессуальных гарантий в рамках полного, всестороннего и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо (ст. 30.4 КоАП РФ):

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу, например, родственные связи или заинтересованность в разрешении дела (ст. 29.2 КоАП РФ), или истечение сроков давности (ст. 4.5 КоАП РФ), или отмена закона, установившего административную ответственность (ст. 24.5 КоАП РФ);

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы (ст. ст. 26.4, 26.5, 26.8, 26.10 КоАП РФ);

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Проблемы могут возникнуть при невозможности представления дела об административном правонарушении по подведомственности для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в связи с нахождением материалов дела в органах прокуратуры или предварительного следствия. В данном случае необходимо предоставить информацию о причинах, обусловивших задержку их направления, а также принять скорейшие меры к их получению.

Именно на стадии подготовки к рассмотрению определяется и срок, в период которого данная жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена по существу поставленных в ней вопросов.

Срок рассмотрения жалобы или протеста прокурора по общему правилу составляет 10 дней, а исчисляется он с момента поступления жалобы со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение жалобы (ст. 30.5 КоАП РФ и ст. 210 АПК РФ).

В свою очередь, в пятидневный срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов. Со дня поступления со всеми материалами в вышестоящий суд пятидневный срок установлен и для рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 3.12, ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).

Если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению, то срок рассмотрения жалобы на постановление об административном аресте либо об административном выдворении сокращается до одних суток с момента подачи жалобы. Необходимо понимать, что указанный срок возможно соблюсти только при наличии определенных предварительных действий, как то: формирование необходимых материалов, своевременное вручение извещений, а также в том случае, если обстоятельства дела об административном правонарушении не вызывают сомнения и не требуют уточнения или дополнительных доказательств по делу. В остальных случаях соблюдение суточного срока будет находиться под угрозой.

При этом действующим законодательством РФ закреплены и другие сроки. Так, ст. 140 НК РФ устанавливает, что жалоба должна быть рассмотрена в 30-дневный срок, и указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

В соответствии со ст. 55 Таможенного кодекса РФ предусмотрен общий 30-дневный срок рассмотрения первоначальной жалобы и возможность продления данного срока начальником этого таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично (ст. 30.6 КоАП РФ, ст. 210 АПК РФ), которые не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, однако при рассмотрении:

1) объявляют, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливают явку физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явку вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяют полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняют причины неявки участников производства по делу и принимают решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняют права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешают заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашают жалобу на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяют на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивают его заключение.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении акцентируется внимание на законности и обоснованности дополнительно представленных материалов; заслушивании объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ и АПК РФ.

В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, а также в целях удостоверения соблюдения прав лица, обратившегося с жалобой, может вестись протокол рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В практике также возникает вопрос: каким образом осуществляется пересмотр постановления по делу об административном правонарушении в случае подачи на него жалобы и принесения протеста одновременно? Здесь можно ссылаться на письмо ГТК РФ от 27 марта 2003 г. N 27-14/13306 "О применении главы 30 КоАП РФ", где говорится, что, если в вышестоящий таможенный орган поступила жалоба и принесен протест на одно и то же постановление по делу об административном правонарушении, пересмотр такого постановления должен осуществляться по обоим основаниям. Это означает, что рассмотрение жалобы и протеста должно проводиться в одном производстве и по результатам рассмотрения должно приниматься одно решение.

В отличие от КоАП РФ, который не конкретизирует основы явки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, в ч. 3 ст. 210 АПК РФ установлено, что арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Если суд не признал их явку обязательной, то неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела. Кроме того, в АПК РФ определено, что неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке и размерах, которые установлены в главе 11 АПК РФ.

Более детальное отражение в ч. 6 ст. 210 АПК РФ нашли обстоятельства, которые подлежат установлению при рассмотрении дела в судебном заседании: наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение; имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности; соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности; не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!