Этапы изучения литературного произведения в школе

Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, ана­лиз и заключительные занятия. Каждый этап включает в себя раз­нообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.

Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего ана­лиза и создание ориентиров восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения. Различаются два основных пути подготовки к чтению и анали­зу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сооб­щение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяс­нение непонятных слов. С.А.Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: вступитель­ное слово учителя, подготовительная беседа учителя с классом, постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руко­водствоваться при чтении, рассматривание иллюстраций, экскур­сии, подготавливающие ученика к восприятию произведения. В качестве примера приведен рассказ учителя о быте Москвы XVI века (перед изучением «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова). Рассказ о быте Москвы, об опричнине, о тор­говле и кулачных боях - с умелым введением новых слов - подго­товил учащихся к чтению и восприятию этого произведения.

Основными формами проведения вступительных занятий яв­ляются: рассказ учителя или лекция; лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по учебнику или с дополнительной литературой; киноурок; экскур­сия.

Нередко после вступительного занятия проводится ориен­тировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов - свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диало­га повествованием. В старших классах содержание вступительных занятий услож­няется и чаще всего связывается с историей создания самого про­изведения.

Анализ произведения - наиболее ответственный момент в ра­боте учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление раз­рыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В со­держание анализа входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осоз­нанно один из названных компонентов. В качестве ведущей или отправной линии анализа также выбираются определенные ком­поненты. Так, раздумья над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» можно начать с обсуждения его композиции; анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — с рас­смотрения художественного времени в нем. Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том чис­ле с произведениями других видов искусств. Особое значение при­обретает выбор материала для вторичного чте­ния. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углублен­ное личностное восприятие его. Перегруженность программ, осо­бенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием ус­ложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности клас­са, использованием карточек с заданиями, включением в струк­туру урока групповых и индивидуальных заданий. Целесообразно использование заданий на карточках по тексту в сочетании с заданиями, ориентированными на целостное восприятие произведения, на интерес к его поэтике.

У современного школьника вместе с расширением круга чте­ния растет желание расширить и понимание новых для него авто­ров. Обращение к поэтике художественного произведения в ходе анализа поможет осознанию творчества таких писателей, как И.А.Бунин, А.И.Куприн, поэтов «серебряного» века; поможет понять новаторство М.А.Булгакова, А.П.Платонова, поэтов пе­риода «оттепели», «городскую» и «деревенскую» прозу 60 - 80-х г., творчество А.И.Солженицына и многое другое.

Обращение к такому традиционному и такому новому на­правлению как изучение поэтики художественного текста мы по­нимаем как один из вариантов обновления литературного образо­вания в современной школе.

Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности про­изведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заклю­чение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебни­ком, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выра­зительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоцио­нальное восприятие литературного текста.

На заключительных занятиях по изучению лирических произ­ведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-му­зыкальные композиции. После уроков по драме - инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопо­ставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изу­чению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельные работы («пробы пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!