Эстетические ценности средневековья

9 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Христианство как духовная основа европейской культуры   4
2. Романский стиль в европейской культуре      8
3. Готика как выражение религиозного сознания эпохи    14
Заключение           19
Список литературы          20

Введение

Средневековье - новая эпоха в развитии истории и культуры. Хронологические границы Средневековья от IV  V веков до XIV века. Начало Средневековья (IV в.) связывают с великим переселением народов - движением варварских племен (германцев, готтов, гуннов и др.) с севера на территорию Римской империи, послужившим прологом к ее падению.
Значение эпохи Средневековья для истории культуры оценивается в основном с двух прямо противоположных позиций. Одна из них - апологетическая. Другая же, долгое время господствовавшая, исходила из того, что между концом античности и началом эпохи Возрождения лежала пропасть - Средние века.
С этой точки зрения культура возродилась только в последующую эпоху, которая именно поэтому и называется Возрождением. Это суждение опиралось на очевидное отличие средневековой культуры, искусства от античных. И в самом деле искусство Средневековья далеко от норм отношения с реальностью, выработанных античностью.

1. Христианство как духовная основа европейской культуры

Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства [5, c. 45].
Аскетизм стал официальной идеологией, проповедуемой с церковных кафедр и пропагандируемой в такой специальной литературе того времени, как «жития святых». Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире. Можно сказать, что для средневековой культуры характерны иррационалистические тенденции, однако, в ней пробивались и светские, рационалистические тенденции. Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции - тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487 - 578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия культуры «века сего» определенной частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату церкви в средние века, а традиция Кассиодора - к становлению светской культуры [5, c. 47].
В дальнейшем, однако, активную политику в области культуры начинают проводить римские папы, подчиняя ее решению идеологических и социальных задач. Наиболее ярко смысл культурной деятельности римских пап проявился во время правления папы Григория I (590 - 604). В отличие от Кассиодора, этого «последнего римлянина», основавшего первую средневековую мастерскую письма и соединившего в ее деятельности античные и христианские культурные традиции, Григорий I считает абсолютно неприемлемым доктрину мирного сосуществования различных идеологий. В его «Диалогах о жизни италийских отцов и о бессмертии души», читаем: К чему вся эта тщета мирских знаний, какую пользу могут принести нам разъяснения грамматиков, которые способны скорее развратить нас, нежели наставить на путь истины? Чем могут помочь нам умствования философов Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля? Что дадут песни нечестивых - Гомера, Вергилия, Менандра - читающим их? Какую пользу, спрашиваю, принесут христианской семье Саллюстий, Геродот, Ливии, историки-язычники? Могут ли Гракх, Лисий, Демосфен и Туллий соперничать своим ораторским искусством с чистым и ясным учением Христа? В чем полезны нам причудливые измышления Флакка, Солина, Варрона, Плавта, Цицерона [8, c. 201].
Такого рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом которой является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила одним из культурных оснований для создания священной инквизиции. В средние века росли доходы и владения церкви, усиливалось ее могущество. На Западе в условиях отсутствия стабильной централизованной власти она накопила значительные богатства, которые оставлены ей были королями варварских государств, возникших на территории Западной Римской империи. Значимость католической церкви обусловлена была исключительным значением религии в средние века - она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе. Религиозная идеология была поставлена на службу идее бога, гарантировавшего незыблемость существующего социального порядка, представляющего собой часть космического, природного порядка.
Необходимо учитывать и тот момент, что в средневековой культуре существует четкое различие между «ученой верой» и «верой народа». Перед нами своеобразный парадокс средневековой культуры - парадокс, порожденный встречей, пересечением народной культуры с культурой «ученых», образованных людей, книжной культурой, взаимодействием фольклорных традиций с официальной церковной доктриной.
Христианская теология представляет собой целостную систему представлений о вселенной, о природе. В соответствии с ее принципами бог сотворил вселенную, выступает гарантом ее существования и конца, по его воле ангелы перемещают тела на небесном своде, он служит причиной всех необычайных явлений. Бог представлялся грандиозной космической силой, несущей ответственность за постоянство обращения небесных сфер и ситуации, нарушающие их движение. В народном воображении бог был той силой, которая посылала дожди или засуху, мороз или тепло, моровые поветрия, громы и молнии. На языках ученых теологов и простых людей выражаются одни и те же черты, в обоих случаях бог выступает богом природы - космической силой, от которой зависит благополучие или голод, смотря каков урожай. Поэтому аграрность - вторая черта [8, c. 203].
Религиозная универсальность, основанная на юридическом и аграрном характере индивидуальной религиозности, в регионе своего существования не могла быть терпимой ни к религиозной индифферентности, ни к инаковерию. Согласно тогдашним представлениям, неконформистское поведение нарушало порядок природы - угрожало расстройством общественной стабильности и нарушением ритмов природы, т.е. влекло за собой катастрофические последствия. Если кто-то не принимал веру, тот «не умещался» в существующем общественном устройстве. Толпа устраивала над ним самосуд; власти, защищая его перед самоволием плохо сдерживаемой толпы, отдавали под суд. Сильная связь, существовавшая между церковью, государством и обществом, приводила к тому, что каждый, кто хотел жить в обществе, должен был быть одновременно и христианином.
При всех недостатках знания доктрины христианства и стандартных способов выражения этой веры нетерпимость (религиозный фанатизм), доходящая до физического уничтожения адептов других религиозных убеждений, представляла собой сильнейшую связь отождествления индивида с церковью. В такой ситуации индивид не мог выйти из католической церкви, со временем от нее откалывались целые государства. Можно вспомнить раскол христианства на восточное (православие) и западное (католичество) части, во время Реформации с Римом порывают князья и епископы, а вместе с ними и целые народы. Вот почему третьей чертой является нетерпимость.
Христианство в феодальном обществе Западной Европы выполняло функцию идеологического интегратора, что привело к консолидации его организации - римско-католической церкви, представляющей собой строго иерархически централизованную систему во главе с римским папой и стремящейся к главенству в «христианском» мире. Вековое сооружение папской теократии основано на двух взаимоисключающих принципах - принципе аскетизма (отречения от мира) и принципе всемирной власти (владычества над миром). История средних веков Западной Европы свидетельствует о взаимосвязи этих двух принципов. Аскетизм, отречение от мира и вера в бога служили существенным инструментом в руках католической церкви для достижения ее целей [6].
2. Романский стиль в европейской культуре

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. и ит. Roma - Рим), что указывает на его связь с античной, древне-римской культурой. Романский стиль развивается ранее всего (XI в.) во Франции - самой развитой тогда стране. Ведь и «Песнь о Роланде» появилась именно там, как и первые средневековые замки, крепости, стены с башнями, окружавшие не только замки, но и вновь возникающие города. Образование городов - важнейший фактор для этой эпохи. Значительное место приобретает новая сила, рождающаяся в городах, ремесленники, цехи, в которые они объединяются. С этим новым, складывающимся сословием связаны не только изменения в политической и государственной жизни, но и новые явления в искусстве. Так, широкое распространение прикладного искусства выражает одну из сторон реальной жизни - ее материальную, внешнюю форму. Работа ремесленников безоговорочно воспринималась в качестве искусства: предметами искусства считались не только ювелирные, но и кожаные (например, седла) и другие изделия. Особенно славились Лиможские эмали и другие украшения, как просто орнаментальные, так и сюжетные, всякого рода амулеты и вотивные предметы (от лат. voto - обет) вроде известного изображения Святого Водима, обратившего в христианство целую область. Это изображение выполнено из дерева, но с медной головой.
В таких изделиях художественного ремесла отчасти примирялись противоречия времени: основным из них было с одной стороны тесная связь или даже подчинение культуры церкви, религии, а с другой - все большее взаимодействие с реальной жизнью [3, c. 98].
В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям. Среди них - теория одного из отцов церкви Блаженного Августина (354-430). Родом из Северной Африки, Августин был сыном отца-язычника и матери-христианки. Учился он риторике в Риме и Милане, изучал древнегреческую философию, учение Платона, оказавшее на него большое влияние. Идейно принял в 387 г. христианство и стал епископом в Африке. В его учении сильно математическое начало. Путь к спасению души и истине - это путь к порядку и числу, что значит к понятию красоты. Совершенная фигура - фигура «разносторонне равнозначная», следовательно, завершенная, замкнутая. Речь идет о законченности понятий: начало и конец. И это положение очень важно для изобразительного искусства, для архитектуры: та же завершенная композиция, построение форм, четкая каноничность решения, ведущая к статичности изображения. Свою теорию Блаженный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях [3, c. 99].
Идеи Августина нашли выражение как в романском, так и в готическом стилях.
Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos - школьный) в первый период своей деятельности (XI-XII века - время романского стиля) на основании учения Августина, который в свою очередь опирался на учение Платона, стремились систематизировать христианское учение и соответственно влияли на усиление строгих правил канона в искусстве.
Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях - часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт - соответствует строгой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.
Однако в раннюю романскую эпоху в философии развивались и другие теории. Одной из них было учение Пьера Абеляра (1079- 1142). В своей книге «Да и нет» и других французский мыслитель утверждал значение разума по формуле «познаю то, во что верю», выступал против обобщенного понятия «человечности», взявшего верх над понятием «человека» и других положений схоластики. Абеляра объявили еретиком. Главным его противником был французский аббат Бернар Клервоский (1090- 1153), основатель бенедиктинского монастыря в Клерво (1115). Бернар принадлежал к числу инициаторов Крестовых походов (особенно второго похода, 1147- 1149 год), важнейших событий Средневековья в XI-XIII вв., мощных военных походов в Малую Азию против «неверных», за освобождение «Гроба Господня» и «святой земли» Иерусалима. Бернар Клервоский сыграл немалую роль в теологии и философии своего времени.
Замечательным литературным памятником эпохи явилась «Переписка Абеляра с его возлюбленной Элоизой». Переписка возникла в результате того, что Абеляр похитил Элоизу, племянницу каноника, но был с ней насильственно разлучен. После этой любовной драмы Абеляр жил в различных монастырях и скитах. Он умер по дороге в Рим, где хотел пожаловаться на своих врагов папе. Переписка привлекла особое внимание в XIX веке, когда много раз переиздавалась. Прах влюбленных был соединен и похоронен на кладбище Пэр Ляшез в Париже, а их имена стали нарицательными [7].
С XII в. ведет свое начало также повлиявшая на всю культуру Средних веков история ересей и ее героев. Примеров из этой мучительной истории множество. Так, некий монах Генрих не то из Тулузы, не то из Лозаны толковал по своему сущность Евангелия и проповедовал свое учение от Луары до Пиренеев. В 1134 году он был заключен в тюрьму в Клерво, потом в Тулузе, и далее следы его пропадают. Пьер де Бриез умер на костре между 1132 и 1139 годами. История продолжается и далее в последующий период готики. Монах Фра Дольчино (от ит. fra - «брат» - монах), объявлявший о конце света, был жестоко казнен в 1307 году. Его имя приобрело особую известность, потому что он упомянут в великой «Божественной Комедии» Данте Алигьери в XXVII песни «Ада».
Основным видом искусства романского времени была архитектура, существовшая в основном в двух видах: замок (крепость) и собор (монастырский ансамбль).
Уже в IX веке начали появляться замки, служившие убежищем во время вражеских набегов. Сначала они были деревянными, но после изобретения машин для метания камней, устроенных по принципу лука и другой техники, замки-крепости стали строить из камня. Основное сооружение - собственно сам замок - состоял из трех частей. Верхний этаж - сеньер, здесь располагалось жилище владельца. В нижнем этаже помещались склады, конюшни, загоны для скота. В подземелье находились колодец и тюрьма. Замок был окружен крепостной стеной, затем рвом, через который можно было перейти только по мосту. Мост был подъемным, и когда его поднимали, попасть в замок становилось почти невозможно. Часть ансамбля составляла дозорная башня, через отверстия которой на головы нападающих сыпались камни, лилась горячая смола и т. п. Башня эта во Франции называлась донжон, а в Германии - бергфрид. Обращает на себя внимание и еще одна черта средневековой культуры - появление национальных особенностей, что связано с формированием национальных государств, прежде всего, как уже говорилось, во Франции [8].
Первые каменные замки были построены во Франции в XI веке. В качестве примера часто приводят известный замок в Куси. Что касается аналогичного примера церковной архитектуры, таковым считается Нотрдам (Богоматерь) Ла Гранд в Пуатье. По плану - это господствующий тип, ведущий начало от античных и раннехристианских римских храмов - базилика. Название он получил от слова «базилевс» (от греч. - властитель). Такие здания в античности использовались как «казенные дома»: для биржы, торгов, собраний и т. п. Базилика представляет собой прямоугольник, разделенный внутри колоннами или столбами на продольные части, называемые нефами (от лат. - navis - корабль). В конце здания - в алтаре в античных языческих храмах должна была стоять статуя бога, обычно того, которому посвящался храм. В христианских храмах - это место богослужения. Средний неф выше и шире боковых. Каждый из боковых нефов может завершаться, как и центральный, полукруглым выступом-апсидой, предназначенной для алтаря. Алтарные ниши лучше всего освещены находящимися в них окнами. В остальном помещении свет падает через окна в боковых стенах и окна фасада. Со временем пространство перед алтарем центрального нефа расширяется, чтобы там могло поместиться большее количество молящихся. Для этого центральный неф пересекается поперечным нефом, называемым «трансепт». Таким образом, план принимает крестообразную форму. В плане средневековых базилик лежит латинский крест - крест с более длинным, чем поперечный, продольным нефом [9, c. 111].
Подобные храмы строили уже после IX века в Бретании, Нормандии, Шампани, Прирейнской области. В них еще преобладают деревянные перекрытия на стропилах (бревнах, служащих основанием для крыши). В дальнейшем проблема перекрытия становится одной из главных для архитектуры Средневековья. Своды появляются позднее, с развитием романского стиля.
Подобно замковым ансамблям, возникают монастырские ансамбли - аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки и прочее. Таким было аббатство Сен Жермен де Пре (XI в.), бенедиктинское аббатство в Нормандии. Нельзя не упомянуть и могущественное аббатство Клюни (XI в.) в Бургундии. Отличительные черты этой архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством, сочетания каменных блоков. Мощные стены объединяют внутреннее пространство - место молений, отрешенности от всего земного - от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны. Фасад с двух сторон фланкирован двумя башнями. Третья башня появляется над средокрестием - пересечением трансепта и продольных нефов. Аббатство Клюни во многом господствовало над менее значительными монастырями и диктовало им свои правила, тем более, что именно в Клюни папа Урбан II впервые призвал к крестовым походам.
В таких романских ансамблях и храмах скульптуры мало. Капители колонн примитивны, но с развитием романского стиля они приобретают, можно сказать, сюжетный характер: изображаются библейские персонажи, сцены (Поклонение волхвов, Ева и т. д.), причем фигуры плоскостны и подчинены характеру стены, как и более монументальные фигуры в порталах, на фасаде. Скульптуры, которыми изобилуют церкви зрелого романского стиля, не имеют самостоятельного значения, они - придаток архитектуры, подчинены ей и слиты со стенами. Пластическое совершенство, гармония пропорций принесены в жертву выразительности, часто утрированной [6].
Влияние античности, большая свобода и нарядность наблюдаются в церквях южной Франции, на территории, принадлежавшей Риму. Так, например, в известной церкви Сен Трофим в Арле использованы античные коринфские капители, много орнамента, особенно растительного; в нарядности и полихромии ощущается влияние Востока.
Живописи романского времени сохранилось совсем мало. Пожалуй, два самых известных памятника монументальной росписи Средневековья находятся в церкви св. Николая в деревушке Тавэн и в церкви аббатства Сен-Савен, где ими покрыты все стены. Эти росписи на библейские сюжеты лишены глубины пространства, фон светлый, преобладают зеленые и желтовато-охристые тона.
Более других распространен устрашающий сюжет - Страшный Суд. Особенно часто он встречает прихожан сразу же при входе в церковь: в полукруге (тимпане) над порталом изображены события Страшного Суда. В центре выразительная фигура Всевышнего Судии - Христа, кругом, по сторонам,- черти, наказывающие грешников. Наиболее свободно представлены фигуры плачущих, страдающих грешников. Фигура Христа сверхчувственна, более абстрактна, лишена сюжетной фабулы и как бы противопоставлена земному миру - это создает контраст божественного и земного. Внутренняя динамика образа выражена в гротескном изломе фигуры, напряженном ритме складок. В поздний период усиливается объемность фигур, чему пример - изображение св. Петра в портале священной ему церкви в Муассаке на юге Франции.
3. Готика как выражение религиозного сознания эпохи

Если романский стиль не сумел преодолеть противоречие материального и духовного, то эту задачу разрешила готика.
Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения. Значение, подобное тому, которое имело в раннем Средневековье учение Блаженного Августина, в период готики приобретают труды Фомы Аквинского (Фомы Аквината, ок. 1227-1274). Его учение, «томизм» (от лат. Thomas - Фома) имело последователей вплоть до современности, особенно оно оживилось во второй половине XIX в. Новейший томизм стремится сочетать учение Аквината с философскими системами Канта и Гегеля. Фома - аристократ по происхождению, сын графа Ландольфа Ак-винского, был воспитанником бенедиктинских монахов. Он специально изучал искусство в Неаполитанском университете. Затем вступил в доминиканский орден. Учился в Париже и стал известным профессором "теологии. За добрый нрав он получил прозвище «Doctor angelicus» («ангельский доктор»), что не мешало ему быть страстным полемистом. В 1323 году он был причислен клику святых под именем Фомы Аквинского (по месту его рождения Аквино, близ Неаполя). Одна из главных идей Аквината - стремление примирить разум и веру. Фома признавал науку и ее значение для познания, но утверждал, что вера выше разума, хотя и не противоречит ему. Познание предусматривает образное восприятие реальности, что, конечно, важно для искусства [2, c. 78].
Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света, что и находит выражение в миниатюрах, в витражах.
Несомненно, значительнейшую роль в культуре этого времени сыграли учение и личность Франциска Ассизского (ок. 1182-1226), проповедника, основателя монашеских орденов францисканцев и монахинь-кларисс; во главе последнего стояла сподвижница Франциска Кьяра (Клара), причисленная, как и он, впоследствии к лику святых. Однако первоначально Франциска считали еретиком, поскольку он предлагал молиться свободно, своими словами и читал проповеди низшим существам - птицам и рыбам. Тем не менее ему оказал покровительство папа Иннокентий III, и в дальнейшем орден францисканцев приобрел большое влияние.
К XIII в. появляются религиозные драмы, так называемые «Миракли» (от франц. miracle - чудо); их авторы в основном известны. Вот некоторые из таких драм: Рютбеф «Чудо о Теофиле», Жан Бодель «Игра о святом Николае» (эту пьесу считали чуть ли не лучшим французским мираклем).
И наконец, появились мистерии, наподобие такой: «Страсти господа нашего Иисуса Христа», где показывали даже как повесился Иуда. Эту мистерию играли на большой площади в Меце. Описано, что в действе участвовал муляж дракона длиной в 12 футов (фут - несколько больше 0,3 м).
В период готики поэзия трубадуров сомкнулась с процветающей рыцарской поэзией, связанной с развитием придворной культуры при утвердившихся властителях отдельных герцогств, княжеств, где проводились рыцарские турниры, господствовал культ «прекрасной дамы».
Музыка, литература, театр при большом интересе к зрелищности оказывали влияние на создававшуюся в то время концепцию готического собора. И вот уже в портале собора главное изображение Христа - высшего Судии сменяется заступницей людей перед ним - Богоматерью. Ранние готические соборы посвящаются ее культу: собор в Шартре, перестраивавшийся из романского в готический и, наконец, первый готический собор - Собор Парижской Богоматери, не только знаменующий эпоху его создания, но и ставший знаковым для романтиков XIX в. Слава его кажется вечной, и в наши дни он представляет одну из главных ценностей богатого культурным наследием Парижа [2, c. 80].
Именно в готической архитектуре проявляется главная забота средневекового зодчества - поиски конструктивных решений.
Причудливость готических форм становится результатом конструкции; ее элементы: стрельчатая арка, нервюрный свод, контрфорсы. Арки вытянутой, стрельчатой формы, нервюры - ребра свода, аркбутаны - полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы - вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины. Каждая ячейка внутреннего пространства (столбы, арки, свод) может быть повторена. Таким образом реализуется идея бесконечного пространства, идея, проявляющая у философов этого времени.
Так, французский философ, математик, эрудит Николай Оремский (1325-1382), получивший свое имя по городу Орему в Нормандии, епископом которого он был, много занимался вопросами геометрии, конфигураций, числовых соответствий. Его авторитет как одного из самых значительных ученых эпохи был очень велик. В его теории присутствует понятие несоизмеримых величин, тех, что нельзя измерить числом. Если вычесть одну такую несоизмеримую величину из другой, то результатом будет бесконечность.
Общей идее космичности, бесконечности и служит все своеобразие готического декора.
Той же идее соответствовала и скульптура, которая должна была выражать весь мир и потому в изобилии населяла готические соборы.
Так, среди тысяч великолепных, величественных и лирических скульптур одного из главных соборов готики в ее самом совершенном классическом французском выражении - соборе в Реймсе есть и гротескная скульптура - маска негра.
Драматичность жизни и чисто человеческие особенности характера при величайшем пластическом совершенстве выражают знаменитые статуи немецкого собора в Наумбурге - парные фигуры маркграфа Эккегардта и его жены Уты [7].
XIII-XIV вв.- время расцвета готического стиля - это и время высшего расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы. Прекрасные рыцарские поэмы, романы в течение столетий являлись предметами для подражания, предметами пристального интереса поэтов, писателей, музыкантов. В свое время эти произведения, если и не оказывали прямого влияния на изобразительное искусство (следует заметить, что некоторые исследователи готики относили к нему и готическую архитектуру), то уж во всяком случае были близки к нему.
В готике Европейских стран, за исключением Англии, плоскость стены была фактически уничтожена, витражи разъедали стену - они просвечивали и нарушали плоскость.
В Англии же в готических зданиях плоскость стен сохранялась, но обильно украшалась декором из перпендикулярных форм, почему этот стиль и получил название «перпендикулярной готики».
В Испании складывание средневековых форм происходит под постоянным воздействием мавританского искусства, поскольку эта страна долгое время находилась под владычеством мавров. Для испанской архитектуры характерно изобилие декора, покрывающего стены, колонны, своды. Примером испанской скульптуры может служить изображение царя Давида в тимпане знаменитого собора монастыря Сантьяго де Кампостелла. Жадное чувство массы камня, его весомости вступает в нем в противоречие с орнаментальностью складок одежды и создается острая контрастность абстрактного и чувственного начал, приводящая к преувеличенной экспресии образа [8, c. 66].
Средневековый стиль в Прибалтике воплощается в формах значительно более спокойных и прозаичных, более близких городам Ганзы и маленьким, возникшим в Средние века немецким городкам, вроде Берка в окрестностях Эйзенаха, которому насчитывается более 1200 лет, с типичными городскими воротами, культовыми и светскими постройками. Упоминание и описание этого городка относится к 786 году в «Бревиарии Лулли», названном так по имени монастырского хрониста Луллоса.
Более яркий и известный пример являет город Кведлинбург, история которого восходит к Х столетию и связана с именем первого немецкого короля Генриха I, прозванного Птицеловом. Здесь во многом сохранился средневековый облик города (теперь он отчасти восстановлен) с его узкими улочками, центром всякого подобного города - nорговой площадью, церквями XII-XIII веков, ратушей, замком, традициями городских празднеств (праздник цветов и т. п.).
Город Тангермюнде известен по гравюре более чем трехсотлетней давности. Судя по этому изображению многое сохранилось здесь от Средних веков - те же приметы тогдашнего города.
Однако классической страной готики остается Франция, хотя в различных ее частях архитектура развивается по-разному: в Нормандии она проще, на северо-востоке обладает наиболее характерными признаками, а на юге в интерьерах церквей ощущается все большая тяга к единому пространству, напоминающему о влиянии античности. Это влияние чувствуется и в скульптуре, приобретающей самостоятельность, независимость от архитектуры, монументальность.
Возможно, изменения, наблюдаемые в изобразительном искусстве и архитектуре, в некоторой степени отражают изменение ментальности в рассматриваемый период.

Заключение

Итак, средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.
В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М. К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

Список литературы

1. Всемирная история в 24 т. Т. 10. Возрождение и реформация. – Минск:Харвест, 2006.
2. Культурология. Уч. пособ. / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Культурология / Под ред. Ю.Н.Солонина. – СПб.: Лань, 2003.
4. Куренкова Р.А. Эстетика. - М.: Инфра-М, 2004.
5. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
6. Муратов П. Образы Италии. М.: Просвещение, 1994. - С. 109.
7. Поликарпов В.М. Культурология. – М.: Гардарика, 2002.
8. Радугин А.А. Культурология. – М.: Центр, 1997.
9. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1998.

(23.1 KiB, 28 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!