Эстрадные псевдонимы рубежа XIX–XX веков

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

Период «переходных» культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса - и формирующейся культурой нового типа, - настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это законо-мерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры.
Эстрада 1890-1910 годов представляет собой неоднородное явление. В самом конце XIX  начале ХХ века по-прежнему пользуются популярностью на эстраде исполнители арий из опер и оперетт, исполнители романсов. Водевильные театры неизменно собирают большую публику. В Санкт-Петербурге и Москве открываются эстрадные театры «Олимпия», «Аркадия», «Эрмитаж». Однако все чаще администраторы театров заменяют в концертах «номера классические» куплетами, частушками, народными песнями. Народная культура, таким образом, выходит на широкие подмостки. Эстрада постепенно отходит от классического искусства XIX века. После 1905 года эстрада  приобретает социальную направленность  появляется   жанр   «босяков». Темы классического искусства сменяются темой народной жизни, народных бедствий.
Артисты эстрады, выступающие в жанре «босяков», использовали необычные псевдонимы. Главная их особенность состоит  в том, что они образованы от апеллятивной лексики (Ариадна Горькая ← Лебедева; Проходимец ←  Тито; Пропащий ← Образов). Использование такого рода псевдонимов позволяло артистам создавать на сцене образы «босяков»: детей улицы, обитателей ночлежки. Таким образом, псевдонимы становятся средством создания сценического образа.
Основным, ведущим в этот период мотивом использования на эстраде псевдонимов стало мнение, что «на сцене надо выступать под псевдонимом, псевдоним это модно». Мода на псевдонимы проявилась даже в том, что артисты заменяли фамилии благозвучные, подходящие для сцены, на обычные, менее выразительные псевдонимы (Носилова ← Голубева, Липецкий ← Филадельфийский). Псевдонимы артистов эстрады 1890-1910 годов все чаще становятся близкими к обычным фамилиям  (Брагин ← Брагинский; Мравина ← Мравинская; Малинин ← Буренин; ср. известное выражение серо-буро-малиновый).
Мода на иностранные имена еще существует, однако проявляется уже не в таких масштабах, как в XIX столетии. В отличие от артистов эстрады XIX века, которые использовали в качестве псевдонимов иностранные имена, артисты  эстрады рубежа XIX-ХХ веков выбирают русские фамилии либо с целью создания иллюзии принадлежности к русской нации (Клабановская ← Вандер-Брандт; Боброва ←  Пфейфер), либо для замены неблагозвучной фамилии (Ермаков ← Редьков; Горчаков ← Попа; Добровольская ← Бостанжогло).
Среди псевдонимов артистов эстрады данного периода редко  встречаются двойные фамилии. Главным образом это связано с тем, что двойные фамилии всегда отличались ярко выраженным аристократизмом (Людвигов-Штеинберг; Михайлов-Остроумов; Островидов-Тассин; Ермоленко-Южина). В связи с революционными событиями 1905-1907 годов артисты эстрады стали избегать двойных фамилий.
Таким образом, псевдонимы артистов рубежа XIX-ХХ вв. существенно отличаются от псевдонимов артистов эстрады XIX века: они все больше становятся  похожими на обычные фамилии. Наряду с эзотерической и эстетической функциями, псевдонимы начинают выполнять функцию создания сценического образа.  Эта тенденция наиболее ярко проявится позже, в 90-е годы XX века.

 © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!