Этапы холодной войны

5 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН:

1. Причины и сущность холодной войны.

2. Начало холодной войны.

3. Этапы мировой политики в период холодной войны.

Список литературы.

1. ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.

Вторая мировая война во многом изменила сложившуюся на мировой арене ситуацию. Противостояние двух военно-политических блоков — НАТО и Варшавского Договора, во главе с США и СССР, сформировало двухполюсную структуру международных отношений. Конфликт между двумя блоками был отражением глобального идеологического, политического и военного противостояния противоположных общественных моделей.

Практическим воплощением этого конфликта стала «холодная война» между СССР и США - идеологическая борьба и геополитическое противостояние двух сверхдержав. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции - США и Великобританией, с одной стороны, и СССР - с другой начали расти уже к концу второй мировой войны, когда на повестку дня встали вопросы о послевоенном урегулировании. О полном разрыве между прежними союзниками и фактическом начале «холодной войны» впервые открыто объявил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчилль. В своей речи в городе Фултон (США) 5 марта 1946 г. он призывал создать англо-американский военный союз для борьбы с СССР и планами экспорта коммунизма в капиталистические страны. Советский Союз, в свою очередь, рассматривал успехи в борьбе с нацизмом и укрепление позиций на международной арене как предпосылку для формирования мировой социалистической системы.

При всей своей беспрецедентной военной и политической мощи США не стали и не могли стать единоличным лидером послевоенного мира. На международном уровне США приходилось считаться с существованием другой сверхдержавы - СССР, столь же решительно борющейся с любым посторонним вмешательством в зоне своего влияния.

Советский Союз вышел из войны могущественной военно-политической державой, претендующей, как и США, на роль сверхдержавы. Сыграв главную роль в разгроме гитлеровской Германии, Советский Союз добился беспрецедентного усиления своего веса и влияния в мире. В результате послевоенного урегулирования целая группа стран Восточной Европы (Болгария, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Польша, Албания и Югославия) и Азии (Китай, Вьетнам, КНДР и др.) оказалась в сфере непосредственного влияния СССР. Тем самым сложились предпосылки для образования мировой социалистической системы, к которой в начале 60-х годов присоединилась также Куба. СССР и другие социалистические страны решительно поддержали национально-освободительное движение колониальных и зависимых стран и народов. В результате значительно возросли их роль и влияние в третьем мире, образовалась целая группа стран так называемой социалистической ориентации.

Завершив послевоенное восстановление разрушенной экономики, руководство Советского Союза все больше внимания уделяло укреплению своего военного могущества. Для преодоления ядерной монополии США СССР разработал и осуществил программу создания собственного ядерного оружия. В 1949 г. в Советском Союзе было проведено первое испытание атомной бомбы. В том же году европейские социалистические страны создали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), к которому позже присоединились Монголия, Куба и Вьетнам. Эта организация сыграла большую роль в оказании социалистическими странами друг другу экономической помощи, в координации планов экономического сотрудничества и осуществлении международного разделения труда. Для консолидации социалистического лагеря и блокирования военной угрозы НАТО важнейшее значение имело подписание в мае 1955 г. в Варшаве СССР и другими странами социалистического содружества Восточной Европы - Польшей, Чехословакией, Румынией, Болгарией, Венгрией, ГДР и Албанией (которая в 1968 г. односторонне денонсировала договор) договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Варшавский военно-политический пакт, созданный на основе этого договора, сыграл большую роль в укреплении баланса сил в мировом масштабе.

«Холодная война» характеризовалась усилением недоверия между великими державами, форсированием гонки вооружений, созданием военных блоков, использованием силы или угрозы применения военной силы в международных отношениях, отказом от урегулирования спорных вопросов путем переговоров и т.д. Конфронтационность в отношениях друг с другом составляла как для СССР, так и для США основу глобальной внешнеполитической стратегии. Такая позиция держала в постоянном напряжении весь мир, который был разделен на сферы «жизненных интересов» двух сверхдержав. Сформировалась двухполюсная иерархическая структура мирового сообщества, в которой две сверхдержавы занимали вершину пирамиды, за ними шли великие державы - постоянные члены Совета Безопасности ООН, далее - страны, менее значимые с точки зрения веса и влияния в решении международных проблем.

В этой игре геополитических интересов конфликты в любом регионе земного шара рассматривались как составная часть глобальной борьбы двух сторон друг против друга. В глазах обеих сторон каждая из этих войн (или конфликтов) имела значимость не только и не столько с точки зрения решения той или иной конкретной проблемы, сколько с точки зрения выигрыша или проигрыша Востока или Запада. При этом любой выигрыш одной из сторон в каком-либо регионе планеты или отдельно взятой стране рассматривался как проигрыш другой стороны, и наоборот. Характерно, что главными движущими факторами поведения обеих сверхдержав и их блоков были именно взаимный страх и озабоченность собственной безопасностью. Соответственно, в центре внимания с обеих сторон стояло стремление к наращиванию военной мощи. Развитие международных отношений оказалось связано с ускоряющейся гонкой вооружений, требовавшей все большего напряжения сил ведущих стран мира и создававшей все большую опасность для судеб человечества.

Однако при всем подавляющем господстве двух враждующих блоков весь послевоенный мир не мог поместиться в прокрустово ложе двухполюсности. Более того, анализ реального соотношения сил на мировой арене послевоенного периода показывает, что двухполюсность в чистом виде существовала лишь в течение сравнительно короткого периода. На протяжении всех послевоенных десятилетий, особенно с 60-х годов, ее постоянно нарушали многие факторы. Важнейшее значение с этой точки зрения имели развернувшиеся после второй мировой войны процессы распада колониальных империй и образования множества новых независимых государств разной идеологической и политической ориентации. Фактически мир оказался разделенным на три разных «мира»: первый - капиталистический, второй - социалистический и третий - развивающийся, принципиально отличающихся друг от друга по степени экономического развития, образу жизни, мировоззренческим основам.

2. НАЧАЛО ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.

Реакция в странах Запада на действия СССР была двоякой. Часть политических деятелей стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии.

Другой точки зрения придерживался Черчилль. Выступая 5 марта 1946 г. в родном штате президента Трумэна Миссури, в городе Фултон, он, в присутствии президента, обрисовал складывающуюся ситуацию в Европе как опасную для судеб западных демократий. Отдав должное мужеству советских людей и признав за СССР право на безопасные границы после такой страшной войны, он, тем не менее, с тревогой выделил все симптомы растущего советского экспансионизма. Чтобы защитить западные демократии, по его мнению, нужно было давать отпор СССР, действуя "всею мощью англосаксонского мира", т.е. объединив усилия США и Великобритании.

Поиск путей ответа на советский вызов шел и в государственном департаменте США. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кеннан. В феврале 1946 года, работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики "сдерживания". По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Далее, для того чтобы успешно противостоять проникновению коммунизма, странам Запада следует стремиться к созданию здорового, благополучного, уверенного в себе общества. Политика "сдерживания" рассматривалась им как способ предотвращения войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения.

Трумэн, Черчилль и Кеннан были едины в том, что именно США должны взять на себя основную роль в сдерживании СССР. Это ставило в сложное положение президента Трумэна. Изменившееся в годы войны отношение к СССР, вместе с естественной усталостью от тягот войны, создали в США массовую базу для политиков типа Уоллеса, считавших возможным, несмотря ни на что, продолжать сотрудничество с СССР. Сторонники такого курса ссылались на опыт войны, когда Рузвельту удавалось находить компромиссы со Сталиным, а авторитет Рузвельта был слишком высок, чтобы пренебрегать им. Кроме того, было очевидно, что переход к политике "сдерживания" в корне изменит политику США; теперь Америка должна была бы постоянно присутствовать в Европе.

5 июня 1947 года государственный секретарь США Джордж Маршалл заявил, что для укрепления европейских демократий им необходимо оказать срочную помощь. СССР расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Одновременно был ускорен процесс перехода власти в руки коммунистов в этих странах; к 1948 году он, в основном, завершился. 16 западных стран в апреле 1948 года подписали план Маршалла, по которому должны были получить от США 17 млрд. долларов помощи в течение 4 лет. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов уже не было. Раскол Европы стал фактом.

Он тут же сказался на судьбе Германии. Для западных стран их зоны оккупации стали передовой линией политики "сдерживания". Стало очевидно, что успех этой политики во многом зависит от немцев. США поэтому настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла. Были прекращены взимания репараций и отгрузка оборудования в счет этих платежей в СССР. Западные страны стали добиваться экономической стабилизации Германии и создания сильного государства на основе трех западных зон оккупации. 20 июня 1948 года там была проведена денежная реформа. Замена обесцененной рейхсмарки новой немецкой маркой дала толчок началу экономического восстановления. Но она была явным нарушением договоренностей о совместном решении германских проблем; Пользуясь тем, что в соглашении о статусе Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортных связей западных секторов Берлина с западными зонами оккупации, СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина - первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками. Начавшись 24 июня, она продолжалась 324 дня. За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников, организовавшая воздушный мост. Советские войска не препятствовали полетам самолетов над территорией Восточной Германии.

Блокада Берлина, в свою очередь, повлекла за собой новые подвижки на политической арене. На фоне этой блокады Трумэн одержал победу на президентских выборах в ноябре 1948 года. Одновременно демократы вернули контроль над обеими палатами конгресса. Выборы свидетельствовали о происшедшем переломе в настроениях американцев: они утвердились в представлении о том, что линия обороны Америки находится в Европе и Азии, и отдали предпочтение линии на силовое противоборство с СССР, начатое Трумэном. С изоляционизмом было покончено.

Блокада Берлина, кроме того, сделала очевидной необходимость укрепления военной мощи стран Запада. 4 апреля 1949 года 10 европейских стран, США и Канада подписали Североатлантический договор. В нем стороны заявили о своей решимости, действуя в рамках Устава ООН, совместно обороняться от нападения противника и создали для реализации этих целей Организацию Североатлантического договора (НАТО). На основе этого договора были созданы объединенные вооруженные силы, которые возглавил Дуайт Эйзенхауэр.

Страны Восточной Европы, со своей стороны, также продолжали укреплять свою сплоченность. 25 января 1949 года Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы. В феврале к СЭВ присоединилась Албания.

Так возникло глобальное соперничество СССР и США. Если считать его началом доктрину Трумэна 12 марта 1947 года, а завершением распад СССР 8 декабря 1991 года, оно длилось почти 45 лет. За все это время соперничество СССР и США так и не переросло в войну. Именно это дало основание именовать этот период "холодной войной": обе стороны готовились к "горячей войне", рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах мира и во всех видах вооружений, накопили их в количестве, достаточном для многократного уничтожения всего живого на Земле, но ни разу эту мощь не применили друг против друга, так как изначально ни та, ни другая сторона такой войны и не желала. Когда же конфронтация стала фактом, ни та, ни другая сторона не была уверена в своей победе в случае возникновения новой войны. Эта непредсказуемость итогов войны подталкивала обе стороны к совершенствованию систем вооружений в попытке добиться каких-то односторонних преимуществ, но появление все новых вооружений делало исход конфликта еще более непредсказуемым.

3. Этапы мировой политики в период холодной войны.

"Холодная война" втянула в себя всю планету. Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал двухполюсным, биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества - кто не с нами, тот против нас. Все события в мире стали рассматриваться как бы сквозь эту "черно-белую" призму соперничества. Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника, одновременно пытаясь любыми средствами досадить ему.

Развитие международных отношений в годы "холодной войны" определялось, главным образом, отношениями между сверхдержавами. Их соперничество носило военно-политический характер, но при этом и та, и другая сторона стремилась избежать открытого военного конфликта, будучи неуверенной в его возможном исходе. Это и предопределило циклический характер послевоенной мировой политики. "Холодная война" была чередой обострений и смягчений международной жизни. Отношения между сверхдержавами обострялись по мере их соперничества, но до определенного предела, подходя к которому обе стороны начинали ощущать боязнь втягивания в глобальную войну. Тогда они, как правило, искали пути смягчения напряженности, шли на компромиссы. Однако, как только чувство безопасности возвращалось, соперничество возобновлялось с прежней силой, и ход событий повторялся.

После провозглашения "доктрины Трумэна" 12 марта 1947 года международная обстановка продолжала накаляться вплоть до Корейской войны.

Высадив войска под флагом ООН в Инчхоне, в тылу ушедшей на юг северокорейской армии 15 сентября 1950 года, американцы к концу октября вышли на демаркационную линию и освободили Южную Корею. Генерал Макартур, командовавший объединенными силами, убедил Трумэна использовать представившуюся возможность ликвидировать северокорейский режим и объединить Корею. 1 октября началось наступление на север, к концу месяца была взята столица Северной Кореи Пхеньян, американские войска вышли к китайской границе. В этот момент в конфликт на стороне Северной Кореи вмешался Китай. 26 ноября китайские "добровольцы" при поддержке танков и самолетов перешли в наступление и заставили американцев в беспорядке отступать, фронт удалось стабилизировать южнее демаркационной линии. Генерал Макартур предложил расширить масштабы конфликта: нанести бомбовые удары по Северо-Восточному Китаю и установить блокаду его побережья. Но для Трумэна было очевидно, что в этом случае СССР, который до этого ограничивался лишь посылкой летчиков в Корею, будет вынужден вмешаться, и война перестанет быть региональной. План Макартура был отвергнут, а сам он уволен.

В январе 1951 года фронт окончательно замер на демаркационной линии, а в июне по инициативе СССР начались переговоры о перемирии, которые завершились уже после смены американского президента - в январе 1953 года им стал Дуайт Эйзенхауэр, - и смерти И. В. Сталина. Обе стороны довольствовались восстановлением довоенной границы. Корея, как и Германия, осталась расколотой.

В эти же годы сформировались и очаги региональной напряженности, через которые также пролегли линии глобального соперничества сверхдержав. На Ближнем Востоке окончание войны привело к росту напряженности между арабским и еврейским населением Палестины.

ООН разработала и утвердила в 1947 году план раздела Палестины на еврейское государство Израиль и арабскую Палестину. С этого момента там начинаются уже вооруженные столкновения, а после провозглашения создания государства Израиль и вывода английских войск против Израиля выступили 7 арабских государств. Началась первая арабо-израилъская война. В 1949 году при посредничестве ООН было заключено перемирие. Израиль отстоял свое право на существование, но арабские страны его не признали. Арабское палестинское государство так и не было создано, часть его территории захватил Израиль, часть - арабские страны.

В 1947 году британский парламент утвердил план перехода Индии к независимости. План предполагал раздел страны на индуистское государство Хиндустан (Индию) и мусульманское Пакистан. Территориальное размежевание сопровождалось межобщинными столкновениями в районах со смешанным населением, в его ходе возникли и территориальные споры. Так сформировался иидо-пакистанский конфликт.

Еще один конфликт возник на Индокитайском полуострове. Капитуляция Японии, захватившей в 1940 году французские колонии, позволила лидеру вьетнамских коммунистов Хо Ши Мину провозгласить создание независимой Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Но Франция не признала этой независимости и попыталась силой вернуть контроль над Вьетнамом. С 1946 года там началась война. До 1949 года явный перевес был на стороне французов, но с приходом к власти коммунистов в Китае Хо Ши Мин получил помощь от СССР и Китая и добился перелома в ходе боевых действий.

Начало оттепели. 1953 год стал переломным в развитии международных отношений. Этому способствовала смена руководителей в обеих сверхдержавах. Перемирие в Корее было первой ласточкой оттепели в отношениях сверхдержав. Вслед за этим удалось распутать еще несколько затянувшихся узелков соперничества. В 1954 году подписано Женевское соглашение по Индокитаю. По соглашению, Франция признавала независимость Камбоджи и Лаоса, а Вьетнам временно разделялся на два государства - Демократическую Республику Вьетнам на Севере и Республику Вьетнам на Юге. В 1955 году удалось преодолеть тупик, в котором сверхдержавы оказались в Австрии. Она была оккупирована американскими и советскими войсками и стала яблоком раздора. Только теперь удалось достичь соглашения о выводе войск в обмен на ее строгий нейтралитет. Впервые после Берлинской конференции, в 1955 году удалось созвать в Женеве встречу Англии, США, России и Франции на высшем уровне. В том же году СССР и ФРГ установили дипломатические отношения. Наконец, в 1959 году состоялся первый визит главы советского правительства Н.С.Хрущева в США. Этот визит нагляднее всего доказывал, насколько потеплела обстановка в мире.

Но в эти же годы произошли события, которые сделали неизбежной новое обострение соперничества сверхдержав. В 50-е годы советское руководство решило поддерживать освободительное движение. Оно готово было делать это и раньше, но лишь тогда, когда этим движением руководили коммунисты, как это было в Китае или Вьетнаме. К националистам, т.е. тем лидерам, которые добивались только национальной независимости, советское руководство вначале относилось с подозрительностью. В 50-е годы эта подозрительность была преодолена.

Советское руководство увидело в националистах союзника в борьбе с Западом. В 1956 году СССР поддержал националиста, президента Египта Гамаля Абдель Насера, когда тот, после национализации Суэцкого канала, подвергся нападению Англии, Франции и Израиля. СССР установил также тесные связи с Индией. Престиж СССР среди стран Азии и Африки резко вырос. Он получил рычаги прямого воздействия на региональные конфликты - в арабо-израильском он оказался на стороне арабов, в индо-палестинском на стороне Индии.

Еще большее значение для придания советскому руководству уверенности в своих силах имел запуск первого советского искусственного спутника Земли в 1957 году. Ведь это означало, что у СССР есть теперь ракета, способная донести до территории США ядерное оружие. Все это позволяло, по мнению советских руководителей, проводить более решительную политику в отношении стран Запада. Оттепель закончилась.

Обострение началось снова в связи с проблемой Западного Берлина. Его существование внутри социалистической ГДР вызывало раздражение как руководства ГДР, так и советского руководства. С 1958 года Н.С.Хрущев стал добиваться изменения его статуса. На встрече с новым американским президентом .Джоном Ф.Кеннеди в апреле 1961 года в Вене Хрущев потребовал изменения статуса Берлина. Вновь возникла угроза блокады Берлина, американцы на этот случай даже подготовили план ограниченного ядерного удара по советским частям в ГДР. 19 августа правительство ГДР выстроило вдоль всей границы Западного Берлина заграждения, а затем стену. Но при этом связь Западного Берлина с Западной Германией не была прервана, как это было в 1948 году. Поскольку блокады не было, США не предприняли ответных мер. Руководство СССР усмотрело в этой акции свой несомненный успех и с легкостью пошло на следующий шаг, вызвавший впервые за все годы "холодной войны" угрозу ядерной войны - Карибский кризис.

В 1959 году на Кубе произошла революция, был свергнут проамериканский режим, к власти пришло правительство во главе с Фиделем Кастро. Американо-кубинские отношения стали быстро ухудшаться. США поддержали высадку контрреволюционных групп на территорию Кубы в 1961 году. Тогда Фидель Кастро обратился за помощью к СССР. Для того чтобы обезопасить Кубу от американской интервенции, решено было тайно разместить там ракеты средней дальности с ядерными боеголовками. Поскольку Куба была расположена в 90 милях от побережья США, большая часть их территории оказалась бы в сфере досягаемости ракет. США узнали об этом только из данных военной разведки, когда ракеты уже были установлены, и на этот раз действовали весьма жестко. Президент Кеннеди объявил об установлении морской блокады Кубы, американским военным кораблям был дан приказ досматривать все советские суда, идущие на Кубу, дабы исключить подвоз новых ракет. По мере продвижения этих судов к зоне блокады напряжение нарастало. Столкновение военных кораблей могло стать прологом к началу крупномасштабной войны. 24 октября 1962 года пять советских кораблей подошли к зоне блокады и остановились. Через два дня Хрущев направил Кеннеди послание, в котором предложил вывести ракеты в обмен на обещание. США не предпринимать интервенции против Кубы. 26 октября соглашение было достигнуто. Позже на случай возникновения необходимости в контакте между лидерами двух стран была установлена прямая телефонная связь между Кремлем и Белым домом, так называемая "горячая линия".

Карибский кризис заставил сверхдержавы принять меры для того, чтобы сделать гонку ракетно-ядерных вооружений более управляемой и, следовательно, более безопасной для них. 15 августа 1963 года был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Однако соперничество не прекратилось. Оно лишь приняло форму регионального конфликта во Вьетнаме.

После Женевских соглашений по Индокитаю 1954 года Вьетнам был разделен на две части. В Северном Вьетнаме у власти находились коммунисты. В Южном Вьетнаме, который по соглашению должен был временно оставаться под французским контролем, к власти пришли политические силы, ориентирующиеся не на Францию, а на США. США не преминули начать оказание помощи этому режиму и постепенно втянулись в возникающий здесь конфликт. С 1965 года американские войска начали принимать непосредственное участие в военных действиях и приступили к бомбардировкам Северного Вьетнама, в 1969 году в войне принимало участие более полумиллиона американских солдат. Однако видимых успехов они не достигли, большая часть территории страны контролировалась партизанами, получающими все необходимое из Северного Вьетнама по специально проложенным через джунгли дорогам - "тропам Хо Ши Маке". Последнему оказывали помощь во всевозрастающих размерах СССР и Китай. Уже в силу этого война не могла закончиться победой американцев, ограничивающихся боевыми действиями на территории Южного Вьетнама.

Вьетнамская война вызвала, кроме того, настоящий раскол в американском обществе, значительная часть которого рассматривала эту войну как несправедливую и позорную для Америки. Победивший на выборах 1968 года президент Ричард Никсон попытался ослабить воздействие войны на американскую публику, начав "вьетнамизацию" войны, передачу южновьетнамской армии основных функций по борьбе с партизанами при постепенном выводе американских войск: к 1973 году там осталось 30 тыс. американских солдат. Одновременно в зону бомбардировок были включены Лаос и Камбоджа, через территории которых шли "тропы Хо Ши Мина". Но все было тщетно. В 1973 году было подписано соглашение с представителями Северного Вьетнама и партизан о выводе американских войск из Вьетнама. В 1975 году южновьетнамский режим пал, и страна была объединена под контролем вьетнамских коммунистов. США потерпели явное поражение. Война привела к падению престижа США как сверхдержавы и формированию у американцев своеобразного "вьетнамского синдрома", боязни втягивания в любые региональные конфликты. Некоторые союзники США открыто критиковали их политику; Франция в 1966 году вышла из военной структуры НАТО.

В 1967 году произошло очередное обострение арабо-израильского конфликта. Арабские страны заключили военный союз против Израиля, а Египет установил блокаду израильского порта Эй-лат в Акабском заливе. Израиль в ответ на это нанес внезапный удар. В течение шести дней войны его войска разгромили армии Египта, Иордании и Сирии. Израиль захватил территорию в несколько раз превышающую его собственную. Он занял весь Синайский полуостров, Западный берег реки Иордан и Голанские высоты. Движение по Суэцкому каналу впервые за его историю было прекращено. Поскольку СССР оказывал военную помощь арабским странам, а США - Израилю, "шестидневная война" обострила и без того напряженные советско-американскиё отношения.

К концу 60-х годов обе сверхдержавы уже "устали" от конфронтации. США - из-за Вьетнамской войны, СССР испытывал все большее неудобство в отношениях с Китаем, который стал тяготиться ролью "младшего брата", стремился проводить самостоятельную политику. Напряженность в отношениях с Китаем достигла вершины в 1969 году, когда дело дошло до вооруженных приграничных столкновений. Самое крупное из них произошло на Амуре в районе острова Даманский. Советское руководство стало опасаться, что США и Китай начнут сближаться в борьбе против общего врага - СССР. Эта боязнь подталкивала к ослаблению напряженности в советско-американских отношениях.

К тому же в советско-американских отношениях возникли безотлагательные проблемы, которые можно было разрешить только совместно. Все 60-е годы обе сверхдержавы, не жалея сил, наращивали ракетно-ядерную мощь. Она уже превысила все разумные пределы: имеющимися ядерными боеприпасами можно было многократно •уничтожить все живое на Земле. Сама эта невиданная мощь становилась источником страха и напряженности. В интересах обеих сверхдержав было какое-то упорядочение этой гонки. Но для этого нужно было вступить в переговоры. Так складывались условия для разрядки.

В 1969 году, когда американцы поняли бесперспективность своего участия во Вьетнамской войне, а советско-китайский конфликт принял вооруженную форму, обе стороны решили пойти на ослабление взаимного соперничества. Началась новая волна потепления международных отношении.

Прежде всего она сказалась на советско-американских отношениях. Обе стороны после Карибского кризиса признали необходимость ввести гонку вооружений в разумное и контролируемое русло, тем более, что к тому времени было достигнуто приблизительное равенство, паритет сверхдержав в мощи ракетно-ядерного оружия. В 1969 году начались советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений. В 1972 - 1974 годах в ходе нескольких встреч советских и американских руководителей на высшем уровне были подписаны и первые соглашения по этому вопросу. Были установлены ограничения на развертывание систем противоракетной обороны. Создание таких систем лишь ускорило бы совершенствование наступательных вооружений. Затем стороны установили потолок стратегических наступательных средств (межконтинентальных ракет и дальних бомбардировщиков). В 1979 году на основе этих соглашений был подписан договор об ограничении стратегических вооружений.

Разрядка коснулась и Европы. Здесь проходила линия непосредственного соприкосновения двух военных блоков, а также армий сверхдержав. Европа была буквально "напичкана" оружием. В случае конфликта она превратилась бы в поле боя с применением ядерного оружия. Такого исхода не желали ни в одном, ни в другом блоке. В 70-е годы была предпринята попытка на основе признания существующего тогда положения в Европе договориться об общих правилах поведения европейских стран.

Это могло бы уменьшить напряженность между Востоком и Западом Европы. В 1975 году 33 европейские страны, США и Канада подписали в столице Финляндии Хельсинки Заключительный акт Совещания до безопасности и сотрудничеству в Европе. Было положено начало общеевропейскому процессу, пережившему "холодную войну". На фоне разрядки продолжали вспыхивать региональные конфликты.

В 1971 году опять началась война между Индией и Пакистаном. На этот раз поводом послужил начавшийся раскол Пакистана. Пакистан в момент своего создания состоял из двух частей: Западного и Восточного. Эти две части разделяла территория Индии. Получалось так, что Восточный Пакистан был более населенным, а власть в государстве находилась в руках выходцев из Западного Пакистана. В Восточном Пакистане воз-нмкло движение за большую автономию, а правительство пыталось силой подавить его. В этот конфликт и вмешалась Индия. Индийские войска вторглись в Восточный Пакистан м способствовали созданию там независимого государства Бангладеш. Раскол Пакистана сделал Индию самым сильным государством на Индостанском полуострове. СССР рассматривал это как свой успех.

В 1973 году произошла и очередная арабо-израильская война. Пытаясь повторить успех Израиля в 1967 году, арабские страны внезапно напали на него. Египетская армия успешно форсировала Суэцкий канал и начала наступать через Синайский полуостров. Но Израиль сумел быстро переломить ход военных действий. Египетская армия была окружена. Сами израильтяне форсировали Суэцкий канал и начали продвижение к столице Египта - Каиру. В этот момент стороны согласились на перемирие и возвращение к статус-кво. Эта война показала, что военная мощь арабов выросла, но военным путем решить проблемы не удастся.

Отношения СССР с Китаем тем временем продолжали ухудшаться. Как и боялось советское руководство, Китай в 70-е годы добился нормализации своих отношений со странами Запада. В 1971 году состоялся тайный визит в Пекин помощника президента Ричарда Никсона Генри Киссинджера, была достигнута договоренность о визите в Китай самого Никсона. В том же году США позволили КНР занять место Китая в ООН. Визит Никсона в Китай в 1972 году стал подлинной сенсацией в международных отношениях и привел к частичной нормализации отношений между КНР и США; дипломатические отношения на уровне послов были установлены в 1979 году. Нормализация отношений КНР со странами Запада позволила ей продолжить соперничество с СССР. Центром такого соперничества в конце 70-х годов, стала Юго-Восточная Азия. После объединения Вьетнама его руководство заняло отчетливо просоветскую позицию. Пришедшие же к власти в соседней Камбодже "красные кхмеры" придерживались прокитайской ориентации. Отношения между двумя странами стали быстро ухудшаться, возникли пограничные столкновения, и в январе 1979 года вьетнамские войска вторглись в Камбоджу и свергли "красных кхмеров". Китай ответил на это открытием военных действий на китайско-вьетнамской границе. СССР, имеющий с Вьетнамом договор о дружбе, в войну не вступил. Вскоре китайские войска прекратили военные действия и ушли из приграничных районов Вьетнама.

Советское руководство было склонно чрезвычайно высоко оценивать, итоги внешней политики СССР 70-х годов. Удалось добиться признания своего равенства в ядерных вооружениях с США, Запад признал статус-кво СССР в Восточной Европе. Престиж страны был как никогда значителен. И опять обретенное чувство безопасности подтолкнуло советское руководство к решениям, вызвавшим новое обострение международных отношений.

Во второй половине 70-х годов СССР разместил в Восточной Европе ракеты средней дальности. Вероятно, целью этого шага было усилить давление на западноевропейцев, чтобы сделать их более уступчивыми и независимыми от США. Однако реакция Запада была неожиданно резкой. В декабре 1979 года НАТО приняло решение добиваться от СССР вывода ракет средней дальности и, если этого не произойдет, разместить в 1983 году американские ракеты соответствующего класса в Западной Европе. Началась ожесточенная борьба вокруг проблемы ракет средней дальности; разрядка в Европе закончилась.

В декабре 1979 года началась Афганская война. Годом раньше в Афганистане в результате военного переворота те власти пришло правительство, поставившее своей целью построить в стране социализм по образцу СССР. Первые же попытки "социалистических преобразований" вызвали массовое сопротивление режиму. Его лидеры стали просить военной помощи СССР. Советское руководство сочло возможным оказать такую "интернациональную помощь". Советские войска были введены в Афганистан. Одновременно с этим при попытке сместить обанкротившееся руководство Афганистана был убит президент Амин. Вторжение советских войск вызвало в стране подъем патриотических чувств. Началась война. Соседние с Афганистаном страны - Иран и Пакистан - предоставили свою территорию для повстанческих баз, повстанцы стали получать помощь от США, исламских государств. Этот шаг СССР, кроме того, вызвал широкую волну критики. Вывода советских войск потребовала Генеральная Ассамблея ООН. Многие страны бойкотировали Олимпиаду-80 в Москве.

Резко отреагировали на начало Афганской войны и США. Тогдашний президент США Джеймс Э. Картер отказался поставить на ратификацию в сенат договор об ограничении стратегических вооружений, который сам же подписал. Он также наложил запрет на продажу американского зерна в СССР. В США начинает утверждаться представление о необходимости ужесточения политики. "Вьетнамский синдром", боязнь активной политики, был изжит. Отражением этого перелома в настроениях стала победа на президентских выборах 1980 года республиканца Рейгана. Он предлагал отказаться от разрядки и начать перевооружение Америки.

В 1983 году Рейган объявил о "стратегической оборонной инициативе", начале работ по созданию нового поколения противоракетного оружия с частичным его базированием в космосе, отчего она была названа программой "звездных войн". Появление такого оружия означало бы крах всей системы договоренностей об ограничении стратегических вооружений и начало нового тура гонки вооружений. В том же 1983 году не добившись от СССР ликвидации ракет средней дальности, НАТО приступила к размещению такого класса американских ракет в Европе. Это резко ухудшило стратегическое положение СССР. Для советских ракет средней дальности США были недосягаемы, для американских в Европе была досягаема вся европейская часть СССР. В ответ на эти действия Советский Союз прервал все переговоры об- ограничении стратегических вооружений. СССР и его союзники бойкотировали Олимпнаду-84 в Лос-Анджелесе (США).

Международные отношения опять достигли критической отметки, и руководство СССР было вынуждено констатировать незавидное положение, в котором оказалась страна. Афганской войне не было видно конца. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений. Все это было явно не под силу подорванной советской экономике. К тому же все острее ощущалась зависимость СССР от импорта зерна из стран Запада.

Ударом по престижу СССР стало начало мирного процесса на Ближнем Востоке. В 1979 году, поняв бессмысленность дальнейшей вооруженной борьбы, Египет и Израиль подписали мирный договор. По нему Израиль возвращал Египту Синайский полуостров, Египет взамен признавал Израиль. Между ними устанавливались дипломатические отношения. Но все дело было в том, что организатором этих переговоров стали США. Они становились и главным гарантом его соблюдения. СССР оказался оттесненным из этого набирающего силу процесса на Ближнем Востоке.

Советское руководство оказалось вынужденным в очередной раз менять ориентиры в политике, чтобы добиться некоторого ослабления напряженности. Перемены в политике совпали со сменой высшего руководства в СССР. Вначале М.С.Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата международных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Но затем М.С.Горбачев провозгласил переход к "новому политическому мышлению", который свидетельствовал об отказе СССР от традиционного курса внешней политики. СССР стал заявлять о приверженности принципам коллективной безопасности и уважения суверенного права народов на выбор пути развития. Конкретные шаги СССР не оставляли сомнений в серьезности этих намерений. В 1987 году СССР и США подписали договор об уничтожении ракет средней дальности - это было первое соглашение о реальном сокращении ядерного оружия. В 1989 году СССР вывел войска из Афганистана. В том же году визит М.С.Горбачева в Пекин положил начало нормализации отношений с Китаем. СССР оказал содействие в мирном решении целого ряда региональных конфликтов.

Но настоящим испытанием серьезности перемен в советской политике стали мирные революции 1989 года в странах Восточной Европы. СССР не препятствовал им, как ранее, хотя повсеместно они приводили к отказу этих стран оставаться послушными орудиями политики СССР. Вопреки логике "холодной войны" СССР согласился с объединением Германии, хотя оно означало ликвидацию ГДР - бывшего верного орудия советской политики. Начался вывод советских войск из Восточной Европы. "Холодная война" катилась к закату. Распад в 1991 году СССР означал, что она закончилась.

Список литературы.

1. Кредер А. А. Новейшая история: XX век. – М.: ЦГО, 1995.

2. Новейшая история зарубежных стран. XX век. / Под ред. А. М. Родригеса. – М.: Владос, 1998.

3. Бабин Ю. Послевоенная Европа // Север. –1994, № 12.

4. Загорский А. Европа в «холодной войне» // Курьер ЮНЕСКО. – 1993, декабрь.

5. Наринский М. М. СССР и «План Маршалла» // Осмысление истории. – М., 1996.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(23.6 KiB, 33 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!