Этапы формирования этических действий специалиста по социальной работе

Этические действия. Социальная работа, как и любая де­ятельность, характеризуется определенными структурными  элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель­ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци­альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо­жет быть выражена формулой: «способствовать решению про­блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента». Социальный работник, оценивая этическую приемлемость цели, планируя конкретные действия по решению проблем клиента, берет на себя личную ответственность. В том случае, если соци­альный работник оценил возможную ценность результатов ра­боты для клиента, его социального окружения, для общества в целом как отрицательную, сочтет возможным не предприни­мать действий по реализации данной цели или изменить цель, он должен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.

Мотивация. Социальный работник всегда восприни­мает свою деятельность с точки зрения не только общечелове­ческих или профессиональных ценностей, но и исходя из соб­ственной системы ценностей, собственных понятий о морали и нравственности. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ­ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа­том является достижение блага клиента, решение его проблем.

В социальной работе  важна внутренняя мотивация, т. е. внут­ренние побуждения к деятельности. В качестве мотивов, как правило, чаще всего рассматривается содержание выполняе­мой работы, процесс трудовой деятельности и ее конечный ре­зультат. Если социальный работник как личность чувствует потребность быть нужным людям, если он готов защитить сла­бого, если он радуется благополучию своего клиента и гордится его успехами, то можно говорить, что положительная мотива­ция имеет место. Поэтому чувство общности с клиентом, ответ­ственности за его судьбу, потребность быть полезным и творить добро — желаемые мотивы поведения и деятельности социаль­ного работника, которые должны развиваться в ходе его обуче­ния и практической деятельности.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра­вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра­вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль­ной работы, должностная инструкция для отдельного работ­ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, рег­ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль­ной защиты и их работников. В качестве документа, легитимизирующего деятельность соци­альных служб, может выступать федеральная или местная соци­альная программа, приказ или инструктивное письмо вышестоя­щего органа социальной защиты или федеральных и местных ор­ганов власти, их решение и т. п. Помимо официальных документов, регламентирующих дея­тельность социальных служб и конкретных социальных работ­ников, должно существовать четкое и ясное соглашение между специалистом и его клиентом о характере и целях их взаимо­действия, порядке совместных действий. Это может быть дого­вор, заключенный клиентом или от имени клиента с социаль­ной службой, заявление или другой документ, направляемый клиентом (или лицом, имеющим право представлять его инте­ресы) в адрес социальной службы.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже­ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо­ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли­енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Ответственность за разработку плана или программы этически приемлемых дей­ствий по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника. Несмотря на то, что клиент — полноп­равный участник обсуждения вариантов решения проблемы и даже обладает правом «вето» (т. е. может не согласиться на пред­лагаемый социальным работником вариант решения), приня­тия решения именно социальный работник как специалист, об­ладающий необходимыми знаниями и полномочиями, опреде­ляет порядок действий и, следовательно, несет за них ответ­ственность. Этика требует, чтобы специалист всегда информи­ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей­ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще­ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет­ной цели.

Конечный результат. Результат — это естественный ожи­даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен­но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре­зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так­же должен хорошо знать о возможных объективных препят­ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз­работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

Однако успех также должен «вписываться» в границы этичес­ких норм, и социальный работник должен постоянно контролиро­вать соответствие запланированного реально ожидаемому. Ему не следует начинать работу, если ее результаты способны оскорбить его моральное чувство, а негативные последствия поставят под воп­рос его усилия. Это относится не только к его собственным дей­ствиям, но и к действиям его коллег, которые затрагивают и его самого как представителя данной структуры или всей системы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!