Эрнст Мах(1838- 1910)

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Эрнст Мах(1838- 1910), крупнейший физики физиолог, обратившись к анализу роли субъекта в процессе получения физического знания, построил философскую систему, выйдя за рамки физической науки. Мах обращает внимание на следующие моменты: во- первых, философия анализирует не действительность как таковую, а то, как действительность представлена в человеческом знании, и в этом смысле она по предмету не может пересекаться ни с одной из научных дисциплин; во-вторых, даже когда философия определяется как наука о действительности в целом, речь идет не о представлении мира как такового и не об охвате всех знаний, накопленных науками, а о выработке позиции, позволяющей увидеть мир как нечто единое, не разглядывая отдельные его детали. Точка зрения эмпириокритицизма такова: для познания нет иного материала, кроме данных опыта, и чем ближе оно к ним, чем точнее описывает их наличную связь, тем совершеннее достигает своей цели.

В своей философии Э. Мах обращается прежде всего к здравому смыслу, незамутненному предрассудками разуму и авторитету естественной науки. Первый и несомненный факт, с которым должно считаться всякое философское рассуждение, заключается в том, что человек всегда находит себя в мире, вместе с существованием которого дано ему и собственное существование. Мир этот совершенно объективен, т. е. независим от индивидуального сознания. От него нельзя избавиться, закрыв глаза. Мы не вольны и поступать в нем, как нам заблагорассудится. Законы его навязаны нам как необходимое, неизбежное и чуждое. Судить же о мире мы можем лишь на основании общения с ним, результатом которого является содержание нашего сознания - объективно существующие вещи и феномены субъективной жизни. Содержание мира, взятое как содержание сознания, заключено в махизме в понятии «опыта». Человек не может судить о том, что не дано ему в опыте. Опыт - тот источник, из которого черпает наука, и та последняя инстанция, к которой она обращается для проверки своих выводов. Всякое стремление выйти за рамки опыта сомнительно.

Содержанием опыта, с точки зрения Э. Маха, не являются ощущения, как у Юма, т. е. феномены психические: содержание опыта не есть результат творчества сознания, как у Конта. Содержание опыта объективно, элементы его нейтральны. Будучи рассмотрены безотносительно к воспринимающему их индивидуальному сознанию, они представляют собой физический мир (объективный ряд элементов опыта). Но взятые в процессе их восприятия субъектом, они - ощущения, элементы психической жизни. Нейтральность элементов Э. Мах подчеркивает постоянно, дабы избежать отождествления его взглядов со взглядами Юма.

Существование объективного мира махизмом признается безусловно, но его интересует не самосуще- ствование независимой от сознания реальности, а то, как дана она индивидуальному сознанию. Махизм отрицает не саму объективную реальность, а метафизический подход к ней - признание реалий, принципиально недоступных опыту. Потому для махизма не существует и вопроса о соответствии форм, в которых дана объективность в опыте, внеопытной реальности, т. е. проблематики теории отражения. Для махизма существует лишь вопрос об отражении содержания одной психики в другой. Пафос очищения опыта от метафизических привнесений дал махизму второе название - эмпириокритицизм.

По поводу содержания опыта Э. Мах рассуждает так. Первое, что находит каждый из нас в сознании, - мелькание красок, форм, звуков, запахов и т. д. Но это мелькающее многоцветье не хаос, а космос тел, сознаний и прочих реалий, в которых мы весьма успешно ориентируемся. Материал этого первичного хаоса Э. Мах называет первичными нейтральными элементами, но не ощущениями. Они не сотворены сознанием, а порождены воздействием внешнего мира. В своей взаимосвязи они объективны. Однако судим о них мы лишь постольку, поскольку они становятся нашими ощущениями, т. е. поскольку мы воспринимает их. Мир же, данный нам в ощущениях, свою конкретную форму и вид получает не безотносительно к способам человеческого восприятия. Мысль эта становится совершенно понятной, если вспомнить, как меняет мир свои краски, когда мы смотрим через цветные очки, как мы выглядим в кривых зеркалах. Подобным же образом мир «корректируется» воспринимающим его сознанием, отнюдь не покушающимся при этом на его объективность. Для науки важен тот факт, что воспринятый мир есть мир «сотворенный» (искаженный) уже самим актом восприятия. С этим миром и имеет дело познание, в нем и суждено ориентироваться человеку.

Применительно к миру опыта существенное значение может иметь вопрос о том, как в рамках опыта даны сознанию объективное и субъективное, этот вопрос и занимает Э. Маха. Это и есть эмпириокритиче- ская Постановка центральной философской проблемы. Мир опыта, как уже говорилось, не хаос ощущений, а нечто упорядоченное и организованное. Мы воспринимаем его как совокупность устойчивых единичностей, которые обладают целым набором чувственно воспринимаемых свойств и выступают как связанные комплексы ощущений. Это физические тела, люди, но это и элементы сновидений, если они достаточно устойчивы.

Устойчивость - основной принцип существования комплекса. Правда, ничего абсолютно устойчивого, считает Мах, не существует. Так, изменяется даже наше «Я», утрачивая в течение жизни воспоминания, черты характера, привычки, но все же остается узнаваемым. Во всяком комплексе важны его постоянные характеристики. Устойчивые комплексы опыта различаются, образуя два самостоятельных, независимых (или параллельных) ряда: физических тел и психических феноменов. Критерий их различия - отношение к индивидуальному сознанию. Физические тела независимы от него и существуют «для всех». Так, если мы повернемся спиной к дереву, оно не перестанет существовать, мы лишь перестанем воспринимать его. Психические же феномены существуют только для нашего сознания. Связь объективного ряда - связь самих физических тел.

Принцип организации психического мира - ассоциация, центром которой является наше «Я». С точки зрения Э. Маха, для науки достаточно констатации того, что эти ряды независимы, всякая попытка установить их связь является метафизикой. По мнению Маха, комплекс «тело» и комплекс «восприятие» этого тела тождественны за исключением характера их связи и соотношений в опыте. Словом, физическое и психическое - только две формы связи опыта, а не два различных его содержания.

В этом пункте эмпириокритики отличаются от сенсуалистов, которые признавали не две, а только одну форму связи опыта, именно психическую, понимая ее просто как связь ассоциаций ощущений. Для них и все элементы опыта были только ощущениями. Поэтому, когда Плеханов и Ленин утверждали, что у эмпириокритиков слова «элементы опыта» не означают ничего иного, кроме ощущений, здесь была определенная издержка. Элементы у Маха и эмпириокритиков, конечно, обладают чувственным характером, но у них чувственный мир и признается за настоящую действительность, а отнюдь не за ощущения и представления, порожденные в нас действием «вещей в себе». Это можно пояснить следующим примером: дерево обладает определенными объективными качествами, независимо от того, «ощущает» их кто-нибудь или нет, и только когда индивидуум отражает в своем мозге все это, тогда те же элементы для него становятся также и ощущениями. Тела суть переживания только тогда, когда человек познает их, относит рх к своей среде, т. е. они входят в его опыт не более, ^ем в опыт других людей, а потому являются не его личными психическими переживаниями, а настоящими, реальными вещами. Такое понимание опыта сами эмпириокритики называют реалистическим, и оно приблизительно соответствует так называемому наивному реализму.

Однако у Маха и Авенариуса речь идет не о простом восстановлении примитивного доверия ко всему чувственному материалу опыта, а признается необходимость критики. Причем критика опыта ничего не должна выбрасывать из его содержания, но все должна представить в его действительной и точной связи. Задача познания состоит, следовательно, в том, чтобы правильно констатировать и без всякого искажения описать связь данных элементов и комплексов, ничего не прибавляя и не убавляя. Это задача чистого описания, она составляет основу учения Маха о методе.

Поскольку предмет науки - феноменальная сфера, то ее дело - устанавливать связи внутри этой сферы - законы. Большинство ученых, исследуя факты, не ограничиваются их чистым описанием, а стремятся их объяснить. Это стремление эмпириокритики считают ошибочным. Явления познаны, с их точки зрения, когда найдены и точно указаны их связь и зависимость; никакого другого объяснения не требуется. Когда же люди добиваются от познания чего-то иного и большего, то они становятся на ложный путь и неизбежно вносят в свои настроения элемент произвола, искажение действительных данных опыта, и во всяком случае, загромождают познание ненужными «примыслами», бесполезными гипотезами, например, такими как идея причинности. Что такое причинная связь? Если мы определим все условия, в которых происходит какое-нибудь явление, то мы узнаем его зависимость от других явлений. Это, однако, еще не причинность, а просто описание связи фактов. Когда мы говорим, что при трении двух кусков дерева развивается теплота, мы констатируем бесспорную, многократно наблюдавшуюся последовательность данных опы

та. Но мы, кроме того, думаем, что трение «вызывает» нагревание кусков дерева. Тут уже имеется нечто иное, прибавленное нами к наличным фактам, а именно представление, заимствованное совсем из другой области. Благодаря привычке, людям кажется наиболее «понятной» та связь, которая существует между актом воли и действием, которое из него возникает. Это, по мнению эмпириокритиков, и есть основа идей причинности. Когда одно явление считают причиной другого, то дело представляется так, что первое вызывает второе по тому же типу, как наша воля вызывает какое-нибудь движение тела. В действительности, этого соотношения нет: оно внесено в опыт нашим воображением и должно быть отвергнуто, подобно всякому другому антропоморфизму.

Оставаясь в рамках опыта и его чистого описания, по мнению эмпириокритиков, надо отыскивать связи условий и обусловленного, но не понимать их в смысле «причинности». Все виды связей в опыте могут быть сведены к одному типу, а именно - «функциональной зависимости». Ее схема такова: если налицо имеется А, то происходит В. А. может обозначать ряд условий, например: следует за ними; это «функциональное отношение последовательности». А и В могут быть строго одновременны, параллельны, тогда перед нами «функциональное отношение одновременности». Все такие соотношения, раз они точно констатированы и выражены, ни в каком дальнейшем объяснении не нуждаются. Напротив, желание «объяснять» их приводит только к тому, что их осложняют и затемняют добавлениями, которых нет в опыте и которые сводятся к необоснованным предположениям или ошибочным аналогиям. Таким образом, причинность - ошибочная аналогия, антропоморфизм; «вещь в себе», лежащая за пределами опыта - бесплодное предположение.

Устранением из системы опыта ложных аналогий и гипотез занимается специально критика «интроекции», выполненная Рихардом Авенариусом (1893-1896). «Интроекция» - вкладывание внутрь - есть способ, по которому обыденное сознание воображает отношение души и тела: психика со всеми своими переживаниями помещается внутри тела. В этом состоит, по Авенариусу, основная ошибка. Физический мир, к которому принадлежит тело человека, есть непрерывное целое: все его комплексы физические, и в нем нет места психическому. Психическое лежит в ином поле опыта. Поэтому интроекция представляет собой смешение различных связей опыта.

Принцип экономии мышления, предложенный Авенариусом, есть чистое описание опыта, т. е. такое его описание, которое способно связать короткой формулой огромное количество фактов. Таковы, например, законы науки, художественные образы. Из махистско- го понимания опыта, как экономной формы описания опыта, вытекает главная функция сознания - приспособление к окружающей среде, соответственно биологической природе сознания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!