Эстетическая культура древних цивилизаций

9 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3
1. Культура Египта и Месопотамии 4
2. Индо-буддистская культурная традиция 8
3. Конфуцианско-даосистский тип культуры 12
Заключение 17
Список литературы 18

Введение

Обращение человека к художественному творчеству было величайшим событием по тем возможностям, которые в нем заложены. Об этом нагляднее всего свидетельствует возникновение письменности. Современным буквенно-звуковым системам письма предшествовали различные его формы, но первоначальным типом было пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений. Этот первоначальный тип письма был тесно связан с первобытным изобразительным искусством, от которого пиктографическое письмо стало отделяться в начале мезолита, чтобы спустя тысячи лет, уже на пороге раннеклассовых цивилизаций превратиться в упорядоченную письменность.
Тоже произошло и с искусством - должно было пройти свыше 900 тысяч дет, отделяющих древнейших людей от человека современного типа, прежде чем рука и мозг созрели для художественного творчества.
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

1. Культура Египта и Месопотамии

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.
Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощущения, ибо исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления - отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, - а речь упорядочивает их. Вместе с тем слова богов (иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта) представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства - вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей .
Древнеегипетская культура как бы вырастает из камня. Архитекторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим материалом. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы. Вес отдельных монолитов превышал тысячу тонн. Из камня создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.
В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет. Та же судьба была уготована и развитию культуры. Сложившиеся еще в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож, ибо в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела - статую, и поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящим жизнь». Но эта жизнь творилась по раз и навсегда установленным правилам. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Для работы применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храмов .
Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения, связи с реальной жизнью, с чувствами и переживаниями человека, с народной традицией, хотя в массе своей это искусство было обезличено. История донесла до нас не много имен великих ученых и мастеров. Среди них имена Имхотепа, Хемиуна, Инени Сенмута и др., сыгравших выдающуюся роль в развитии культуры.
Древние египтяне высказали некоторые теоретические идеи об эстетических свойствах мира. Так, в папирусе времен Среднего царства воспевается красота Нила:
Приносящий хлебы, обильный пищей,
Творящий все прекрасное...
Прекрасное - творение жизни, источник ее благ; прекрасное есть жизнь. Гимн, воспевающий бога солнца Атона, гласит:
Ты подаешь жизнь сердцам твоею
Красотою, которая и есть жизнь.
У древних народов отношение к миру сохраняло целостность, а эстетический интерес еще не вычленился в самостоятельную сферу (не отделился от практического).
Шумеры уже в XXV в. до н.э. знали письменность. В тексте «Лето и Зима, или Энлиль выбирает бога - покровителя земледельцев» зафиксирован первый в истории человечества спор о взаимоотношении прекрасного с полезным. Бог воздуха Энлиль решил создать на земле изобилие и сотворил двух братьев: Эмеша (Лето) и Энтена (Зиму). Братья спорят, кто из них прекраснее. Рассудил их спор Энлиль, сочтя прекраснейшим самого полезного:
Воды, приносящие жизнь всем странам, поручены Энтену, Земледельцу богов, который производит все.
Эмеш, сын мой, как же ты можешь сравнивать себя с твоим братом Энтеном!
Одновременно и параллельно с цивилизацией Египта в междуречье Тигра и Евфрата возникли и развивались центры других древнейших культур. Как и в долине Нила, зарождение новой культуры было связано с развитием земледелия, формированием новых социальных отношений, становлением государственности. Однако в отличие от Египта в Двуречье долгое время не существовало единого государственного и национального центра. Периодически набирали силу и разрушались государственные объединения, созданные различными народами: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др. Тем не менее, хотя в результате бесконечных войн гибли и уничтожались культурные ценности покоренных народов, общая культурная традиция, наследие прошлого, сформировали единое культурное пространство.
Как и в Египте, религия в Двуречье играла громадную роль в общественной жизни, определяя идеологические установки художественной культуры. Но в Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, после нее не оставалось ничего. Реальной была лишь земная жизнь, но она страшна, жестока, в ней все решается силой и кровью. Так возник культ сильной царской власти, дарованной богами. Именно он определял религиозное мировоззрение человека Двуречья. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.
По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня и как строительный материал использовался недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. Стихия и бесконечные войны разрушали созданное человеком. До наших дней дошли только громадные горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.
Храмы Двуречья по своим масштабам сравнимы с великими пирамидами долины Нила. В изобразительном искусстве важную роль играла пластика, рельеф, настенная живопись. Большого мастерства художники Месопотамии достигли в изготовлении глазурованных цветных изразцов, из которых складывались великолепные многокрасочные панно. Этот вид искусства являлся специфическим для данного региона. Из глины были созданы замечательные образцы мелкой пластики и керамики. Значительны достижения в металлургии, изготовлялось прекрасное оружие и изящные ювелирные изделия.

2. Индо-буддистская культурная традиция

Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основу глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а через них - на Европу. Индийские ученые разработали десятичную систему счета и ввели понятие нуля. Они с незначительными погрешностями определили расстояние от Земли до Луны и Солнца, рассчитали радиус Земли, сделали множество астрономических и научных открытий.
Уже во времена Индийской цивилизации (III тысячелетие до н. э.) они умели планировать города, возводить монументальные сооружения, знали письменность, использовали систему мер и весов. Появление на индийском субконтиненте светлокожих представителей арийских племен, перекочевавших через территорию нынешнего Ирана из прикаспийских степей (примерно I тысячелетие до н. э.), дало мощный импульс развитию духовной культуры и религиозных течений. Своего наивысшего расцвета достигает ведизм, органично объединивший верования древних ариев и местных дравидийских племен. Именно тогда получили расцвет науки, искусство, религиозная мысль. Сложилась теологическая концепция брахманизма и индуизма, возник и начал бурно распространяться буддизм. Все это притягивало в Индию многочисленных путешественников и паломников. Рассказы о несметных богатствах далекой и прекрасной страны привлекали сюда и завоевателей - от Александра Македонского до афганских и тюркских ханов.
На протяжении веков не ослабевает интерес к индийской культуре, истории, религии, знание которых является крайне необходимым для понимания этой великой страны и происходящих в ней изменений.
В Индии представлены все основные религии мира: индуизм, ислам, христианство, буддизм, иудаизм, зороастризм.. Есть в Индии и «свои» религии, как, например, джайнизм и сикхизм. Все это характеризует довольно сложное идейное и социально-структурное устройство индийского общества и неизбежно влияет на многообразие индийской культуры.
Наиболее распространен в стране индуизм, который исповедует более 80% населения. Индуизм принадлежит к наиболее древним религиям мира. Он прошел несколько этапов развития, зародившись первоначально как религия вед, или ведизм .
Индийские религии создали в искусстве неповторимую атмосферу движения, мерцания жизни, способствовали укреплению принципа незавершенности. Ярким примером классического воплощения в искусстве противоречивого взаимодействия конечного и бесконечного, материального и духовного с явной доминантой бесконечного и духовного является образец культового буддийского сооружения - ступы
Все ее компоненты пронизаны этим принципом, начиная от конструкции, сочетающей в себе квадратное основание (символ земли) с полусферической верхней частью. Полусфера, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы - ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символами власти. Ступу украшали рельефы и скульптуры бодхисатв и самого Будды, сцены из жизни святых и человека, восходящего в высших мир идей. И даже общая композиция храма подчинена идее незавершенности, мерцания неуловимого мира. (Структура вселенной изображали также буддийские мандалы - своеобразные святые символы-диаграммы.) Одной из самых древних сохранившихся ступ, сооруженных во времена империи Маурьев, является Ступа в Санчи (III - II вв. до н. э., штат Мадхья-Прадеш.) Она имеет высоту четырехэтажного дома и была ранее облицована каменными плитами с рельефными изображениями сцен из преданий буддизма. В Индии каменная скульптура служила украшением архитектуры и чаще всего создавалась в виде декоративных рельефов. Каждая фигура в них была неразрывно связана с другими изображениями. Позы, движения и жесты людей на горельефах на редкость выразительны и изящны. В этом проявилось влияние на скульптуру искусства танца, широко распространенного и любимого в Индии с древнейших времен. Для рельефа характерна любовь к точности деталей. Чтобы сделать изображение более четким и более понятным зрителям, художник пренебрегает прямой пространственной перспективой, то есть уменьшением фигур и предметов по мере удаления от зрителя. По той же причине подчас игнорируются не только определенные моменты содержания, но и пространственные соотношения отдельных фигур, предметов и растительных форм. При этом иной раз случается, что один и тот же персонаж изображается дважды в одной и той же сцене, однако в другом положении, в иной ситуации.
Из растительных форм чаще всего встречаются лотос и дерево Бодхи. Оба эти растения характерны для символики буддийского учения в индийском искусстве. Изредка встречалась в Индии и круглая скульптура. Такова знаменитая Львиная капитель, когда-то венчавшая огромную колонну, поставленную по велению царя Ашоки в городе Сарнатхе в память первой проповеди Будды. Эта капитель, изваянная в виде четырех львов, как бы сращенных спинами, служила опорой для большого «Колеса Учения» (дхарма-чакра) - символа учения Будды. Изображение Львиной капители стало впоследствии гербом Республики Индия .
Классическая индийская музыка исполняется на чисто индийских инструментах. К ним в первую очередь относятся вина и ситара, а также большое количество различных барабанов.
Вина представляет собой струнный щипковый инструмент, состоящий из деревянного корпуса, на изготовление которого идет главным образом древесина хлебного дерева, прикрепленного к одной из двух тыкв. Меньшая по размеру тыква поддерживает шейку инструмента, завиток которого выполняется в виде животного. Вина имеет четыре основные струны и несколько различных бурдонных струн. Существует несколько разновидностей вин, среди которых наиболее ценится вина-еквала, выполненная из одного куска дерева.
Ситара также является струнным щипковым инструментом лютневого семейства. Состоит из деревянного выпуклого корпуса и длинной (до 90 см) шейки с навязанными ладами (от 16 до 22). Имеет семь основных струн и 11 - 12 резонансных.
Индийский классический танец своими корнями уходит в глубокую древность. Техника танца была описана еще в «Трактате о театральном искусстве» («Натьяшастре»). В отличие от европейского классического танца, призванного передать определенное настроение посредством различных технических приемов, индийский классический танец всегда наполнен конкретным содержанием. Каждое движение ног, рук, глаз, бровей и других частей тела имеет свое значение, поэтому индийский классический танец можно читать, и он нередко сопровождается устным пересказом своего содержания (танцевальным речитативом).
Все движения танцовщика или танцовщицы строятся на весьма жестких канонических принципах, не зная которых, невозможно понять содержание танца.
Во-первых, в индийском классическом танце задействованы все части тела, которые подразделяются на основные (голова, руки, грудь, талия, бедра и ноги) и вспомогательные (глаза, брови, нос, губы, подбородок, рот, шея). В «Натьяшастре» различают, например, 24 движения головы, 26 движений глазного яблока, шесть движений бровей и четыре движения шеи.
Во-вторых, существует примерно сто канонических положений рук (мудра или хаста). Каждая из позиций руки или рук передает определенное значение, а иногда и несколько значений.
В-третьих, существует обширнейший набор канонических движений.
Все движения составляют голую технику танца без выражения каких-либо эмоций. Соединение чистой техники с эмоциональным настроем танцовщика - что передается с помощью акцентированной мимики, где особую роль играет выражение глаз - порождает собственно танец, в котором техника дополняется актерской игрой, соответствующим настроением и чувством, а также музыкальным сопровождением.
В Индии существует примерно 11 классических школ танца, среди которых наиболее популярными являются Бхаратнатьям, Катхак, Катхакали, Одисси, Манипури .
Искусство классического танца - это чисто национальное явление. Обучение танцовщика или танцовщицы длится от 10 до 13 лет при каждодневном изнурительном труде. До сих пор никому из неиндийцев не удалось овладеть индийским классическим танцем (у нас овладеть этим мастерством безуспешно пробовали и эстрадные танцовщики, и даже солистки Большого театра). Кое-кому удавалось имитировать классический танец, но дальше этого дело не пошло.
Наряду с классическим танцем особое место в танцевальном искусстве Индии занимают народные танцы. Каждый индийский штат имеет множество таких танцев. Фестиваль народных танцев проходит в Дели во время празднования Дня Республики.

3. Конфуцианско-даосистский тип культуры

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название - «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой. В общинно-кастовой Индии аналогичных регламентов и запретов было, видимо, не меньше, однако только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированы, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая. Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.
В конфуцианстве понятие «ли» («этика-ритуал»), охватывающее родственные понятия («правила поведения», «обряд», «обычай», «благопристойность» и др.) стало высшим символом ритуализованной этики, превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже идеализированного, социального устройства и поведения человека: «Правитель руководит подданными посредством ли», «Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли, поднебесная вернется к гуманности».
Невычлененность этики из синкретического комплекса норм, охватывающая мораль, обычаи, право, обряды, церемонии, ритуалы и т.п. и ее практическое слияние с ритуалом и с «моральной теорией человеческих действий», помогли конфуцианству, этому вначале чисто философскому учению, постепенно овладеть и религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только разум, но и веру. С обретением мощных социальных и духовных санкций официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина.
Социальное функционирование этих норм представляло собой жесткий автоматизм обретенного с колыбели стереотипа. В этом и состояла главная сила «китайских церемоний», четко предписывавшихся каждому китайцу в соответствии с его статусом, который, кстати, мог меняться. Простолюдин в Китае не раз становился даже императором, тем более он мог стать даосом, буддийским монахом, а позже мусульманином или христианином. Но в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он вольно или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем незыблемых принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.
Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом. Здесь тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причем Дао в его даосской трактовке (существовала и конфуцианская интерпретация Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индуистскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае .
Для традиционной китайской культуры не характерна связь типа бог - личность, прямая или опосредованная фигурой жреца (богослова), как это было присуще иным культурам. Здесь связь принципиально иного типа: «Небо как символ высшего порядка - земное общество, основанное на добродетели», опосредованная личностью осененного небесной благодатью правителя. Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия развитие Китая. Как известно, основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности - тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством долга. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека явилось одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом.
Однако ни общество в целом, ни человек в отдельности, как бы ни были они окованы официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Ведь за пределами конфуцианства оставалось мистическое и иррациональное, к чему всегда притягивает человека. Экзистенциальная функция религии в этих условиях выпала на долю даосизма (философия Лао-Цзы, старшего современника Конфуция) - учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти. В центре даосизма - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте, господствующем везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него; невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете; даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия. Исходя из идеи о том, что тело человека представляет собой микрокосм, подобный макрокосму (Вселенной) даосизм предложил ряд рецептов достижения бессмертия:
1) ограничение до минимума в еде (путь, изученный в совершенстве индийскими аскетами - отшельниками);
2) физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами (здесь видно влияние индийской йоги);
3) совершение свыше тысячи добродетельных поступков;
4) принятие пилюль и эликсира бессмертия; не случайно увлечение волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное развитие алхимии.
Вместе с тем следует отметить, что китайская культура, при всей ее монолитности и непрерывности развития, включает в себя множество элементов, объяснить наличие которых можно только заимствованиями. В истории Китая наблюдается закономерность: периоды расцвета сопровождались интенсивным обменом с внешним миром, период упадка - отгороженностью от внешнего мира, боязнью культурного обмена.

Заключение

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности.
Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основу глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а через них - на Европу. Длительный период возникновения и становления в Индии первых государств завершился формированием обширных империй Маурьев, а позднее и Гуптов, которые оставили неизгладимый след в истории человечества. Именно тогда получили расцвет науки, искусство, религиозная мысль.
К непреходящим ценностям китайской традиционной культуры относятся: основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способ мышления, созвучный идеям современной физики, в частности, квантовой теории поля; акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании человека, гармонии межличностных отношений и отношений между личностью и обществом; морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе; традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических норм; традиции семейных отношений; стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды, интересов личности и массы.

Список литературы

1. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. - М.: Искусство, 1973.
2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Прогресс, 1988.
3. Всеобщая История Искусства. Т. 2 / Под ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. - М.: Дашков и К, 2010.
4. Жуковская Н.Л., Игнатович А.Н., Корпев В.И. Буддизм: словарь. - М.: БРЭ, 1992.
5. Малая история искусств / Под ред. Х.М. Моде. – М.: Искусство, 2008.
6. Мифы народов мира / Под ред. С.А. Токарева. Т. 1 – 2. - М.: БРЭ, 1999.
7. Популярная художественная энциклопедия. / Под ред. В.М. Полевого. - М.: Лань, 2007.
8. Сергеев В.С. Культура Индии: традиции и современность. – М.: Прогресс, 1989.
9. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Культура, 1985.

(21.1 KiB, 18 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!